Слайд 1Социальный контроль
Наблюдение за окружающими с целью проверки правильности (нормативности) их
поведения
Слайд 2Виды контроля
Объектом контроля является индивид, его поведение.
По субъекту контроля можно
выделить его три разновидности:
Самоконтроль (человек сам следит за своими действиями,
респектабельностью, нормативностью)
Микросоциальный контроль (следят окружающие, прежде всего группа)
Институциональный контроль (контроль ведут представители институтов, действующие от уровня общества)
Самоконтроль не является формой социального контроля
Слайд 3Значение социального контроля
Основное значение – проверка, соответствие того, действует ли
человек правильно (согласно принятым в сообществе порядкам) или нет.
Человек понимает,
что окружающие воспринимают его действия, и, как правило, делает выводы.
Основную роль в борьбе с нарушениями (девиациями) играют санкции. Но без социального контроля не понятно, к кому и за что их применять.
Не менее важен контроль и для агентов (проводников). Наблюдая за окружающими, они узнают, какие нормы продолжают работать, а какие уже отмирают.
Слайд 4Отличие от норм и санкций
Часто понятия норм, контроля и санкций
смешивают в одну систему. Но нужно понимать отличия между ними.
Нормы
– информация (или образцы поведения), показывающая, как человек должен себя вести в сообществе (в т.ч. в обществе)
Контроль и санкции в отличие от норм – процессы.
Нормы входят в культуру, а не в социальный контроль.
Санкции – меры, принимаемые к объекту, с целью корректировки его поведения. В отличие от санкций контроль пассивен, это наблюдение, пока ещё без вмешательства в жизнь объекта.
Слайд 5Свойства контроля
Универсальность. Бурдье показал, что социальным контролем занимаются все. Потому
что всем нужно знать, как ведут себя окружающие. В отличие
от контроля, санкции адресны – применяются к конкретным лицам.
Простота. Если социальный контроль был бы сложным, он не мог быть универсальным.
Категоричность. Простота контроля выражается в бинарности оценок – или человек нарушает, или нет; или он наш, или не наш; или достойный, или нет.
Частичная адекватность. Поскольку контроль ведут обычные люди, естественно, могут быть ошибки.
Слайд 6Влияние социального развития
Навешивание ярлыка. Это свойство объединяет контроль и санкции.
Ярлык – упрощённое восприятие объекта.
Бесконтактность. В отличие от санкций при
контроле не происходит прямого контакта агентов и объекта.
Социальное развитие отрицательно влияет на социальный контроль. Общество, развиваясь, усложняется, а социальный контроль остаётся простым. Это приводит к его ослаблению.
Прежде всего ослабевает микросоциальный контроль. Институты пытаются компенсировать это усилением институционального контроля. Самоконтроль не у всех развит.
Слайд 7Санкции
Санкции – меры, принимаемые к объекту, с целью корректировки его
поведения.
Санкции адресны. Они не могут адресоваться всему сообществу от его
же лица. Санкции затратны. Они часто вызывают недовольство.
Основное деление санкций на положительные (вознаграждение) и негативные (наказание).
Но Этциони показал, что наиболее распространёнными будут нейтральные санкции – апелляции к ценностям.
Также классификация санкции на формальные и неформальные. Формальные санкции применяются только за нарушение формальных (писаных) норм.
Слайд 8Классификация Этциони
Понятно, что многие санкции применяются неоптимально. Классификация Этциони показывает,
как оптимально применять санкции (последовательность).
Апелляции к ценностям (напоминание). Это нейтральные
санкции, они не требуют затрат, они интегрируют коллектив.
Стимулирование. Нарушителя пытаются задобрить. Распространено, когда индивид нужен сообществу. Может вызвать недовольство у конформистов.
Насилие. Оправдано, когда другие способы не сработали. Зло порождает зло. Объект потом может отомстить.
Слайд 9Применение санкций
Применение санкций требует ресурсов. Поэтому организации имеют больше возможностей,
чем группы.
Классификация Этциони показывает, что большинство санкций дезинтегрирует сообщество. Поэтому
больше возможностей у сплочённых сообществ.
Макиавелли: положительные санкции лучше растягивать по времени, чтобы создать у объекта иллюзию их продолжительности, а негативные нужно применять быстро и сразу.