Слайд 1Социальная политика Российской Федерации
(Часть I)
Слайд 2Социальная политика: определение, подходы, объект и субъект, институты
Слайд 3Определение:
В поле прикладных решений социальная политика в широком смысле охватывает
решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая
обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, благоприятными экологическими условиями и т.п.
Слайд 4Социальная политика в узком смысле есть не что иное, как
перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными
группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем.
Слайд 5Социальная политика представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального
развития страны.
Слайд 6
Социальная политика:
1. является является одним из направлений государственной политики;
2. определяется
характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;
3. формируется в контексте
социальной структуры общества;
4. неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);
5. состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;
Слайд 7Субъекты и объекты социальной политики
К субъектам социальной политики относятся органы
законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и
негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики.
Субъекты социальной политики разделяются на резидентных, т.е. тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена ее конституцией и другими законодательными актами, и нерезидентных.
Слайд 8Объектом социальной политики является население страны.
При этом в качестве
объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее
понимании являются граждане (домохозяйства), не способные в силу определенных причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов.
Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).
Слайд 9Два подхода к социальной политике:
1. Государственный патернализм. Ориентирован на определение
государством качественных (идеология) и количественных (социальная сфера) параметров всех без
исключения форм отношений в обществе и элиминирование (недопущение возникновения) альтернативных видов этих отношений.
Данный подход к социальной политике предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан (домохозяйств), их социального обеспечения при отсутствии девиантного (отличающегося от принятой властными структурами идеологии) поведения гражданина.
Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данного подхода финансируются из государственных источников — государственного бюджета, специальных фондов социального назначения.
Слайд 102. Либеральный подход к социальной политике. Базируется на постулате о
разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанностью
общества является забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных.
Экономически слабые вправе рассчитывать на социальную поддержку, финансируемую из бюджетных ресурсов.
Слайд 11Институциональная структура социальной политики
Слайд 12Институты социальной политики следует отличать от более широкого понятия социальных
институтов, под которыми обычно понимаются устойчивые формы социальной практики по
удовлетворению определенных общественных потребностей, обеспечивающие стабильность общества, действенность социального контроля и воспроизводство социальных отношений новыми поколениями. Институты социальной политики представляют собой элемент социальных институтов, обеспечивающий проведение социальной политики в государстве.
Слайд 13Все институты социальной политики могут быть условно разделены на профильные,
для которых проведение социальной политики является основной задачей их деятельности,
и непрофильные, создающие внешние условия для проведения социальной политики.
Слайд 14Основными профильными институтами социальной политики в абсолютном большинстве стран являются
входящие в систему органов государственной власти так называемые ведомства социального
блока, или социальные ведомства.
Слайд 15В демократических странах они отвечают за использование бюджетных ресурсов, выделяемых
для финансирования отдельных направлений социальной политики (социальная поддержка населения, политика
занятости, развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.), содействия научно-техническому прогрессу в конкретной социальной сфере, реализации крупных, имеющих государственное значение, социальных программ.
В то же время в тоталитарных государствах на эти ведомства возлагается также выполнение идеологических функций по интегрированию домохозяйств в систему ценностей тоталитарных режимов.
Слайд 16Часто профильные институты социальной политики располагают сетью своих подразделений в
административно-территориальных единицах страны. Эти структуры являются одной из составных частей
профильных социальных учреждений в регионах и отвечают за проведение в них отдельных направлений государственной социальной политики.
Другой составной частью профильных социальных учреждений в регионах являются специализированные структуры в составе местных администраций. Их основными задачами являются организация социальной поддержки нуждающихся в ней домохозяйств, а также координация деятельности субъектов социальной политики на территории региона.
Слайд 17В странах, где практикуется социальное страхование, в состав профильных институтов
социальной политики входят также государственные институты социального страхования. Эти структуры,
как правило, являются распределительными и не формируют государственной социальной политики. В ряде случаев они могут быть уполномочены государственным законодательством инвестировать временно свободные средства, перечисленные в них страхователями. Помимо государственных могут также функционировать негосударственные институты социального страхования, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе. Государство создает правовую основу для деятельности таких фондов, но не отвечает по их обязательствам.
Слайд 18К непрофильным институтам социальной политики относятся государственные структуры, создающие общие
условия для ее реализации. Например, ведомства финансового блока при разработке
государственного бюджета обеспечивают финансирование социальной политики из бюджетных средств. В этих целях в состав государственного бюджета включаются расходы по специальным социальным разделам (статьям).
Слайд 19Правовые институты, созданные обществом, разрабатывают и принимают государственные законы в
социальной сфере, а также организуют контроль за соблюдением уже действующего
в стране социального законодательства. Непрофильными являются также предприятия и организации — работодатели, предоставляющие работникам в соответствии с действующим законодательством определенный уровень социальных гарантий.