Слайд 1
Подготовила:
педагог-психолог
Тулаева О.Н.
Социализация ребенка в семье
Слайд 2
«Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего - люди. Из них на первом
месте - родители и педагоги»
/ А. Макаренко /
Именно родители - первые воспитатели
- имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.
Слайд 3
«Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и обсуждать других людей.
Если дети живут в
обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»
/Дороти Нолт/
Слайд 4Основа взаимодействия "семья – школа"
определяется следующими направлениями:
● повышение педагогического уровня знаний
родителей в период всего обучения детей в школе;
● консультирование родителей по вопросам воспитания детей, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
● организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Слайд 5Воспитание –
Это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых.
Правило:
прежде
чем предъявить
требования к ребёнку,
Предъяви их к себе
Слайд 6
Ребенок учится тому,
Что видит у себя
в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому
язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
(Себастьян Брандт)
Слайд 7Стили семейного воспитания
Демократический стиль
Родители осознают свою важную роль
в становлении личности ребёнка, но и признают право на саморазвитие.
Понимают,
какие требования – диктовать, какие обсуждать.
Познают и поощряют автономию своих детей.
Открыты для общения и обсуждения с детьми правил поведения.
Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, социальные навыки.
Хорошо учатся в школе, обладают высокой самооценкой.
Слайд 8Авторитарный стиль
Родители знают, каким должен вырасти их ребёнок.
Они категоричны, и
неуступчивы.
В общении с ребёнком отдают приказы, устанавливают жёсткие правила, не
допускают их обсуждения.
Закрыты для постоянного общения с детьми.
Дети замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы.
Девочки остаются пассивными и зависимыми.
Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Слайд 9Либеральный стиль
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают
простительным его слабости.
Легко общаются с ним, доверяют ему во всём.
Не
склонны к запретам и ограничениям.
Открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям.
Дети в такой семье слабо или совсем не регламентируют поведение.
Предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно.
Преобладает безусловная родительская любовь.
Слайд 10Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у них
другие заботы.
Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным
детям.
Закрыты для общения с детьми, безразличие родителей сочетается с враждебностью.
Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
Ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.
Слайд 11Аспекты воспитания детей.
Чего хотят сами дети?
Основной уход (еда, тепло, одежда
и т.п.)
Обеспечение безопасности
Душевная теплота
Поощрение
Руководство и ограничение
Стабильность
Важно чётко разделять
материнские и
отцовские обязанности.
Слайд 12 Взаимодействие детей и родителей строится на особых принципах воспитания:
1)уважение и требование;
2)искренность и открытость;
3)принципиальность,
4)забота и внимание,
знание;
5)упражнение;
6)закалка;
7) труд;
8) коллектив;
9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости;
10) детская радость, игра;
11) наказание и награда.
Слайд 13
Как родителям помочь подростку справиться со своим состоянием?
Прежде всего,
у подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в
семье и принимают таким какой он есть со всеми его проблемами и ошибками. Необходимо показать своими поступками, что вам можно доверять.
Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.
Стараться вкладывать в его сознания приоритеты, направленные на жизненный успех.
Культивировать значимость образования.
Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желание на них не отвечать или избегать разговора с вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе?», «Что тебе понравилось, а что нет?» Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать вам правду, какая бы она ни была.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
Вы обязаны знать:
- С кем дружит
ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
- Кто его лучший друг или подруга.
- Чем увлекается, какие у него интересы.
Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:
- Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
- Вам лжёт.
- Требует у вас деньги.
- Становится зависимым от алкоголя.
- Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.
Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.
Слайд 15Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать
от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не
заложено.
Слайд 16
«Наши дети – это наша старость; плохое воспитание
– это наше горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной».
(А. С. Макаренко)
Слайд 17Анкета для учащихся
1. Чего вы ждёте от семьи, в
которой живете?
а) Хорошей организации быта
б) Радости общения
в) Покоя и
защищенности
2. Как вы думаете, что более всего заботит родителей?
а) Ваше здоровье
б) Хорошая учеба
в) Трудовое участие в жизни семьи
3. Одиноки ли Вы в семье?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
4. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для Вас наиболее значимой?
а) Быть материально обеспеченным
б) Быть счастливым
в) Иметь много друзей
5. Что для Вас вечер дома?
а) Радость общения
б) Возможность быть самим собой
в) Мучение и пытка
6. Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью Ваших родителей?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю