Слайд 1 Почему в лесу мы
будем соблюдать
тишину?
Слайд 5Каждый знает, что нельзя стрелять в птиц из рогаток, разорять
гнёзда, разрушать муравейники. Ты ведь никогда так не
поступаешь?
Слайд 6Но, оказывается, можно и без этого невольно вредить животным.
Слайд 7Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям –
ты
пугаешь обитателей леса, нарушаешь их нормальную жизнь.
Слайд 8Если ты берёшь в лес гулять свою собаку, то вы
беспокоите
животных леса.
Слайд 9Если ты включаешь в лесу громкую музыку или шумишь, то
ты
мешаешь жителям леса вести спокойную жизнь.
Слайд 10Учёные называют такое воздействие на животных «фактором
беспокойства».
Слайд 11Особенно опасно беспокоить животных во время их размножения
– весной
и в начале лета.
Слайд 12Многие птицы не могут из-за этого построить гнёзда
или же покидают
гнездо, в котором уже отложены яйца.
Слайд 13Очень пугливы, скажем, певчие дрозды. Потревоженные, они
совсем улетают из
гнезда, даже если насиживали яйца несколько
дней.
Слайд 14Понятно, что из брошенных яиц птенцы не вылупятся. Птицы –
родители построят в каком-нибудь укромном месте новое гнездо,
но в
нём будет меньше яиц.
Слайд 15Случается, что и второе, и даже третье гнездо дрозды вынуждены
бросить.
Так и погибает порой половина всех гнёзд, построенных
в лесу
или парке певчими дроздами.
Слайд 16А уж в гнездо, в которое заглядывал человек и держал
яйца в
руках, чтобы получше разглядеть, хозяева наверняка покинут. Это
тот
случай, когда лучше не проявлять любознательности.
Слайд 17Не надо даже близко подходить к птичьим гнёздам.
Слайд 18Примятая тобой трава, случайно сломанная веточка могут
нарушить маскировку гнезда,
«навести» на него лесных хищников.
Слайд 19Постарайся не нарушать спокойную жизнь лесных жителей, ведь
ты -
у них в гостях.
Слайд 20Это не значит что мы должны говорить шепотом. Но помнить
о
лесных жителях, и о том, как они могут реагировать
на наше
поведение, необходимо всегда.
Слайд 21От нашего поведения в лесу зависит не только судьба животных,
но и растений. Конечно, растения не подвержены «фактору
беспокойства», но
зато они подвержены факту «вытаптывания».
Слайд 22Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных с тропинками
и тропками, проложенными людьми вдоль и поперёк.
Слайд 23В таких лесах и многие растения, характерные для этих мест,
не
растут и грибов не найдёшь, да и деревья в
них умирают.
Слайд 24А сколько раз приходится видеть: едва войдут люди в лес,
едва
ступят на опушку, уже начинают рвать, а часто выдирать с
корнем
растения.
Слайд 25Цветы быстро вянут, их выбрасывают. Люди рвут новые
цветы и
снова их выбрасывают. Иногда считают, что сбор цветов
и вовсе
безобидное занятие.
Слайд 26А между тем растений становится всё меньше и меньше.
Некоторые,
ещё недавно обычные растения, исчезли полностью,
и ближе чем за
100 км от крупного города их не увидишь.
Слайд 27Люди любят красивые цветы и именно их срывают. Сорванные
растения
не сумеют дать семена, ведь они ещё только цветут,
а
значит, не смогут дать продолжение роду. Точно так же могут не
вырасти и многолетние растения.
Слайд 28Растения становятся редкими не только потому что их срывают.
На
растительном и животном мире отражается хозяйственная
деятельность человека – вырубка
лесов, распашка полей,
осушение болот.
Слайд 29Каждый человек должен следовать правилу – возвращаться
домой без букетов
цветов, не собирать ничего, даже ромашек.
Слайд 30Пусть они растут на лесной полянке, а ты привезёшь домой
красивые фотографии цветов и лугов.
Слайд 31Но разве только птицы и цветы окружают нас в лесу
и на лугу,
разве только к ним мы относимся небрежно?
Слайд 32Вспомним, например, ящерицу. Увидев мелькнувшее её в траве
тельце, мы
так и стараемся накрыть его ладонью, сачком, шапкой.
Слайд 33Ну для чего? Чтобы рассмотреть её? Чтобы проверить
отрывается ли
у неё хвост? Чтобы посадить в коробку, где она
обязательно
погибнет.
Слайд 34Про лягушек и жаб говорить нечего, они страдают больше всего.
Слайд 35Очень многим ребятам хочется поймать притаившегося в траве
кузнечика ,
красивую бабочку или ползущего по тропинке жука.
Так просто, без
всякой цели. Поймать , посмотреть, а иногда и
раздавить.
Слайд 36Возможно, ты сам этого не делаешь, но смотришь спокойно, как
это делают другие. И думаешь: велика ли беда – букет
цветов или
несколько погубленных насекомых.
Слайд 37Да, несколько погубленных насекомых –невелика беда. Хотя
непонятно, зачем губить
этих насекомых?
Слайд 38Но если учесть, что сейчас вокруг крупных городов в лесу
ежедневно
бывают несколько сотен человек на гектаре и если из
этих несколько
сот человек хотя бы какая то часть будет
создавать «фактор беспокойства», собирать цветы, уничтожать
пусть даже одно насекомое, что же получится?
Слайд 39Мы с вами можем помочь охранять природу. Мы можем бережно
относится ко всему живому, окружающему нас, делать всё, чтобы
оберегать,
спасать, защищать отдельных представителей
живой природы.
Слайд 40Пусть ты не принимаешь участие в спасении уссурийского тигра,
белого
медведя, снежного барса и белого журавля. Это делают
взрослые люди
– специалисты зоологи.
Слайд 41Но и ты многое можешь сделать для сохранения окружающего
тебя
растительного и животного мира, если поможешь стрекозе
или жужелице или
станешь на защиту ландышу или кувшинке.
Слайд 44Что узнали нового на уроке?
Чем мы можем потревожить животных?
Почему в
лесу нужно соблюдать тишину?
Какие правила поведения в лесу будем выполнять?
Кого
мы научим этим правилам?
Слайд 45конец
Ресурсы интернета:http://aim.h1.ru/Book/yor_red_book_2.html
Использован материал книг: А. А. Плешаков «Экология для
младших
школьников»,
И Ю. Д. Дмитриев и Н. М. Пожарицкая «Твоя Красная
книга».
Презентация со сборника Елены Берюховой «Хочу всё знать.
Экология. Окружающий мир».
Сайт «Школа АБВ»
http://www.shkola-abv.ru