Слайд 1Социально-психологическая
характеристика группы
Слайд 2Группы: их виды, размеры, структура
Группа – реально существующая общность людей, объединенных каким-то общим
признаком, разновидностью совместной деятельности или помещенных в какие-то идентичные условия
и определенным образом осознающих свою принадлежность к этому образованию
Слайд 3Группы: их виды, размеры, структура
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены
которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном
общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Слайд 4Для того, чтобы какая-то совокупность индивидов стала группой в социально-психологическом
смысле, необходимо, как в классицизме, наличие трех единств – места,
времени и действия
Слайд 5Малая группа, ее признаки и параметры
Минимальная численность малой группы составляет
2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в
5–7 человек.
Признаки малой группы:
1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;
2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;
3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;
4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;
5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;
6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;
Слайд 6Малая группа, ее признаки и параметры
7) микроклимат – характер взаимоотношений между
людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания
в ней;
8) организованность – способность группы к самоуправлению;
9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;
10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой.
Слайд 7Среди целей выделяют:
а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются
и выражают потребности этой группы;
б) вторичные цели более длительны во времени
и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.
11) Эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;
12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;
13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);
14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.
Слайд 8
1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди
других групп;
2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав
и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;
3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);
4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;
5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);
6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;
7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.
Параметры малой группы:
Слайд 9Харлемский художник Ян де Брай в 1675 году написал картину
«Старшины Гильдии святого Луки, Харлем» (The Governors of the Guild
of St. Luke, Haarlem), на которой изобразил художников Гильдии во время одного из заседаний.
Слайд 10Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между
индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
При анализе
процесса взаимодействия в группе выделяются:
1) роли, связанные с решением задач:
а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;
б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;
в) координатор – координирует деятельность членов группы;
г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;
д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;
е) погонщик – стимулирует группу;
2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:
а) вдохновитель – поддерживает начинания других;
б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;
в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;
г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;
д) ведомый – пассивно следует за группой.
Слайд 11Слагаемые структуры социальной власти:
1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии
на статус и поведение подчиненных;
2) роли подчиненных – выражаются в повиновении
и зависят от ролей властвующих.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.
Структура социальной власти и влияния в малой группе –
это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.
Слайд 12Интеракционистская концепция рассматривает группу как систему взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается
тремя понятиями:
1) индивидуальная активность;
2) взаимодействие, как систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на
вызов ответной реакции партнера, которая порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального и невербального информационного контакта. В структуру взаимодействия входят субъекты взаимодействия, их взаимная связь, воздействие и изменение;
3) отношение.
Теоретические подходы к исследованию малых групп
Слайд 13Теоретические подходы к исследованию малых групп
Теория систем строится на том, что
группа – это открытая система взаимосвязанных позиций и ролей, как
совокупность групповых «входов» и «выходов». Данная теория пытается понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов.
Социометрический подход рассматривает группу через анализ внутри групповых отношений: предпочтений-выборов.
Психоаналитическая ориентация строится на описании групповых процессов с точки зрения идей 3. Фрейда о мотивационных и защитных механизмах личности.
Общепсихологический подход основывается на представлении о человеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмоционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями.
Эмпирико-статистический подход строится на том, что основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, а не формулироваться априорно. Это направление нашло свое отражение в применении процедур, разработанных в области тестирования личности;
Слайд 14Теоретические подходы к исследованию малых групп
Формально-модельный подход состоит в конструировании формальных
моделей группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории
множеств. Отрицательным моментом данного направления является то, что его представители больше интересуются внутренней консистентностью своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям.
Теория подкрепления основывается на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания, согласно которому поведение индивида в группе определяется как функция поощрения (положительное подкрепление) и санкций (отрицательное подкрепление). Теория подкрепления легла в основу двух крупных социально-психологических теорий, которые основное внимание сконцентрировали на внутридиадных отношениях, распространяя полученные в этих исследованиях результаты на большие по объему группы.
Параметрическая концепция Л.И. Уманского базируется на предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы).
Деятельностный подход рассматривает основной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова совместную деятельность, которая является не только внешне заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования.
Слайд 15Виды малых групп
По порядку возникновения:
первичная группа – это совокупность индивидов,
объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и
отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);
Слайд 16По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных
документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный
статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.
Слайд 17По непосредственности взаимосвязей:
1) условная группа – общность людей, существующая номинально и
выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди,
включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).
По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);
2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).
Слайд 19По значимости:
1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа,
нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или
воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения.
В представлениях индивидуума группы могут быть:
«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.
«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.
2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.
Слайд 20Виды групп
Другие виды групп:
1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа,
институт и т. д.) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе
поезда, люди в кинозале и т. д.));
2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);
3) организованные и стихийные и др.
Слайд 22Герасимов Александр Михайлович.
Семейный портрет. 1934г.
Слайд 23Зарубежные модели развития групп обычно включают три этапа: ориентировки в ситуации,
конфликта и достижения согласия или равновесия.
Одной из таких моделей является модель
развития малой группы Б. Такмена, которая предполагает выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности:
деловой, связанной с решением групповой задачи, и
межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
Слайд 24Условия способствующие группомыслию:
1) привлекательность членства в данной группе, которое выражается в
заинтересованности сохранения своего положения, в долговременном существовании группы, что способствует
укреплению групповой сплоченности. Сплочение группы приводит к единодушию и единомыслию, т. к. индивидуальные взгляды членов группы легко затушевываются мнением большинства;
2) наличие властного, авторитарного лидера, который навязывает свою точку зрения всей группе;
3) закрытость группы от критики, контроля и влияния других групп (например, самоизоляция правящей элиты);
4) решение группы как высшей инстанции не подвергается внешней экспертизе, в результате чего члены группы воспринимают собственное мнение как безукоризненное, абсолютно истинное;
5) сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга;
6) неуверенность членов группы в том, как их воспринимают и оценивают в группе.
Слайд 25Признаки группового мышления (по И. Дженису):
1) иллюзия неуязвимости – состоит в выработке
членами группы не совсем адекватных представлений о степени своего могущества.
Особенно это свойственно правящим кругам, которые в силу своего привилегированного положения убежденны в собственном превосходстве (в интеллекте, знаниях, информированности и т. д.);
2) коллективная рационализация – стремление группы к рациональному объяснению своих иррациональных действий неправильными, но удобными причинами;
3) вера в свою моральную непогрешимость – восприятие себя как образец добродетели и высокой морали, что позволяет оправдывать любые безнравственные, антигуманные решения, вседозволенность в средствах, ложь и утаивание информации;
4) выработка стереотипов в отношении других групп, которые носят уничижительный, презрительный, враждебный характер. В связи с этим представители других групп представляются в искаженном виде, их проблемы кажутся мелкими и незначительными;
Слайд 26Признаки группового мышления (по И. Дженису):
5) прямое давление на инакомыслящих, состоящее в
том, что сомневающемуся объясняют, что он может сомневаться, но не
должен сообщать о своих сомнениях в присутствии посторонних и критиковать «генеральную линию» группы. Ему также дают понять, что отклонение от общей позиции повлечет санкции со стороны группы;
6) самоцензура – подавление в самом себе сомнений в правильности выбранного группой решения;
7) иллюзия единодушия создается в результате действия самоцензуры в каждом из членов группы. Отсутствие высказанных сомнений создает у всей группы впечатление, что инакомыслие и сомнения не существуют;
8) наличие «умохранителей», т. е. идеологов групп, чья основная функция заключается в борьбе с инакомыслием: запугивание, сокрытие важной информации, клевета, физическое устранение и т. д.
Слайд 27Задание к следующим иллюстрациям:
Провести анализ по признакам, параметрам, целям, ролевой
структуре малых групп
Слайд 29Дмитрий Слепушкин. Групповой портрет художников Российской Академии живописи, ваяния и
зодчества
Слайд 30Д. Жилинский
Групповой портрет студентов-скульптуров.
Ван Дейк
Четыре философа.
Слева направо Рубенс, его брат
Филипп, ученый Липсиус и его ученик Ян ван дер Ваувере
Слайд 31Турнье Никола
Веселое общество
Венгерский музей
изобразительных искусств.
Халс Дирк
Веселое общество
Штутгарт. Государственная
галерея
Слайд 32Халс Франс
Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св. Адриана
Харлем. Музей Франса Халса.
Седов Григорий Семенович
Царь Алексей Михайлович выбирает невесту
Слайд 33Тема 11. Практическое занятие
Динамические процессы в творческом коллективе.
Практическое исследование динамических
процессов в творческом коллективе. Подготовка аналитического отчета.