Слайд 2Общество как предмет философского анализа
Уровни:
- пространственно- и временная конкретика -
исторически – конкретные типы (феодальное, капиталистическое)
- надприродная (социокультурная) реальность (мир
людей и культурных артефактов)
Слайд 3Общество как система
Что является элементом, «клеткой» общественного организма? С чего
следует начинать изучение и объяснение общества?
Индивид или общественные связи (отношения)
Слайд 4Общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие
в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри
них.
Человек, находясь в обществе, включен в различные системы отношений
Человек выступает не только пассивным «элементом», но и субъектом общественных отношений.
Слайд 5Сознательное и бессознательное в общественных отношениях
Осознавая, предугадывая ближайшие результаты своей
деятельности, люди в то же время, как правило, не могут
предвидеть вызванную этой деятельностью эволюцию (а иногда и самую настоящую революцию) своих общественных отношений.
Нельзя сказать не то, что общественные отношения полностью подконтрольны, не то, что они полностью управляемы.
Слайд 6Общественные отношения
Общественные отношения – объективная реальность (не зависят от воли,
сознания, не равно вещественным).
Общественные отношения – субъективная реальность (люди относятся
к друг другу сознательно, их представления о собственных отношениях, в т.ч. критическое представляет собой их необходимую часть.
Слайд 7Сферы жизнедеятельности общества
сфера материального производства и потребления(шире – экономика)
-сфера духовного
производства (мораль, религия, искусство, идеология, наука)
сфера управления (политическая сфера, власть)
социальная
сфера (общественные группы и их отношения)
Слайд 8Сфера материального производства
В основе экономики – преобразовательное воздействие общества на
природу на природу с целью удовлетворения потребностей
ТРУД носит коллективный характер Процесс труда включает технические средства и производственные отношения.
Слайд 9Труд как универсальная родовая характеристика человека.
обмен продуктами труда
общественное разделение
труда
отношения собственности
(на средства и (или) продукты труда)
Слайд 10Куда движется современная экономика?
3 этапа модернизации капитализма:
1-й (1750-1850) – промышленная
революция, вызванная широким использованием пара как источника энергии. «Паровая машина
обеспечила победу капитализма над феодализмом»)
2-й (1850-1970) торжество индустриализма, новые источники энергии, фордизм, конвейерное пр-во
3-й – максимизация прибыли с опорой на науку, инновации и неолиберализация. Поиск новых путей повышения производительности труда и капитала. Переход от фордизма к постфордизму
фордизм и постфордизм
две системы производства и управления, а также связанные с ними социальные и политические последствия.
Слайд 11Информационная (постиндустриальная ) экономике
Является ли постиндустриальное общество посткапиталистическим?)
Капитализм – 1)
рыночный обмен продуктами труда (пусть услугами ) как доминирующая социальная
реальность (труд является товаром); 2) частная собственность на средства производство; 3) эксплуатация
Технологические изменения меняют не только экономику, они меняют общество, культуру и личность.
Слайд 12Информационное общество – информационные отношения
Информация как значимый экономический ресурс.
«Информация
хочет быть свободной, информация хочет быть дорогой».
Слайд 13Глобализация и дифференциация в мировой экономики
Новая организация стадий экономического
развития, в которой ведущие страны являются информационными экономиками сферы услуг,
непосредственно зависящие от них страны – индустриальными экономиками, а зависимые государства низшего эшелона – аграрными экономиками
Слайд 14Социальные отношения (социальная сфера)
Основные элементы социальной структуры общества:
Этническая
Демографическая
Поселенческая
Классовая
Социальная структура общества есть совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии
Слайд 15Этническая структура общества.
Включает в себя род, племя, народность, нацию.
Нация –
историческая общность людей, которая отличается такими признаками, как общность 1)
территории, 2) языка, 3) экономической жизни, 4) общие черты психического склада, 5) наличие национального самосознания и специфической культуры, 6) общность духовной жизни.
Нация формируется на основе капиталистических производственных отношений. Становление капиталистических отношений привело к уничтожению феодальной раздробленности, натурального характера производства, установлению более прочных экономических отношений между различными районами, к преобразованию местных рынков в национальные.
Индикаторы, позволяющие определить уровень национального самосознания:
Знание истории своего народа
Отношение к национальным традициям
Отношение к языку
Самодистанцирование (это - мы, это – они).
Слайд 17Демографическая структура общества (структура народонаселения)
Ускоренные или замедленные темпы общественного развития,
расцвет или прозябание общества зависит от таких демографических показателей, как:
Общая
численность населения
Его плотность
Темпы роста
Половозрастная структура (мужчины, женщины, постарение населения)
Состояние психофизического здоровья
Миграционная подвижность
Слайд 18Поселенческая
Урбанизация – возрастание роли городов, поглащение ими все большей доли
народонаселения, приобщение даже тех, кто остался в деревне к городской
культуре.
Рурбанизация – обратный процесс.
Слайд 19Классовая структура общества
"Классами называются большие группы людей, различающиеся 1)по их
месту в исторически определенной системе общественного производства, 2)по их отношению
(большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, 3)по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, 4)по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают"
В.И. Ленин
Слайд 20Классы и конфликты в обществе
Основное классовое противоречие капитализма -противоречие –
между общественным характером производства и частнособственическим характером присвоения
К.Маркс
История общества как
история борьбы классов
К. Маркс
Слайд 21Классы и государство
Концепции «социального государства», «государства всеобщего благосостояния»
Социальная справедливость Социальная
ответственность бизнеса
Социальное партнерство
Слайд 22Теории социальной стратификации
«Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности
людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа
и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».
Слайд 24Сфера управления
(политическая сфера)
Власть принимает решения, ставит цели от
имени всего сообщества.
Только она имеет легитимные средства принудить к их
исполнению
В новейшей истории феномен власти преимущественно отождествляется с ее национально-государственной формой (в отличии, например, от властных функций семьи, общины, религиозных институтов).
Самоуправление
горизонтальные и сетевые структуры
Управление и организация
Слайд 25Что такое власть?
«Власть это деньги: экономика, финансы и так далее».
«Какие деньги, когда власть их может отнять в любой момент,
да и еще самого в тюрьму посадить».
«Власть- это признание, признание одного человека другим. Политика - это борьба за признание, утверждение признания, отрицание признания».
Слайд 26Загадка Вариса
Три больших человека: король, священник и богач. Между ними
наемник из простолюдинов. Каждый из больших людей требует от наемника
убить двух других. Кто останется жив? Кто умрет?
Слайд 29 Гражданское общество
«Форма общения, …обуславливаемая производительными силами и в свою
очередь их обуславливающая, есть гражданское общество» (К.Маркс)
Формы политической самореализации гражданского
общества – негосударственные объединения
Слайд 30Общество и государство
Система представительства в основе современной государственной власти (представительская
демократия)
Сохранение дистанции между обществом и государством
Партнерство между обществом и государством
Слайд 31Философы о политике
Наиболее ранние и самые значительные письменные философские произведения
о политике восходят по меньшей мере к V в.до н.э.,
и первые крупнейшие представители политическая философии в Европе - Платон и Аристотель. Историю политической философии украшают имена Фомы Аквинского, Макиавелли Н., Гоббса, Руссо Ж.Ж, Гегеля Г., Маркса, Бакунина М.А.
Буржуазные революции XVIII - XIX вв. философия подготовила концепциями рационального творения истории, борьбы с деспотией абсолютистской власти, новой концепцией человека, его прав, учениями о свободе, о суверенитете народа, верховенстве права, о границах централизованной власти государства, о демократии и о её трёх устоях - свободе, равенстве и братстве (т.е. единстве общества), о конституциональных основах взаимных гарантий власти и общества и т.д.
Слайд 32Идеи политики на
Востоке и на Западе
1)Вопрос об основаниях политики
- эти основания различны на Востоке и на Западе, в
традиционном и в.
На Востоке, как и в традиционном мире вообще, основным вопросом политики является вопрос об обеспечении общественного порядка и ограждении общества от хаоса. Как обеспечить порядок, стабильность и преемственность — вот проблема традиционной политической философии.
В модернизированных обществах Запада делается акцент не на порядке вообще, а на способах обеспечения демократического порядка. Вместо дилеммы «порядок или хаос», обсуждается дилемма «демократический или авторитарный порядок».
2) Субъект политики (власти). На Востоке- носители которого заранее известны (т.к. речь идет о наследственной власти и сословном закреплении общественных функций), то на Западе — как процедура открытия того, кому (какой партии, президенту и т.п.) предстоит управлять на основе мандата доверия, полученного от избирателей. (предопределенного — неопределенного (стохастического)
Слайд 333) Наконец, философия политики. решает вопрос о статусе политического и
мере его автономии по отношению к др. сферам общественной жизни.
В парадигме базисно-надстроечного детерминизма политика не имеет самостоятельного значения. Это экономикоцентристское предубеждение характерно не только для марксизма, но и для либерализма. Либеральная классика исходила из того, что гражданский респектабельный образ жизни — это неполитический образ жизни: уважающие себя граждане предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, не возлагая на власть особых надеж
На Востоке политика занимает ведущее место в иерархии общественных практик, и слабые, нуждающиеся в защите и покровительстве власти получают признание в духе презумпции «блаженства нищих духом». «Сильные» же находятся на подозрении по причине своих возможностей вести независимое от верховной власти существование и склонности тяготиться ею. Напротив, на Западе и политика, и те, кто апеллирует к ней в поисках защиты и покровительства, удостаиваются совсем др. оценок — в качестве носителей импульсов, враждебных принципам гражданского порядка и самодеятельности. Отсюда ведет свое происхождение либеральный принцип гос-ва — минимум вмешательства политики в нормальные гражданские отношения.
Слайд 36Духовное производство
а)функции производства идей
б) распространении (трансляции) этих идей.
и духовное потребление
Спрос определяет предложение или наоборот?
Слайд 37Моральное сознание
Главная функция – регуляция поведения людей.
Мораль охватывает нравственные
взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы
поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью
Слайд 38Конфликт нормативных систем
(различных «уставов» морали)
Групповое (историческое) и общечеловеческое в
морали
«когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет
оснований для выбора между ними»
«в морали заключено и общечеловеческое, цивилизационное по своему смыслу, ядро, обладающее кумулятивными свойствами: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы»
Слайд 39Мораль и право
и моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим
для них является то, что оба вида служат для регулирования
и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:
право вырабатывается государством, мораль — обществом;
право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства.
Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство
Слайд 40Религия
Религиозное сознание включает в себя три основных элемента:
1) Представления
;
2) религиозное чувство (эмоциональный элемент);
3) религиозные действия (культовый, или
обрядовый, элемент).
Слайд 41Функции религии
Смысловая (связана с внутренней психологической потребностью человека осознать смысл
жизни и привлекает многих к религии, дающей свой вариант решения
этой важнейшей проблемы)
Компенсаторная (восполнение несовершенства действительности, утешение)
Интегративная функция (единство общества)
Регулятивная функция (религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей)
коммуникативная: религия служит средством общения верующих
Слайд 42Как религия влияет на другие сферы общества?
Поставив перед собой вопрос:
"Почему мы не обнаруживаем в Индии эндогенного капитализма?", М.Вебер не
сумел увидеть какого-либо иного объясняющего это отсутствие фактора, кроме классического индуизма как основы всей индийской духовности. Вебер сравнивает в этом отношении индуизм с протестантизмом, который освятил повседневную хозяйственную деятельность мирян, стал рассматривать ее как форму религиозного служения, а успех человека в практических делах (ранее во многом "презренных") как свидетельство его избранности и спасенности. Индуизм же, по Веберу, не настраивает человека на улучшение своей земной жизни: этого можно добиться только в последующих рождениях с помощью, разумеется, хорошей кармы (деяния), то есть общего положительного баланса поступков человека в предыдущей жизни. Эти принципиальные различия между протестантизмом и индуизмом, действительно имеют место, но невольно напрашивается вопрос о причинах их происхождения. Почему, скажем, в том же христианстве до поры до времени предпринимательский дух не поощрялся (и даже высмеивался), а в протестантской этике получает свою высшую санкцию? Не наводит ли это на мысль о том, что сами религиозные постулаты и нормы изменяются вслед за рельефно наметившимися и хоть в какой-то степени уже происшедшими социально-экономическими изменениями?
Слайд 43Эстетическое сознание
эстетическое сознание - есть осознание окружающего мира в форме
конкретно-чувственных, художественных образов
включает в себя деятельность по производству художественных ценностей
и сами результаты этого производства - художественные образы + потребление художественных ценностей
Слайд 44Спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом
обнаруживаются две основные позиции.
1)прекрасное в жизни всегда и во
всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности.
2)прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно поэтому может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством. В противном случае - в функции суррогата или даже дубликата - искусство было бы не нужно обществу
Слайд 45Специфика художественного отражения действительности
художественном образ как выражение идеи в конкретно-чувственной
форме. В действительности же в художественном образе запечатлена не сама
по себе абстрактная идея, а ее конкретный носитель, наделенный такими индивидуальными чертами, которые делают образ живым и впечатляющим.
художественный образ раскрывает общее в единичном, чувственно-конкретном.