Слайд 1
Социально-психологический анализ управленческого труда
Лекция
Буянов В.И.,
кандидат психологических
наук, доцент
Москва 2011
Слайд 2Литература
Магомедов К.О. Социология и психология управления: учебное пособие –М.: Изд-во
РАГС, 2009. – 198 с.
Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология:
учебник. –М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008.
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: Фундаментальный курс: Учебное пособие для вузов – М., 2004.
Крутиков Н.А. Психология и социология управления. – М.: ГУУ, Книжный мир, 2007
Осипова-Дербас Л.В. Системные основы социологии и психологии управления. -СПб.: Издательство «Инфо-да», 2008.
Социология управления: Учебник/Под общ. ред. В.Э. Бойкова. –М.: Изд-во РАГС, 2006.
Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2005.
Фадеева В.И. Социология и психология в управлении персоналом. –М.: ЦГЛ, 2006
Слайд 3
Аппарат управления как социальная группа
Психология личности и социальные роли руководителя
организации
Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя
Социальная ответственность менеджера
Содержание
Слайд 41. Аппарат управления как социальная группа
Органы,
подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия,
фирмы, организации
Совокупность руководящих работников какого-либо предприятия, организации, фирмы; штат руководителей высшего и среднего звена какого-либо предприятия, учреждения, организованный на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик (описаний трудовых навыков, уровня профессиональных знаний и профессиограмм, предусмотренных тарифно-квалификационным справочником и квалификационным справочником должностей служащих).
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 5Аппаратный подход к управлению
Управление нередко ассоциируют с его аппаратом (менеджментом),
который является составной частью любой организации
Аппаратный подход к управлению фокусирует
внимание:
На структуре и связях между звеньями и уровнями
На степени централизации и децентрализации в распределении функций
На полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате
Слайд 6Система управления предприятия
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (статика)
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ (динамика)
СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЯ
СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЯ
(коммуникации)
ВИДЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ОПЕРАЦИИ
ВНЕШНЯЯ
(организационно-
правовые формы)
ОАО, ЗАО, ООО, ГУП
и др.
ВНУТРЕННЯЯ
(организация структуры
управления)
Линейная
Линейно-
функциональная
Матричная
и др.
ВНЕШНИЕ
(документы
организационного
характера)
Устав и
учредительный договор
ВНУТРЕННИЕ
(документы
организационного
характера)
Коллективный договор
Трудовые договоры
Положения о структурных
подразделениях
Правила внутреннего
трудового распорядка
Положение об оплате
труда и др.
ЛИНЕЙНОЕ
ПРОЦЕССНОЕ
СНАБЖЕНИЕМ
ПРОИЗВОДСТВОМ
СБЫТОМ
РЕСУРСНОЕ
ИМИДЖЕМ
КАДРОВОЕ
ИНФОРМАЦИЕЙ
ФИНАНСОВОЕ
ЗНАНИЯМИ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Слайд 7Линейная и линейно-функциональная
структуры управления
Линейная
Линейно-функциональная
Слайд 8Матричная структура управлению
Подсистема по
маркетингу
Подсистема по
НИОКР
Подсистема по
производству
Техническая
подсистема
Подсистема по
экономике
и финансам
Руководитель
проекта А
Руководитель
проекта
B
Руководитель
проекта C
Руководитель компании
Слайд 9Матричная структура аппарата управления: плюсы
Интеграция различных видов деятельности компании в
рамках реализуемых проектов, программ
Получение высококачественных результатов по большому количеству проектов,
программ, продуктов
Вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по реализации организационных проектов
Контролируемое сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень
Усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект (программу) в целом, так и за его элементы
Достижение большей гибкости и скоординированности работ, лучшее и более быстрое реагирование на изменение внешней среды
Преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом развитию функциональной специализации
Активизация управленческого аппарата в результате формирования проектных команд, взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними
Слайд 10Матричная структура аппарата управления: минусы
Сложность для практической реализации, для ее
внедрения необходима длительная подготовка работников и соответствующая организационная культура
Структура сложна,
громоздка и дорога не только во внедрении, но и в эксплуатации
В связи с системой двойного подчинения подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам
Характерна борьба за власть, т. к. в ее рамках четко не определены властные полномочия
Чрезмерные накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств для содержания большего количества руководителей, а также порой на разрешение конфликтных ситуаций
Несвоевременно принимаются управленческие решения; как правило, характерно групповое принятие решений.
Затрудняется и практически отсутствует полноценный контроль по уровням управления
Структура считается
неэффективной в
кризисные периоды
Слайд 11Основные задачи топ-менеджмента
Топ-менеджер должен сочетать генерирование бизнес-идей и позиционирование компании
на рынке с работой по управлению ею.
Управление компанией в данном
случае позволяет осуществлять обратную связь - оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию во внешней среде и в самой компании и при необходимости корректировать стратегию действий топ-менеджера.
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ
Позиционирование компании на рынке
Управление
бизнесом
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС
Генерирование
идей
Слайд 12Место топ-менеджера в процессной
структуре компании
Функциональные
подразделения,
обеспечивающие
все этапы
бизнес-
процессов
компании
МТО
ЖЦП
ВХОДЫ ПРОЦЕССОВ
ВЫХОДЫ ПРОЦЕССОВ
Руководитель
процесса
Руководитель
процесса
Топ-
менеджер
На начальном этапе выделяются укрупненные группы процессов
(не более 10), именуемые далее бизнес-процессами, такие как: материально-техническое обеспечение; жизненный цикл продукции; финансово-экономическая деятельность; маркетинг и инновации; управление персоналом; документооборот, учет, контроль и нормативное обеспечение; социальный блок процессов и др.
По каждому из них назначается руководитель, который единолично несет ответственность за организацию и результаты руководимого им процесса.
Этапы реализации каждого из выделенных бизнес-процессов обеспечивают специализированные функциональные подразделения, сотрудники которых административно подчиняются руководителю функционального подразделения, а по организации работ - руководителю процесса.
Последний является главным контактным лицом для заказчика проекта, по которому работает компания и, что самое существенное, подчиняется непосредственно первому лицу компании, каковым и является топ-менеджер.
Слайд 13Мотивация топ-менеджеров (типология)
«ПРОФЕССИОНАЛ»
«ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ
СОБСТВЕННИК»
«СЛУЖИВЫЙ»
«ЭНТУЗИАСТ
ДЕЛА»
«УВЛЕЧЁННЫЙ
ПРОЦЕССОМ»
«НАСЫТИВШИЙСЯ»
НАПРАВЛЕНИЯ
МОТИВАЦИИ
ТИП
МОТИВАЦИИ
СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ И
МОТИВАЦИЯ
ТОП-МЕНЕДЖЕРА
ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРОФ. РОСТЕ И ПОВЫШЕНИИ УПРАВЛЯЕМОСТИ КОМПАНИИ. НЕТ ЖЕЛАНИЯ
БРАТЬ НА СЕБЯ РИСК СОБСТВЕННИКА
УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ – ЭТО ЕГО ЛИЧНЫЙ УСПЕХ КАК УПРАВЛЕНЦА.
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ И УВАЖЕНИЮ
ЗАИНТЕРЕСОВАН В РОСТЕ ДОХОДОВ
УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ СОБСТВЕННИКОМ.
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ И БОГАТСТВУ
ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПОВЫШЕНИИ КОМФОРТНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ ДАЁТ ЛУЧШУЮ КОРП. КУЛЬТУРУ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩУЮ КОМФОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЗАИНТЕРЕСОВАН В РОСТЕ КОМПАНИИ. СТРЕМЛЕНИЕ СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ
УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ – ЭТО ЕЁ СТАБИЛЬНОСТЬ И МЕНЕДЖЕРА В НЕЙ.
СТРЕМЛЕНИЕ К СТАБИЛЬНОСТИ И УВАЖЕНИЮ
ЗАИНТЕРЕСОВАН В УСПЕХЕ ДЕЛА, ИДЕИ, ПРОЕКТА
УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ – ПРЕТВОРЕНИЕ ИДЕИ В ЖИЗНЬ.
СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОМУ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ И СЛАВЕ
ЗАИНТЕРЕСОВАН В УВЕЛИЧЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ МОЖЕТ БЫТЬ НЕАКТУАЛЕН
Слайд 14Лидерство и руководство
(Б.Д. Парыгин)
Руководство
Тип
регулируемых
отношений
Регулирует официальное отношение группы к внешней
социальной среде, прежде всего — к организации
Объём
функционирования
Ориентировано на макросреду
По
происхождению
Результат целенаправленного решения,
осуществляемого под контролем различных социальных институтов.
По
устойчивости
Руководство стабильно, на его динамику влияют управляемые факторы.
По способам
реализации
У руководителя имеется система формальных санкций, с помощью которых он осуществляет управление
По способу
принятия
решений
Решения руководителя опосредованы многими, в том числе и внешними факторами
По сфере
деятельности
Руководитель –представитель группы во внешних связях и часть его деятельности проходит вне зоны контроля группы
Лидерство
Регулирует межличностные отношения в группе
Ориентировано на микросреду
Возникает стихийно
Лидерство подвижно, выдвижение лидера зависит от состояния группы
Базируется на системе неформальных (групповых) санкций.
Решения лидера носят в основном непосредственный характер и базируются на групповой оценке ситуации
Ориентирован в основном
«внутрь» группы
Слайд 152. Психология личности и социальные роли руководителя организации
Личность - это
система тесно связанных, относительно устойчивых психических черт, сформированных в условиях
общественной жизни и определяющих поведение и деятельность человека
ЛИЧНОСТЬ
Индивидуально-психологическая
сторона
Социально-психологическая
сторона
Мировоззренческая сторона
Природная среда
Социальная среда
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Моральный
облик
Мировоззрение
Отношение к другим
Социальные роли
Социальные позиции
Социальные установки
Деятельность
Факторы
формирования
Слайд 16Индивидуально-психологическая
сторона личности руководителя
СВОЙСТВА
ПРОЦЕССЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТОЯНИЯ
Ψ
Слайд 17Ψ
свойства
Психические свойства
Психические свойства – наиболее устойчивые характеристики
личности, определяющие
особенности его поведения и деятельности
ТЕМПЕРАМЕНТ - психическое свойство личности, определяемое
особенностями протекания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга
ХАРАКТЕР- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
СПОСОБНОСТИ это индивидуально - психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью
НАПРАВЛЕННОСТЬ - психическое свойство личности, определяющее отношение человека к действительности. и включающее его мотивационную сферу
Цели
Мотивы
Установки
Потребности
Задатки
Талант
Гениальность
Холерический
Сангвинический
Флегматический
Меланхолический
Слайд 18Темперамент – психофизиологическая основа личности
ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum — надлежащее
соотношение частей) - психическое свойство личности, определяемое особенностями протекания процессов
возбуждения и торможения в коре головного мозга
Слайд 19Свойства нервных процессов, которые
определяют тип нервной системы
Уравновешенность нервных процессов - процессы
возбуждения и
торможения могут быть либо уравновешены, т.е.
одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает.
Сила нервных процессов - способность нервной системы
человека выдерживать большие нагрузки и раздражители. Это
природная индивидуальная особенность, показывающая
работоспособность и выносливость. Силу нервных процессов
переделать нельзя, но можно регулировать.
Подвижность нервных процессов - способность быстро
реагировать на изменения в окружающей среде. Данное свойство
является показателем быстроты смены возбуждения и
торможения.
Соотношение основных свойств нервной системы лежит в основе темперамента
Слайд 20Темперамент и тип ВНД
МЕЛАНХОЛИК
ХОЛЕРИК
ФЛЕГМАТИК
САНГВИНИК
Слабый
Безудержный
Инертный
Сильный
Слайд 21Особенности темперамента как психического свойства
человека
Он в "чистом" виде практически не
встречается у людей: темперамент конкретного человека это совокупность "близких темпераментов"(холерика
и сангвиника, сангвиника и флегматика, флегматика и меланхолика, меланхолика и холерика)
Темперамент не оказывает существенного влияния на формирование мотивационно-ценностных ориентаций личности
Он практически не изменяется в течение жизни
Каждый тип темперамента имеет свои плюсы и минусы
Слайд 22Круг Айзенка
МЕЛАНХОЛИК
ХОЛЕРИК
ФЛЕГМАТИК
САНГВИНИК
Слайд 24Психические процессы
Психические процессы –
динамическое отражение действительности, течение психического
явления, проявляющееся в виде реакции
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ВОЛЕВЫЕ
Слайд 25Эмоции и чувства
Эмоциональный процесс (от лат. emoveo - потрясаю, волную)
- психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление),
отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания
Страх
Удовольствие
Отвращение
Радость
Удивление
Печаль и др.
Слайд 26Воля
Воля — способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками.
Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной
цели. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности.
К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие
Слайд 27Познавательные процессы
ОЩУЩЕНИЯ
ВОСПРИЯТИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ВНИМАНИЕ
ПАМЯТЬ
МЫШЛЕНИЕ
РЕЧЬ
ВООБРАЖЕНИЕ
Слайд 28Познавательные процессы: ощущения
ОЩУЩЕНИЕ - процесс отражения в сознании отдельных признаков
и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы
чувств
Слайд 29Работа анализатора – физиологическая основа ощущений
Анализатор - нервно-физиологический аппарат, посредством
которого человек отражает область действительности. Включает - рецептор (воспринимающая часть),
афферентные нервы (проводящие пути), корковая часть.
Центры промежуточного мозга
Центры спинного мозга или ствола мозга
Центры коры больших полушарий
Мышечные рецепторы
Слайд 30Виды анализаторов
ЗРИТЕЛЬНЫЙ
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ
ВКУСОВОЙ
СЛУХОВОЙ
КОЖНЫЙ
ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ
Главная характеристика анализатора – ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, определяемая минимальным раздражителем, способным
в данный момент вызвать ощущение
Слайд 31Закономерности ощущений
Наличие ПОРОГОВ - величины раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение
Виды:
нижний (освещенность ночью, запах духов); верхний (рев авиационного двигателя, вспышка
света); различения - минимальное расстояние или время между двумя раздражителями, когда они определяются как различные (циркуль, Алькор и Мицар). Опыт, деятельность раздвигают границы чувствительности (опытный водитель по шуму мотора знает, где неполадки; художник способен различить 60 оттенков черного цвета).
АДАПТАЦИЯ - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Явление привыкания ("бабушкины очки") - чувствительность глаз в темноте выше а 200 тыс. раз. Проблемы монотонности - обеспечить постоянный поток информации(встряска, перерыв, психологические, физиологические, фармакологические средства).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ - продолжение ощущения после окончания воздействия раздражителя (посмотреть на свет, а затем закрыть глаза).
КОНТРАСТ - один и тот же раздражитель по-разному воспринимается в зависимости от одновременно действующих других ощущений: окраска, цвет изменяют восприятие.
Слайд 32Познавательные процессы: восприятие
ВОСПРИЯТИЕ - это отражение в сознании человека непосредственно
воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом
Слайд 33Свойства восприятия
Иллюзии - ошибки восприятия, неадекватное отражение предмета и явления.
Причина - недостаток опыта, односторонность предыдущей деятельности, непонимание смысла происходящего.
Следовательно - задача формирования навыков и умений в самых различных условиях, использование в ходе обучения разносторонней информации и т.п.
В то же время есть иллюзии, обусловленные психофизиологически: яркостный контраст(серая полоска на белом фоне темнее, чем на черном); видимое движение (кино); вес (из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее) и др.
Предметность, целостность - отражает предмет осмысленно, т.е. не только как физическое вещество, но и как предмет, имеющий определённое назначение. Также предмет отражается в целом, в совокупности многих качеств и свойств, даже если отдельное из них в данный момент не воспринимается (контуры строения в тумане).
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его потребностей, мотивов, интересов. (восприятие ситуации молодым сотрудником и опытным профессионалом). Необходимо моделировать ситуации юридической деятельности при обучении навыкам и умениям, необходимым специалисту. На основе апперцепции строятся и так называемые проективные методики изучения личности (пятна Роршаха, незаконченные предложения).
Слайд 34Познавательные процессы: представление
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - психический процесс, заключающийся в создании образов
ранее воспринимаемых предметов и явлений
Слайд 35Виды и свойства представлений
По видам анализаторов (визуальные, двигательные,
осязательные,
вкусовые
и т.д.)
СВОЙСТВА
Содержание
Объем (запас представлений)
Связь с действительностью
Конкретность – (соответствие
обозначаемым объектам)
Изменчивость
Яркость и отчетливость
По содержанию (математические,
технические,
правовые и др.)
Слайд 36Познавательные процессы: воображение
ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс, выражающийся в создании новых
образов на основе прошлых восприятий
Слайд 37Виды воображения
Непроизвольное - создание новых образов без внешних побудителей
Произвольное
- создание новых образов под воздействием внешних побудителей
Грезы - образ
желаемого будущего, но полный отрыв от действительности
Мечта - образ желаемого будущего
Фантазия образ желаемого будущего, но имеющий слабую связь с действительностью
Репродуктивное (воссоздающее) - на основе прочитанных книг, лекций и т.д.
Творческое – воображение в чистом виде
Слайд 38Познавательные процессы: внимание
ВНИМАНИЕ - преимущественная направленность сознания человека на определенные
предметы, мысли, переживания и деятельность, в результате которого они отражаются
или выполняются более полно и точно.
Слайд 39Виды внимания
Произвольное -
сознательно
направляется человеком.
Истоки - сильные мотивы:
чувство долга,
важность дела и т.д.
Непроизвольное - возникающее помимо сознательного
процесса человека.
Свойственен животным и младенцам, возникает по механизму «ориентировочного рефлекса»
Послепроизвольное
(вторично-непроизвольное) –
волевой компонент заменен
интересом и
автоматизированным
навыком.
Слайд 40Свойства внимания
Колебание - непроизвольное переключение.
Концентрация - степень
сосредоточения внимания на главном с отвлечением от второстепенного
Устойчивость - умение
длительного времени задерживать внимание на избранном предмете
Объем - максимальное количество объектов, которое человек может воспринять в единицу времени в связи с какой-либо задачей (7 +/- 2)
Распределение - возможность выполнять одновременно несколько действий
Переключение - способность переходить то одного вида деятельности к другой
Слайд 41Познавательные процессы: память
ПАМЯТЬ - это процесс запоминания, сохранения и последующего
воспроизведения всех элементов прошлого опыта.
Слайд 42Процессы и виды памяти
ПРОЦЕССЫ
Запоминание - главный (запись в виде (функции) биохимические
изменения в составе мозговых клеток)
Забывание
Сохранение (активное)
Воспроизведение ( для простоты сравнить с магнитофоном);
ВИДЫ
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ХРАНЕНИЯ
ПО ОСОБЕННОСТЯМ ЗАПОМИНАНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ (МОТОРНАЯ)
ОБРАЗНАЯ (ЗРИТЕЛЬНАЯ, СЛУХОВАЯ И ДР.)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ
КРАТКОВРЕМЕННАЯ
МГНОВЕННАЯ
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
Слайд 43Борьба с забыванием
Связь запоминания с эмоциями и чувствами (яркие, эмоционально-насыщенные
эпизоды запоминаются лично)
Повторение - мать учения. Практическая невостребованность - лучший
способ забыть
Мотивация - установка на запоминание значительно повышает возможности памяти.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР: роман В.Кожевникова «Щит и меч» прекрасно воссозданный в одноименном кинофильме. Разведчик Белов (Вайс) только один раз прочитывает секретный документ с многочисленными цифрами и потом точно воспроизводит его, т.к. от этого зависела жизнь тысяч узников концлагерей.
Эффект Зейгарник: лучше запоминаются незавершенные дела
Закон Рибо: легче всего забывается то, что усвоено недавно.
"Эффект края" - лучше запоминаются первые и последние слова (Штирлиц в конце попросил таблетку от головной боли)
Различные мнемотехнические приемы ( Каждый охотник...)
Слайд 44Познавательные процессы: мышление
МЫШЛЕНИЕ это процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности,
отражения свойств и отношений предметов объективного мира
ПРИМЕР: врач
о воспалительном процессе больного узнает с помощью термометра
Это высший, вторичный познавательный процесс. Он характеризует способность человека встать над ситуацией, выйти за ее рамки, способность к абстракции, анализу скрытых связей и т.д.
Слайд 45Познавательные процессы: мышление
Они зависят от доминирования в процессах ВНД правого
или левого полушария головного мозга.
Левое полушарие теснее связано с
логическим и способами обработки информации, лежащими в основе наглядно-действенного общения, а правое - с процессом интуитивного решения проблем.
КАЧЕСТВА
МЫШЛЕНИЯ
ГЛУБИНА
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ГИБКОСТЬ
БЫСТРОТА
ШИРОТА
ВИДЫ
МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-
ОБРАЗНОЕ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
Слайд 46Формы, методы и операции мышления
Понятие - отражение в сознании общих
и существенных свойств предмета
Суждение - основная форма мышления - отрицание
или утверждение какого-либо факта
Умозаключение - выведение из одного или нескольких суждений нового суждения
Рассуждение - последовательное и взаимосвязанное выдвижение системы суждений
Ф
О
Р
М
Ы
Индукция - умозаключение от единичных фактов к общему выводу
Дедукция – мышление
от общего к частному
Анализ - разложение на составляющие
Сравнение - сопоставление
явлений и предметов
Синтез - восстановление
целого из частей
Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов
М
Е
Т
О
Д
Ы
Обобщение - объединение многих предметов или явлений по общему признаку.
О
П
Е
Р
А
Ц
И
И
Слайд 47Познавательные процессы: речь
РЕЧЬ – это процесс использования языка в целях
общения
ОБОЗНАЧЕНИЯ
СООБЩЕНИЯ – передачи сведений, знаний, опыта
ВОЗДЕЙСТВИЯ –
побуждение человека к
проявлению активности
ВЫРАЖЕНИЕ – обозначение своих чувств и потребностей, отношений
ВНЕШНЯЯ
ВНУТРЕННЯЯ
ПИСЬМЕННАЯ
(монолог, диалог, беседа, реплика)
УСТНАЯ
f
ВИДЫ
Слайд 48Психические состояния
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества
функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент
времени
Слайд 49Типология психических состояний
ОСНОВАНИЕ ДЕЛЕНИЯ
КРАЙНИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ
По источнику формирования
Ситуативно
обусловленные (реакция на брань)
Личностно обусловленные (эмоциональная вспышка холерика)
По эмоциональному воздействию
Положительные
(вдохновение)
Отрицательные
(апатия)
По
степени выраженности
Поверхностные
(настроение)
Глубокие
(страсть)
Нейтральные
(равнодушие)
По длительности
Кратковременные
(аффект)
Продолжительные
(монотония, скука, депрессия)
Средней
длительности
(страх)
По степени осознанности
Неосознанные
(сон, транс)
Сознательные
(решительность)
По соотношению разума и чувств
Эмоциональные
(ужас)
Интеллектуальные
(сосредоточенность)
Комбинированные
(мобилизованность)
По главному уровню проявления
Физиологические
(голод)
Психологические
(воодушевление)
Психофизиолог.
(страх)
По степени активации
организма
Астенические
(усталость, уныние)
Стенические
(ярость, возбуждение)
Слайд 50Психические процессы
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе
приобретения человеком жизненного и профессионального опыта
Знания – это совокупность усвоенных
человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности
Начальные умения – это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека
Простые навыки – это несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания
Сложные навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека
Сложные умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности
Слайд 51Социальный статус
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - социальная позиция, связанная с определенными правами
и обязанности
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ
ПРИПИСАННЫЙ (данный от рождения – пол, цвет
кожи, раса, родной язык и т.д.)
ПРИОБРЕТЕННЫЙ (достигнутый, становящийся частью личности, напр. образование)
СОЦИАЛЬНЫЙ (положение, которое человек занимает как представитель большой социальной группы – гражданин России, православный или буддист, и т.д.)
ЛИЧНЫЙ (положение человека в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам – лидер, отверженный и т.д.)
ГЛАВНЫЙ (по которому его выделяют окружающие (президент, ребенок, учитель, рок-звезда, преступник и т. д.)
Слайд 52Дж. Мид о социальной роли
Личность – функция совокупности ролей, которые
исполняет индивид в обществе.
Социальная роль – это модель поведения, заданная
социальной позицией (статусом) личности в системе общественных (групповых отношений) . СР=f(статуса)
Джордж Г. Мид
Ролевые ожидания – то, чего ждет от роли социальное окружение (учитель, начальник, друг, коллега)
Ролевое поведение – то, что и как человек выполняет в рамках той или иной роли
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
«Отец семейства»
«Депутат»
«Повар»
«Друг»
Социальные роли личности
Макросреда
Микросреда
Я
1
4
5
2
3
1
2
4
5
3
Слайд 54Управленческие роли руководителя организации
(Г. Минцберг)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
РОЛИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПО ПРИНЯТИЮ
РЕШЕНИЙ
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ГЛАВА
ЛИДЕР
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
ПРИЁМНИК ИНФОРМАЦИИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ
ИНФОРМАЦИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
УСТРАНЯЮЩИЙ ПОМЕХИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕГОВОРЫ
Слайд 55Психологическая ролевая типология
руководителей (Л.Д. Кудряшова)
«РЕГЛАМЕНТАТОР» — стремление
к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация
на формальные процедуры и документы
«КОЛЛЕГИАЛ» — ориентирован на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля
«ПОКАЗУШНИК» — приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры
«ОБЪЕКТИВИСТ» — ориентирован на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы
«ФОРМАЛИСТ» — перенос внимания на процедуры, «затягивание» решения вопросов.
«МАКСИМАЛИСТ» — ориентирован на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований
«ОРГАНИЗАТОР» — ориентирован на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение
«ДИСПЕТЧЕР» — стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства
Слайд 56 Методика Р. М. Белбина
1. В современной управленческой
команде наличие лидера не является необходимым.
2. Наличие четко выраженного, яркого
лидера ухудшает надежность команды ввиду сильной зависимости от его состояния и слабой устойчивости к его смене.
3. Всех людей можно с достаточной точностью распределить по некоторому конечному набору командных ролей, в зависимости от свойств их личностей.
4. Соответствие людей своим командным ролям статично во времени.
5. Эффективность команды определяется набором командных ролей входящих в неё людей.
Направлена на определение предпочитаемой
членом команды командой роли
Постулаты теории:
Методика определения ролей предпочитаемых
ролей руководителя Белбина
Слайд 57Опросник самовосприятия
1. Чем я могу помочь команде?
Слайд 58Опросник самовосприятия
Если с точки зрения командной работы у меня
есть
недостатки, то они таковы:
Слайд 59Опросник самовосприятия
3. Когда я работаю над проектом с другими людьми:
Слайд 60самовосприятия
4. Моё отношение к командной работе
проявляется в том, что:
Слайд 61Опросник самовосприятия
5. Я получаю удовлетворение от работы потому, что:
Слайд 62Опросник самовосприятия
6. Если мне вместе с группой незнакомых людей
неожиданно
поручат трудную задачу,
которую надо выполнить быстро:
Слайд 63Опросник самовосприятия
7. Проблемы, которые я должен преодолеть,
работая в группе:
Слайд 64ТАБЛИЦА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ
Перенесите в приведенную здесь таблицу результаты из заполненного
опросника, строго по столбцам и строкам. Затем суммируйте баллы в
каждом столбце для получения общей оценки командной роли.
Слайд 663. Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя
Социальные отношения
- различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более
людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ЭТНИЧЕСКИЕ
ГРУППОВЫЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕЖГРУППОВЫЕ
ВНУТРИОРГАНИЗА-
ЦИОННЫЕ
Слайд 67Внутриорганизационные отношения
ВИДЫ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Распорядительства
Администрирования
Исполнительности
Подчинённости
Согласование деятельности равноправных субъектов
Разделение функций
органов управления и исполнительных органов
Как правило вытекают из норм права
Связь
между субъектами управления, позволяющую выбрать наиболее оптимальное решение
СУБОРДИНАЦИИ
КООРДИНАЦИИ
КОНКУРЕНЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ДИСЦИПЛИНЫ И
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Слайд 68Межличностные отношения
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений:
их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения
можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Слайд 69ИНТРАГРУППОВАЯ АКТИВНОСТЬ: ОБЩЕНИЕ
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся
в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами
друг друга
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания
ОБЩЕНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ
ИНТЕРАКЦИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
Слайд 70Э Бёрн: структурный и транзактный анализ
Эрик Берн
Р
В
Ре
КР ЗР
В
БРе АРе
Слайд 71Трансактный анализ:
дополнительная трансакция
Менеджер по персоналу:
- Зайдите , пожалуйста, ко
мне в 16.00 расписаться за приказ
Сотрудник:
- Обязательно зайду.
Р
В
Ре
Р
В
Ре
HR
Сотрудник
Слайд 72Дополнительная трансакция
Менеджер по персоналу:
- Иван Иванович, вот в наше время
прогул был чрезвычайным происшествием.
Сотрудник:
- Да уж, молодежь нынче не отличается
высокой ответственностью.
Р
В
Ре
Р
В
Ре
HR
Сотрудник
Слайд 73Дополнительная трансакция
Менеджер по персоналу:
- Николай, вы почему сегодня опоздали на
полчаса.
Сотрудник:
- Этого больше не повторится
Р
В
Ре
Р
В
Ре
HR
Сотрудник
Слайд 74Перекрёстная трансакция
Менеджер по персоналу:
- В следующую субботу с 10.00 до
13.00 будет субботник. Подпишитесь, пожалуйста, под приказом.
Сотрудник:
- Передай руководству, чтобы
оно само выполняла свои дурацкие приказы!
Р
В
Ре
Р
В
Ре
HR
Сотрудник
Слайд 75Социометрия о межличностных отношениях
Яков Морено
С точки зрения Морено социометрия не
только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей
в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой)
Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений.
Структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.
Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, несовпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.
Слайд 764. Социальная ответственность менеджера
Ответственность- необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в
своих действиях, поступках.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОФИЦИАЛЬНАЯ
(в должностной
инструкции
или регламенте)
ЛИЧНОСТНАЯ
(ответственность
как
черта характера)
Слайд 77Виды ответственнсти
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Профессиональная
Юридическая
Этическая
Политическая
Социальная
Партийная
Слайд 78Профессиональная ответственность
Одним из наиболее острых вопросов при обсуждении проблемы профессиональной
ответственности является вопрос о компетенции и полномочиях конкретного профессионала, диктуемых
его профессиональной ролью.
Субъект может быть профессионально ответственным только за то, на что у него есть полномочия. В то же время, наличие любых полномочий должно необходимо порождать ответственность.
Таким образом, границы профессиональной ответственности детерминируются полномочиями, которыми наделен тот или иной субъект деятельности.
Пример
профессиональной
ответственности –
Клятва
Гиппократа
Слайд 79Юридическая ответственность
Дисциплинарная ответственность — заключается в наложении на виновное лицо
дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в РФ-Трудовой кодекс,
79-ФЗ, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав Органов Внутренних дел и др.
Административная ответственность — применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
Материальная ответственность — возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей. Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности.
Гражданско-правовая ответственность — вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций.
Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской федерации.
Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
Юридическая ответственность - это ответственность, выражающаяся в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение.
Слайд 80Юридическая: материальная ответственность
Материальная ответственность — правовой термин, в общем случае
обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причиненный другому лицу. В российском
праве термин, главным образом, упоминается в контексте трудового права.
Материальная ответственность в трудовом праве это не только обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю (предприятию, учреждению, организации, индивидуальному предпринимателю), но так же и обязанность работодателя возместить ущерб, причиненный работнику (в результате незаконного лишения возможности трудиться, за задержку выплаты заработной платы), либо его имуществу.
Слайд 81Политическая ответственность
Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта
государственной власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок.
Попытки
привлечения к политической ответственности конкретных политических деятелей предпринимались в разных странах, в том числе в Чили, СССР, США.
Формами реализации ответственности могут быть отставка, импичмент, перевыборы.
Слайд 82Партийная ответственность
Партийная ответственность наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся
с уставными документами и решениями представляемой им политической организации.
Ответственность
реализуется в форме:
осуждения,
исключения из партии,
вывода из руководящего состава партии.
Слайд 83Социальная ответственность
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - отношение личности к обществу, к другим
людям с точки зрения осознания предъявляемых требований.
Это нравственное осознание,
исполнение, отчётность в поступках и действиях (бездействиях).
Каждое общество и, до некоторой степени, каждая отдельная группа в обществе имеют свои собственные нравственные нормы, хотя они не всегда явно и с характерными признаками и причинами появления выражены.
Эти нормы часто определяют отношения с заинтересованными сторонами, помимо предписанного простыми нормами, имеющимися у них по контракту. Например, большинство менеджеров ощущают более высокую степень ответственности за наемных работников, чем зафиксировано и договорах о найме. Это может проявляться многими способами. Терять сотрудников — болезненный процесс, и предприятие может сохранить людей, которые не так уж и необходимы. Владельцы предприятий могут предоставить семейным сотрудникам более гибкие условия работы, чем несемейным.
Слайд 84Этическая ответственность
Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм,
представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых
обязательно для всех работников организации.
Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность).
Ответственность реализуется:
в форме изменения общественного мнения о
руководителе,
вынесении ему общественного порицания,
объявления о его несоответствии должности по
этическим соображениям.