Слайд 2Лидер
(от английского leader – ведущий) – личность, организующая, мобилизирующая
и ведущая за собой группу людей, которые реализуют выработанные или
заимствованные идеи, цели и задачи совместной деятельности.
Слайд 3Лидерство-
психологический феномен;
определенная структура межличностных отношений;
непрерывный процесс межличностного влияния в
группе
Слайд 4Классификация групп
ПО СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ
Условные
Реальные
ПО КОНТАКТНОСТИ
Первичные
Вторичные
ПО РАЗМЕРУ
Малые
Большие
Диада
Триада
Четное / нечетное число участников
ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И
СТРУКТУРЕ
Формальная
Неформальная
ПО СОДЕРЖАНИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высокоразвитые
Слаборазвитые
Корпорация
Коллектив
Диффузная
Ассоциация
ПО ОТНОШЕНИЮ ЛИЧНОСТИ К НОРМАМ В ГРУППЕ
Референтная
Нейтральная
Слайд 5Стадии развития малой группы
1. Знакомство
2. Стадия становления групповых норм
3. Стадия развития ролевого поведения
4. Стадия групповой сбалансированности
5.
Стадия формирования чувства "МЫ"
6. Стадия переоценки групповых норм
7. Стадия групповой зрелости
8.Стадия трансформации группы
Слайд 6Лидерство -
свободное от ценностей социологическое понятие,
так как
лидирование и последование - это один из самых общих социологических
законов
Немецкий философ и социолог М. Шелер
Слайд 7лидерство как одна из форм системы власти - подчинения обеспечивает
выживаемость, как отдельных индивидов, так и общества в целом.
Слайд 8Социальный и психологический смысл лидерства - преодоление стихийности совместной деятельности
людей и подчинение индивидуальных усилий общей цели.
Жан Жак Руссо
Слайд 9Проблема общественного бытия-
есть ли форма существования,
объединяющая усилия всех при сохранении индивидуальной свободы?
Жан
Жак Руссо
Слайд 10Лидерство – ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное
более высокими результатами деятельности.
А.И. Пригожин
Слайд 11В современном обществе лидерство-
способ построения власти, основанный на интеграции
различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером
программы, решающей различные проблемы и задачи общественного развития
Слайд 12Представления о лидерстве
Древность- личность правителя детерминирована культурой
Античность - “учитель -
ученик”
Средневековье -способность к руководству конкретной общностью
Слайд 13 «Илиада» Гомер
Справедливость (Агамемнон)
Мудрость (Нестор)
Хитрость (Одиссей)
Доблесть (Ахилл)
Слайд 14
Древнегреческий философ
Платон – идея необходимости специальной подготовки будущих
управленцев
Слайд 15Итальянский философ
Н. Макиавелли (1469-1527) - проблема личности
руководителя (трактат «Государь»)
«Государю нет никакой необходимости обладать в действительности
теми хорошими качествами, но каждому из них необходимо показывать вид, что он ими обладает»
Слайд 16Совет Н. Макиавелли -
Согласовывай свои действия:
с законом
необходимости
с поведением подчиненных
Слайд 17Победителей не судят!
Из рабства помогают выйти либо измена, либо
отвага.
Человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже
с потерей политической свободы, но не с утратой имущества.
Поведением людей руководят два мотива (?)
Слайд 18Умный лидер тот, кто взвешивает обстоятельства своих поступков
(2 способа приобретения власти)
Не прощают малодушных, а не жестоких.
Правитель
не должен выполнять все свои обещания, а лишь те, что могут нанести вред в случае неисполнения !
Слайд 19Вознаграждай постепенно, наказывай сразу!
Зло надо творить сразу, добро постепенно.
Зло причиняет боль, добро приедается, но все идет к одному
результату.
ЛИДЕР
ЛЕВ + ЛИСИЦА
Слайд 20«Я полагаю, все-таки, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, потому
что судьба- женщина, чтобы одержать над ней верх её нужно
бить и толкать. В таких случаях она чаще уступает победу, чем когда проявляют к ней холодность. И, как женщина, она склонна дружить с молодыми, потому что они не столь осмотрительны, более пылки и смелее властвуют над ней».
Слайд 21Формы управления (Макиавелли):
Монархия- тирания
Аристократия – олигархия
Демократия - анархия
Слайд 224 принципа Н.Макиавелли
Власть лидера = авторитет +сторонники
Подчиненные- знание и понимание
Воля
к выживанию
Лидер-образец
Слайд 23
Фридрих Ницше –
«Ненасытное стремление к власти – это творческий
инстинкт!»
1- духовная аристократия
2- недочеловеки
ЛИДЕРЫ
лидер толпы и сверхчеловеки
Категории общества:
Слайд 24Габриель Тард-
социолог, психолог, классик проблематики лидерства
Схема социального
движения
новаторство
увлечение
подражание
Слайд 25Зигмунд Фрейд
«У масс есть потребность в авторитете лидера, которая
сходна с потребностью авторитета сильного отца семейства»
Слайд 26Немецкий социолог
М. Вебер
Лидерство- способность отдавать приказы и вызывать
повиновение
традиционное лидерство
рационально-легальное
(или бюрократическое) лидерство
харизматическое лидерство
Слайд 28Имидж- управляемая система мнений и заблуждений об объекте
Этапы создания имиджа
габаритный
средовой
овеществленный
вербальный
кинестетический
Характеристики процесса управления имиджем
Возможности самого объекта
Требования
канала
Требования задачи
Требования аудитории (Г.Г.Почепцов )
Слайд 29Имидж- управляемая система мнений и заблуждений об объекте
Средства построения имиджа
Выход
на лидеров мнения
Позиционирование
Манипуляция
Мифологизация
Эмонационализация
Формат
Вербализация
Архаизация
Детализация
Нейролингвистическое программирование
Опора на репрезентативные системы восприятия
«Отзеркаливание»
«Эмоциональное
побуждение»
Слайд 30
Харизма – божья благодать
Харизма –
способность вызывать
аффективную веру людей
в сверхъестественные,
гипнотические способности лидера
Харизматическое лидерство – ведущее положение отдельной
личности, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя,
культе его личности
Слайд 32Составляющие харизмы
Уникальность (мифологизация)
Внешность
физическая сила.
Необычное имя, фамилия, отчество
Увлечение чем-то необычным, желательно
связанного с риском.
Умение играть на необычном музыкальном инструменте.
Способность работать в
нечеловеческом режиме-
Способность подолгу не спать.
Умение делать несколько дел одновременно.
Уникальная память.
Странность, необычные привычки и жизненные принципы..
Необычайная интуиция
«пройти через смерть»
внешний факт преодоления
Слайд 33«пройти через смерть»
Падал с высоты, но выжил
Был в автокатастрофе
Тонул
Были
под обстрелом,
Были взяты в плен,
Были заложником,
Вам угрожали оружием,
Получали письменные или
устные угрозы,
Участвовали в разборках с криминалом,
Служили в армии в неспокойном регионе в неспокойное время,
Вашей матери предсказывали, что она не сможет забеременеть или не сможет родить, а она, как видите, родила
Вы родились мертвым, но Вас откачали и т.п.
Слайд 34Индитификация харизматика
Цель и миссия
«№245»
Ритуал
Аскетический образ жизни.
Отказ от излишеств, предметов
роскоши.
Отказ от привилегий
врожденные физические особенности (рост,волосы, фигура,щели между
зубами, горбы и т.п.)
приобретенные физич. особенности (лысины, бороды, прически и т.п.)
увечья (шрамы, ожоги, одноглазости, беззубости, горбы и т.п.)
элементы одежды (цвет, фасон галстуков, пиджаков, головных уборов)
аксессуары (трубки, сигары, украшения, четки и проч.)
сочетания первых пяти пунктов
Слайд 35Черчилль: врожденная физическая особенность - полнота + аксессуар - сигара
Сталин:
приобретенная физическая особенность - усы + аксессуар - трубка
Гитлер: приобретенная
физическая особенность - челка и усы особой формы
Че Гевара: приобретенная физическая особенность - борода + элемент одежды - берет + аксессуар - шейный платок
Горбачев: врожденная физическая особенность - родимое пятно на лбу + элемент одежды - красный галстук + аксессуар - очки особой формы
Виктор Цой: врожденная физическая особенность - азиатская внешность + элементы одежды черного цвета
Фидель Кастро: приобретенная физическая особенность - борода + элементы одежды - военный френч
«Стигматы»
Слайд 38Сильные стороны харизмы
легитимизирует власть
снижает критичность
укрепляет
авторитет
ведет к беспрекословному подчинению
Слайд 40Источники, определяющие властные возможности руководителя:
формальные возможности рабочего места (должности)
харизматические способности
адекватность половозрастных и прочих характеристик руководителя
Слайд 41Классификация лидерства
По содержанию деятельности
(организатор, инициатор, эмоциональный)
По масштабности (общенациональный, соц.
группы,
микрогруппы)
По статусу (формальный/неформальный)
Слайд 42
Ф. Тейлор, основоположник научного менеджмента
Ситуативный характер требований к личности руководителя.
Рациональная организация труда
(линейные руководители и клерки)
Слайд 43 А. Файоль
целостное представление о структуре деловых и личностных
качеств управленца.
Ф. Ротлисбергер
руководитель-
связующее звено
Слайд 44Теория черт (К. Бэрд)
Лидер- человек, который обладает определенным набором личностных
качеств или совокупностью определенных психологических черт
Слайд 45КАЧЕСТВА ЛИДЕРА
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
ИНТЕЛЛЕКТ И
СПОСОБНОСТИ
ЛИЧНОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
КАЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С
РАБОТОЙ
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Слайд 46КАЧЕСТВА ЛИДЕРА
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
ЭНЕРГИЧНОСТЬ
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТ И
СПОСОБНОСТИ
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ЗНАНИЯ
УВЕРЕННОСТЬ
В СУЖДЕНИЯХ
СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ
РЕШЕНИЯ
ЛИЧНОСТЬ
ВЫСОКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
ЧЕСТНОСТЬ И ПРЯМОТА
ЭНТУЗИАЗМ
СТРЕМЛЕНИЕ ЛИДИРОВАТЬ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
КООПЕРАТИВНОСТЬ
СПОСОБНОСТЬ НАЛАЖИВАТЬ
СОТРУДНИЧЕСТВО
ТАКТИЧНОСТЬ
ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ
КАЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ
НАСТОЙЧИВОСТЬ
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЫСОКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
СПОСОБНОСТЬ НЕ ОТСТУПАТЬ ПЕРЕД ТРУДНОСТЯМИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
ОБРАЗОВАННОСТЬ
МОБИЛЬНОСТЬ
Слайд 47Лидерство на основе наследственности
(Э. Богардус, К. Бэрд, Ф. Гальтон
)
лидер обладает уникальным набором достаточно устойчивых и не меняющихся со
временем качеств, передающихся зачастую по наследству и отличающих его от последователей
(инициативность, энтузиазм, общительность, чувство юмора, уверенность, дружелюбие)
Слайд 48Ситуационная концепция
(Р. Бейлз, Т. Ньюком, Ф. Фидлер, А. Харе)
лидерство - результат сложного влияния различных факторов (места, времени и
пр.) при вхождении лидера в разные ситуации.
Слайд 49Синтетические теории
(Г. Герт, Р. Кеттл, С. Милз, Р. Стогдилл)
лидерство -
это результат взаимодействия между лидером и последователями
Влияние лидера
Последователи
Ситуация
Слайд 50
Модель вертикальной диадной связи
Внутригрупповые взаимоотношения
Внегрупповые
взаимоотношения
Обсуждает цели; предоставляет сотрудникам свободу использовать собственные подходы для решения проблем и достижения целей
Выслушивает предложения сотрудника, касающиеся способов выполнения заданий
Считает, что для сотрудника вполне приемлемо учиться на собственных ошибках
Назначает сотрудника на перспективную должность, иногда позволяет ему самому выбирать должность
Иногда следует советам сотрудника
Награждает за хорошую работу
Дает сотрудникам особые директивы. Касающиеся того, как выполнять задания и достигать целей
Проявляет незначительный интерес к предложениям и комментариям сотрудника
Критикует или наказывает сотрудника за ошибки
Заставляет подчиненного выполнять рутинную работу и осуществляет жесткий контроль
Как правило, настаивает на собственном мнении
Концентрирует внимание на плохих результатах
Слайд 514 фактора процесса лидерства
Личность лидера
Потребности последователей
Социально-психологические параметры группы
Институциональный контекст
Слайд 52Поведенческая теория лидерства
(К. Левин, Д.Е. Митчелл, Ш. Такер)
стиль лидерства-
стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия лидера с последователями, формирующиеся под влиянием
объективных и субъективных условий лидерства, а также индивидуально-психологических особенностей личности лидера.
Слайд 56Условия эффективности
стиля лидерства
Социальные
Отраслевые
Специфические
Слайд 57Лидерство и мотивация
(Д. Мак-Грегор, Уильям Оучи)
теория «Х»
теория
«Y»
теория «Z»
руководитель определяет в конечном итоге реальное поведение персонала.
Слайд 58Решетка лидерства (управленческая)
Р.Блейка-Дж.Моутон
Слайд 60Лидерство на основе степени готовности к выполнению задания
(Теория Херси и
Бланшара)
Характеристики подчиненных
(уровни готовности)
Низкий
Средний
Высокий
Очень высокий
Приемлемый стиль лидерства
Объяснение
Убеждение
Участие
Делегирование
Слайд 61Типология лидеров
Преобразователи и Дельцы
Реальные и Великие (герой/злодей)
Внимание к людям/ внимание
к цели
Деловой/эмоциональный/ситуативный
Один из нас/лучший из нас/хороший человек/служитель
Слайд 62Гендерная роль-
набор ожидаемых
образцов поведения (норм)
для мужчин и для
женщин
(зависит от эпохи и культуры )
Случалось ли вам демонстрировать
одну
сторону своего «Я» для представителей
вашего пола и другую- для противоположного?
элементы культурно-символических рядов:
мужское—рациональное—духовное—божественное - культурное;
женское—чувственное—телесное—греховное— природное
Слайд 65«Если те качества темперамента, которые мы считаем женственными — то
есть пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям — могут
быть представленными как мужской образец в одном племени, а в другом не приниматься как большинством женщин, так и большинством мужчин, то у нас нет никаких оснований считать такие аспекты поведения обусловленными биологическим полом...
Многие, если не все, черты личности, которые мы называем мужскими или женскими, так же мало связаны с полом, как одежда, манеры или форма головного убора, которые общество в данный момент предписывает полам»,
М. Мид
Слайд 66Стереотипы
в восприятии лидера - женщины
Концепция
токенизма
(токен – символ):
-- «Мать»
--
«Соблазнительница»
-- «Железная леди»
Слайд 67Концепция гендерного отбора:
разные требования к полам
к женщине-лидеру требования выше
стать лидером
может только более способная женщина
поэтому женщин–лидеров меньше
Слайд 68по данным ООН женщины:
создают 2/3 совокупного мирового продукта
при этом
они получают 10 % от общего мирового дохода
владеют
лишь 1 % мировой собственности
Сама же власть, по мнению феминисток, отмечена «мужскими» чертами - жестокостью, насилием, агрессивностью
В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты
В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты)
В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%)
Слайд 69Структура специальных свойств личности руководителя (А. Д. Журавлев)
организаторская подструктура
профессиональная подструктура
педагогическая подструктура
коммуникативная подструктура
нравственная подструктура
Слайд 70Концепция управленческих ролей на общеуправленческом уровне
(Г. Минцберг)
межличностные
информационные
по
принятию решений
Слайд 71Функционально-личностные роли
идеологические
социально-психологические
оперативно-управленческие
Слайд 72Факторы, детерминирующие становление лидера
(М.Г. Германн)
Исторический контекст (или ситуация)
Поведение лидера
Психологические
характеристики лидера
Последователи или сторонники лидера
Отношения между лидером и сторонниками
Слайд 73Психологические характеристики лидера:
"базовые" убеждения лидера;
его стиль (склонность к работе в
группе или в одиночку, к детальному изучению проблем или к
получению лишь обобщенной информации, к засекречиванию или открытости своей работы);
мотивация к достижению лидирующих позиций;
способ, которым он достиг своего положения;
предшествующий лидерский опыт человека;
социальный климат, в котором "стартовал" лидер
Слайд 74ЛИДЕРСТВО и РУКОВОДСТВО
Руководство – это формальная властная позиция, которая
не имеет отношения к личным качествам людей.
Лидерство – комплексное
понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
- ассоциация с человеческими качествами;
- процессом, в котором «ведут ведомых»;
- результат деятельности человека.
Слайд 75Власть — это способность того или иного лица влиять на
окружающих с целью подчинить их своей воле.
Власть формальная и реальная
Р= Господство/подчинение
Л= влияние + следование
Слайд 76 «Лидер – человек, играющий в группе ключевую роль в
отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по
достижению групповых целей.
«Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и лидерство».
Слайд 77Лидер- человек, обладающий организаторскими способностями, способный увлечь за собой группу
последователей, пользующийся авторитетом, целеустремленный, способный взять на себя ответственность, уверенный
в своих силах.
Лидер - член группы, за которым вся группа признаёт право принимать ответственные решения в значимых ситуациях.
Лидер - наиболее авторитетная личность, которая реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе.
Последователи - члены группы, признающие лидерство конкретного человека.