Слайд 1Социальный капитал
как ресурс развития образовательной организации
Требования Стандартов – требования
Жизни?
Проблемный семинар
18.12.2014г.
Слайд 2
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Описание кадровых условий реализации
ООП ООО:
характеристика укомплектованности образовательного учреждения;
описание уровня квалификации работников образовательного учреждения
и их функциональные обязанности;
описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.
Слайд 3Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации
ФГОС:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
принятие
идеологии ФГОС общего образования;
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
Слайд 4Система методической работы
С какими рисками придется столкнуться?
Какими должны быть формы
методической работы?
Как измерить ее результативность?
Слайд 6Собственный уровень компетентности
Руководитель инновационного процесса – это инновационный менеджер, специалист,
в обязанности которого входят организация инновационной деятельности, разработка и внедрение
инновации, которая обеспечит стабильность развития фирмы.
Руководитель процесса инноваций несет ответственность в областях разработки стратегии развития фирмы, способа организации процесса, т. е. за создание оптимальной структуры и технологии управления процессом и персоналом.
Слайд 7Симптомы явного сопротивления инновациям
Слайд 8Формы скрытого сопротивления инновациям
Слайд 9Статус учительской профессии
Посмотрите, что происходит с учительской профессией в России
в целом. Глубокое разделение труда, люди затачиваются, например, под математику,
физику, подготовку к ЕГЭ, и происходит трагическое упрощение учительской деятельности. Она не становится легче, потому что работа на конвейере может быть изматывающе трудна, но интеллектуально она становится все проще. И чем больше уже я затачиваюсь, тем проще эта работа, и тем ниже статус профессии.
Константин Ушаков
Слайд 10Выгорание и деформации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов
работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Слайд 12Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Мероприятия:
1. Семинары, посвящённые содержанию и
ключевым особенностям ФГОС.
2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения
собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС.
3. Заседания методических объединений учителей, воспитателей по проблемам введения ФГОС.
4. Конференции участников образовательного процесса и социальных партнёров ОУ по итогам разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС.
5. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.
6. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения ФГОС и Новой системы оплаты труда.
7. Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Слайд 14Самооценка базовых компетентностей педагогов
Слайд 15Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития
экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания,
инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие его эффективное и рациональное функционирование как производительного фактора развития.
Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы
Слайд 16Социальный капитал организации
Каждая организация в большей или меньшей степени обладает
тем, что называется социальным капиталом. Его можно определить как набор
неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы. Если члены группы смогут рассчитывать на то, что другие будут вести себя профессионально и на них можно будет положиться, то они доверяют друг другу. Доверие делает работу любой группы или организации более эффективной.
Константин Ушаков
Слайд 18Компоненты социального капитала
Главенствующую роль играют горизонтальные сети, а вертикальные лишь
мешают данному процессу по причине своей иерархической структуры.
Общие нормы, убеждения
являются факторами, поддерживающими социальные сети и поощряющими сотрудничество.
От уровня межличностного доверия зависит готовность вступать во взаимоотношения друг с другом.
Слайд 19Связи в социальных сетях
Обмен профессиональной информацией
Совместная работа над проектами
Обмен материальными
ресурсами (медиа, цифровые ресурсы и т.п.)
Совместные базы ресурсов
Дружеские отношения
Конфликтные связи
Слайд 21Способы развития взаимодействия
Поощрение взаимодействия
Преобладание демократического стиля руководства
Руководители организации своими поступками
демонстрируют приверженность к открытому взаимодействию между сотрудниками
Использование передовых технологий,
повышающих эффективность взаимодействия, например, общих баз данных, Интранета и т. п.
Развитие коммуникационных каналов, т. е. создание среды для общения. Основная цель - руководство деятельностью, координация усилий, достижение согласованности в работе на основе доверия
Наличие документов, регламентирующих принципы вознаграждения за результаты коллективной работы
Слайд 22«Изменения в установках и поведении людей происходят гораздо эффективнее в
процессе их группового, а не индивидуального функционирования. Личностное саморазвитие человека
обусловливается рефлексией того, как его воспринимают другие люди»
Витольд Альбертович Ясвин, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Слайд 23Этапы проведения инновации
(К.М. Ушаков)
Изменение квалификации
Изменение процедур
Изменение структуры
Изменение стратегии
Изменение организационной
культуры.
Слайд 24Нормы, ценности и базовые представления составляют ядро организационной культуры, которая
определяет приемлемое (для организации) профессиональное поведение человека.
Источниками норм и ценностей
является предшествующий опыт организации.
Существуют способы изменения культуры, но базовые нормы и ценности труднее всего поддаются изменениям.
Слайд 25Пути роста социального капитала в образовательной организации
Создание коммуникативных каналов и
процедур
Обеспечение открытости информации
Обеспечение возможности каждому выражать свои интересы
Обеспечение устойчивых каналов
обратной связи руководства и подчиненных
Создание среды и особых процедур для общения
Повышение открытости управления
Обеспечение публичности курса реформ
Демократический стиль управления
Делегирование полномочий
Обеспечение «кредита доверия» персоналу со стороны руководства
Слайд 263. Обеспечение деловой и психологической безопасности
Обеспечение устойчивости институтов и «правил
игры», т.е. правила должны распространяться на всех
Создание справедливой и непротиворечивой
нормативной базы
Добросовестность и честность руководства
Поддержка добросовестности и честности педагогов
Обеспечение неотвратимости вознаграждения, т.е. обеспечить прозрачность и однозначность НСОТ
Оптимизация количества критериев стимулирующей надбавки с точки зрения психологии менеджмента
Поощрение группового взаимодействия
4. Лидерство менеджеров
Участие менеджеров в работе творческих групп
Честность и компетентность руководителя
Подбор управленческой команды на основе социометрии