Слайд 1Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
Слайд 2План урока
Рыночное равновесие (график);
Дефицит и избыток;
Статическая и динамические модели взаимодействия
продавцов и покупателей;
Суть модели Л. Вальраса и модель А. Маршалла;
Вмешательство
внешних сил;
Свойства характеризующие взаимоотношения покупателей и продавцов;
Функции равновесной цены: на рынках покупателей и продавцов;
Устойчивость равновесия.
Слайд 3Рыночное равновесие
Q
P
Qs
Qp
Pe
Qe
Слайд 4Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли
бы купить, а продавцы предложить при различных ценах.
Сами по
себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа.
Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение в экономике.
Слайд 5Взаимодействие предложения и спроса в результате приведет к установлению равновесной,
или рыночной, цены.
Рыночная цена – это именно та цена,
при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги.
Слайд 6Объединим в одну таблицу шкалу спроса и предложения
Слайд 7Графически рыночное равновесие можно изобразить следующим образом
Слайд 8Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической.
В реальной жизни
рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной, поэтому для
рыночного равновесия характерна динамическая модель.
Такие модели в XIX в. были предложены Л. Вальрасом и А. Маршаллом.
Слайд 9Суть модели Л. Вальраса
заключается в том, что поиск рыночного равновесия
происходит в краткосрочном периоде: производители уменьшают выпуск продукции, а покупатели
предъявляют прежнюю величину спроса. Покупатели начинают соперничать, что приводит к росту цены. Стимулируется выпуск товаров, а дефицит исчезает.
Слайд 10Модель А. Маршалла
описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, т. е.
объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса.
Таким образом, происходит анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения на рынке ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара.
Слайд 11Вмешательство внешних сил (в таком качестве могут выступать государство и
монополии) приводит к нарушению установленного состояния экономического равновесия:
Слайд 121) утверждение государством «потолка» цены (ниже равновесной) приводит к формированию
стойкого дефицита товаров или услуг, устранить который не под силу
государству, так как цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей увеличивать производство;
2) установление государством (монополией) цены выше равновесной ведет к формированию излишка товаров (затовариванию), который государству приходится закупать на деньги налогоплательщиков.
Слайд 13После раздельного определения спроса и предложения представляется возможным перейти к
общему анализу поведения обеих рыночных сторон: продавца и покупателя.
При
этом особого внимания заслуживает наиболее часто встречающийся вариант их взаимоотношений, характеризующийся следующими свойствами:
Слайд 14Достаточное число участников на обеих сторонах, то есть как на
стороне предложения, так и на стороне спроса.
Предлагающая сторона не предпринимает
количественных сокращений объема производства в ожидании повышения цены на товар.
Потребители не ограничивают объем потребления в ожидании снижения цены.
Реагирование на изменение цены как потребителя, так и производителя нормальное.
Слайд 15Равновесная цена в условиях свободного ценообразования выполняет чрезвычайно важные функции.
Слайд 16На «рынке покупателя», где объемы предложения превышают объемы спроса
Селективная функция,
приводящая к уходу с рынка продавцов, которые не могут покрыть
свои задержки в условиях снижающейся цены.
Рационализирующая функция, побуждающая производителей повышать эффективность бизнеса за счет оптимизации использования ресурсов.
Стимулирующая функция, заставляющая производителей снижать цены на свои товары (конечно, в зависимости от эластичности спроса, о чем будет сказано ниже).
Слайд 17На «рынке продавца», где объемы спроса выше, чем объемы предложения,
Информационную,
когда с помощью растущих цен рынок информирует производителей о возможности
получения более высокой прибыли.
Направляющую, когда повышение цены и прибыли приводит к тому, что ресурсы, необходимые для производства, поступают в соответствующие отрасли.
Слайд 18Устойчивость равновесия
Устойчивостью, или стабильностью, равновесия называется способность рынка, выведенного из
состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием лишь своих
внутренних сил.
Очевидно, что анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости предполагает обязательный учет фактора времени. Другими словами, такой анализ требует построения динамической модели рынка.
Слайд 19Паутинообразная модель
Предложение на некотором временном периоде (Qf) должно реагировать
на изменение цены не сразу, а с временным лагом, т.
е.: QrS=fs(Pt-1)
Покупатель, напротив, реагирует немедленно: QDT=fD(PT)
Реальные объемы спроса и предложения подчинены в каждом периоде условию равновесия:QTS=QTD.
Ожидание, которое каждый рыночный участник может с учетом его опыта использовать, исключено
Слайд 23Из рис. рассматриваемая система стремится в режиме затухающих колебаний к
положению равновесия втачке с координатами (РE QE), то есть равновесие
в этом случае является устойчивым.
Однако такое положение дел будет иметь место только в том случае, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса
Слайд 24В том случае, когда углы наклона кривых спроса и предложения
равны цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия (индифферентная
модель).
Слайд 26Неустойчивое равновесие
равновесие является неустойчивым, с взрывными колебаниями цены, если угол
наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения.
В реальных условиях
в нормально работающей экономической системе последняя ситуация маловероятна.
Во-первых, производители стараются на основе изучения динамики цен получать гораздо более точную информацию о будущих ценах, чем если просто переносить фактическую цену конкретного периода на следующий временной отрезок.
Во-вторых, другим стабилизирующим равновесие фактором может послужить образование запасов товаров и их изменение в разные периоды времени.
Слайд 30Итоги урока
Рыночное равновесие (график);
Дефицит и избыток;
Статическая и динамические модели взаимодействия
продавцов и покупателей;
Суть модели Л. Вальраса и модель А. Маршалла;
Вмешательство
внешних сил;
Свойства характеризующие взаимоотношения покупателей и продавцов;
Функции равновесной цены: на рынках покупателей и продавцов;
Устойчивость равновесия.
Слайд 31Домашнее задание:
П. 3.4 читать;
Вопросы 2, 4, 5, 7, 9, 10,
11.