Слайд 1Социальные идеи Платона и Аристотеля: сравнительный анализ
Выполнила студентка 1 курса
Группы Экономическая социология
Азимова Алина
Слайд 2Почему идеи этих античных философов для нас до сих пор
актуальны?
Определяющее значение в жизни каждого человека имеет решение им смысложизненных
вопросов: «что значит быть, существовать человечеству в целом и мне, конкретному человеку, в частности?»; «что значит для человека его жизнь и как ему относиться к неизбежности смерти?»; «в чём может состоять счастье человека и как относиться к страданию?»; «что есть свобода и какова её ценность?».
Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности. Наследие гениальных мыслителей античности Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов.
Слайд 3Каким был тот далекий Платон?
Слайд 6Как было устроено античное общество?
Ядром античного общества выступала община. Каждый
занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса.
Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные.
Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:
1. Рабы.
2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.
3. Торговцы.
4. Военные.
5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.
Слайд 7Учение о человеке
«Мы не без основания призна́ем двойственными и отличными
друг от друга эти начала: одно из них, с помощью
которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.» - Платон.
Слайд 8Учение о человеке
Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на
неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и
разум (на разум практический и разум теоретический). Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими.
Слайд 9Учение о семье
Платон считал, что семья как сфера частного существования
далека от подлинного призвания и подлинной задачи разума (имеющего дело
со всеобщим). Для высших сословий существование семьи не допускается, семьи допустимы лишь для членов низшей касты земледельцев и ремесленников, а браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Для достижения сплоченности общества необходимо введение общности жен, детей, имущества, а также в интересах общества - воспитание детей не семьей, а обществом в целом.
Слайд 10Учение о семье
Аристотель считал семью первоосновой общества и государства. Брак
основан на этических отношениях, поэтому Аристотель подвергает резкой критике тезис
об общности жен.
Аристотель считает, что женщина и раб отличаются друг от друга, тем, что каждый должен заниматься своим делом. Женщина своим, а раб своим. Как сказано в его работе «Политика» Книга первая: «… женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих».
Слайд 11Учение о справедливости
«Когда властителями в государстве станут подлинные философы… нынешними
почестями они пренебрегут, считая их низменными и ничего не стоящими,
и будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут считать справедливость; служа ей и умножая её, устроят они свое государство». – Платон.
Слайд 12Учение о справедливости
«По мнению одних, со справедливостью связано благоволение к
людям; по мнению других, справедливость заключается уже в том, чтобы
властвовал человек более сильный». – Аристотель.
Существенным шагом в становлении теоретического анализа феномена справедливости следует признать выделение Аристотелем двух её видов: уравнивающей (рестрибутивной) и распределяющей (дистрибутивной).
Слайд 13Учение о государстве
У Платона было свое представление об «идеальном государстве».
По его мнению, управлять должны только аристократы, как лучшие и
наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны выполнять добросовестно свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие.
Платон выделял следующие формы государственного устройства.
1. «Идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) – аристократия, аристократическая монархия.
2. Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Слайд 14Учение о государстве
Государство основано на разделении труда между разрядами свободных
граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется
своей классификацией частей души: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; аффектной, яростной, части, добродетель которой в мужестве, – сословие воинов (стражей); вожделеющей, низменной, – сословие земледельцев и ремесленников.
Слайд 15Учение о государстве
По Аристотелю, основная причина формирования государства заключается в
естественном стремлении человека к коллективной жизни, в стремлении, которое присуще
ему от природы.
Аристотель выделял шесть основных форм государственного устройства: монархию, аристократию, народовластие, тиранию, олигархию и демократию. Монархию и тиранию Аристотель определял как власть одного человека, аристократию и олигархию - как власть немногих, а народовластие и демократию - как власть всех.
Первые три формы Аристотель считал правильными, последние три формы - неправильными. Такое деление Аристотель обосновывал тем, что при первых формах власть стремится к благу граждан, тогда как в последних формах этот принцип не соблюдается.
Слайд 16Учение о государстве
Аристотель первым описал государственное устройство 158 государств, хотя
до наших дней дошел лишь фрагмент этого описания, известный под
названием «Афинская полития». Возможно, это связано с тем, что политию (умеренное народовластие) афинского типа Аристотель рассматривал как одну из наиболее устойчивых и гармоничных форм государственного правления. Впрочем, в своих оценках Аристотель крайне сдержан: если его предшественник Платон описал свое видение идеального государства, то Аристотель в целом не давал таких категоричных оценок, предпочитая говорить о том, что действительно существует в мире.
Слайд 17Заключение
Таким образом, полученные в ходе анализа различных источников данные позволяют
нам сделать вывод о сходствах и различиях учений Платона и
Аристотеля. Путем проведения исследования и сравнения взглядов двух философов античности, мы выявили, что их учения содержат как схожие идеи и понятия, так и абсолютно противоположные мысли, что отнюдь не отменяет важности учений и Платона, и Аристотеля. Современные социологи до сих пор ссылаются на их учения, используют их для обоснования неких закономерностей развития общества.