Слайд 1«Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с
болезнью,
то я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся
ты и я, то вместе мы победим болезнь».
Гиппократ.
Слайд 2 Международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому
право выбора места, способа и языка обучения. Российская общеобразовательная школа,
обычные детские сады уже приняли в свои стены детей с различными отклонениями в развитии, детей с ОВЗ, детей, которые имеют особые образовательные потребности (ООП).
Современная система образования нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
детей-инвалидов,
детей с ООП.
Слайд 3 Готов ли сегодня педагог обычной общеобразовательной школы к педагогической работе
с этой категорией обучающихся, воспитанников?
Знает ли он их особенности
и образовательные возможности?
Владеет ли специальными приемами и способами обучения при возникновении затруднений?
Знает ли о том, где получить необходимые знания, консультации по специальной педагогике, по конкретным вопросам обучения и воспитания?
Может ли он отнестись к этим детям с любовью, терпением и верой в их возможности?
Слайд 4 Дефектология относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития
детей с ограниченными возможностями здоровья (/особенностями в развитии), закономерности их
воспитания и обучения.
Слайд 5Предметом исследования дефектологии, как отрасли научного познания, являются дети с
физическими и психическими недостатками (нарушениями, дефектами), а также особенности их
обучения и воспитания.
Глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами дефектов является одной из основных задач дефектологии.
Выявление этих закономерностей возможно при условии комплексного, разностороннего подхода к изучению детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, различных специалистов: педагогов, дефектологов, врачей, физиологов, психологов и др.
Слайд 6 Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к их числу
относятся:
- сурдопедагогика (отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных
знаний об образовании лиц с нарушениями слуха),
- тифлопедагогика - (наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения),
- логопедия (наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения),
- олигофренопедагогика (отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей),
-отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
-коррекционная педагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
- а также специальная психология, изучающая психологические особенности детей с ОВЗ.
Слайд 7 при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в
традиционном образовательном процессе. Речь идет о таком варианте развития, который
отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Основание присвоение статуса: заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (МЦКО).
Обучающийся с ОВЗ-
Слайд 8 лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, вызывающее необходимость его социальной защиты
и приводящие к ограничению жизнедеятельности.
Основание присвоения статуса: справка Медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза предоставляет также: ИПРА (индивидуальную программу реабилитации или абилитации).
Обучающийся с инвалидностью-
Слайд 9Обучающиеся с особыми образовательными потребностями- это обучающиеся, нуждающиеся в получении
специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании
и обучении.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 10Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
Дети с нарушением зрения
(слепые, слабовидящие).
Дети с нарушениями речи.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Дети
с задержкой психического развития.
Дети с нарушением поведения и общения.
Дети с умственной отсталостью.
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными (сочетанными) дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Дети с ОВЗ
(по классификации
В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова).
Слайд 11Дети с ОВЗ— это дети с особыми образовательными потребностями, а
следовательно, в процессе обучения необходимо:
начать специальное обучение ребёнка сразу
же после выявления первичного нарушения развития;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
Слайд 12 В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие — лишь
сглаживаться, а некоторые — только компенсироваться.
Слайд 13Этиология:
1. Эндогенные причины делятся на три группы:
-пренатальные (до рождения ребенка):
перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности, стрессы, травмы, наследственность,
сильные токсикозы и др;
-натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, родовые травмы, слишком быстрые роды, асфиксия и др;
-постнатальные (после рождения): перенесенные самим ребенком инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы.
2. Экзогенные причины: причины социально биологического характера (это экология, профессиональные вредности, неправильный образ жизни и др).
Слайд 14 Отношение к лицам с особенностями развития в ходе исторической эволюции
человеческого общества было неоднозначным и «прошло сложный многовековой путь от
нетерпимости к проявлению недостатка, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физическое или психическое нарушение.
Слайд 15В России понятие «инклюзивное образование» определено Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» как «обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Слайд 16
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования,
высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Адаптированная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам определённой ступени образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
Образовательная программа
Слайд 17отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
низкий темп выполнения заданий;
низкий уровень свойств
внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
низкая
самооценка;
повышенная тревожность, страхи;
нарушение координации движений;
низкий уровень развития общей и тонкой моторики;
трудности в понимании инструкции;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
чрезмерная активность, подвижность, неусидчивость.
Учитель может столкнуться со следующими трудностями при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ: