Слайд 1Социальный состав населения России
на 1897 г.
Всего 125 млн. 640
тыс. чел. (без Финляндии), в Европейской Р. проживало 102,9 млн.
99,8
млн. (71%) крестьян, 13,4 млн. (10,7%) мещане, 1,7 млн. (1,5%) дворян, 624 тыс. (0,5%) купцов и почётных граждан, 589 тыс. (0,5%) духовенства, 1 млн. (0,8%) – «прочих»
По занятиям: сельскохозяйственное (97 млн., 77,2%), торгово-промышленное (21,7 млн., 17,3%), «непроизводительное» (6,9 млн., 5,5%)
Слайд 2Купечество в России до 1861 г.
Окончательное оформление купечества –
после Городового положения 1785 г. («Грамота на права и выгоды
городам Российской империи»): каждый мог записываться в торговые гильдии
Купцы всех гильдий освобождались от рекрутской повинности, а 1-й и 2-й – от телесных наказаний
1-я и 2-я гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казённых служб
У 1-й гильдии могли быть морские суда, у 2-й – только речные. 3-я гильдия – мелочный торг, содержание трактиров/бань/постоялых дворов
К концу XVIII в. среди купцов 1-й гильдии было более трети владельцев фабрик и заводов.
Продолжительность купеческого рода – 2-3 поколения
Слайд 3Социальные корни московских предпринимателей
Морозовы – из крепостных крестьян,
Бахрушины –
из купцов,
Найдёновы – из мастеровых,
Третьяковы – из купцов,
Щукины – из купцов,
Прохоровы – из монастырских крестьян,
Алексеевы – из крестьян,
Солдатенковы – из крестьян,
Хлудовы – из экономических крестьян,
Боткины – из посадских людей,
Мамонтовы – из откупщиков,
Абрикосовы – из крестьян,
Гучковы – из дворовых людей,
Крестовниковы – из крестьян,
Рябушинские – из слободских жителей, крестьян,
Губонин – из крепостных крестьян
Слайд 4Купечество и дворянство
Отношения с дворянством – недоверие, зависть, ревность: «Встретить
дворянина или дворянку в купеческой среде было такою же редкостью,
как купца или купчиху в дворянской. Если это происходило, то возбуждало всеобщее живейшее и притом саркастическое любопытство по отношению тех, кто нарушил обычаи своих каст».
Способы попасть в дворянство: 1). Именно царское пожалование (Прохоров. Губонин), 2). Получить генеральский чин подарив свои коллекции городу или Академии наук (Щукин, Бахрушин), 3). Дослужиться – уйти на госслужбу.
После 1861 г. сохранялась архаичная сословная структура общества, но к началу 20 в. сословная обособленность купечества в значительной мере утратила свое реальное значение и стала анахронизмом.
Субъектом торговой и промышленной деятельности являлся не «купец» с сословной точки зрения, а торговец в узком смысле слова или промышленник
Слайд 5Город в пореформенной России
Городское население выросло в 2,5 раза (с
6,1 до 16,8 млн. чел.), удельный вес горожан вырос с
8 до 13,4%.
Всего в 1897 г. насчитывалось 932 города;
Социальный состав горожан:
1,3% купцов,
6% дворян/чиновников,
8,7% духовенства/разночинцев/военных,
40% крестьян,
44% мещан
Крупнейшие города: СПб (1,3 млн. – 68% пришлых), Москва (1,04 млн. – 72% пришлых), Одесса (406 тыс.), Рига (256 тыс.), Киев (247 тыс.)
Процесс концентрации городского населения в крупнейших городах (за счёт притока пришлого населения)
Феномен люмпен-пролетариев (несколько миллионов в 1880-е)
Слайд 6Москва во 2-й пол. 19 в.
Площадь Москвы в 1912 г.
– 91 кв. км;
население Москвы в 1912 г. 1
617 157 чел. [на 1912 г. Москва была вторым по населению городом империи и 9-м в мире).
С 1882 по 1912 г. население города более чем удвоилось (в основном за счёт крестьян), с 1882 г. население росла на 4% в год (на 50 тыс. чел. – население небольшого губернского города);
Внешний облик города: пестрота форм, сочетание разных стилей и эпох – контрастная застройка, но при этом динамизм, город стремительно менял привычный облик (трамваи, ж/д, проекты метро), появился новый тип здание (высокие 7-8 этажные доходные дома);
Урбанизация города – приближение Москвы к европейским столицам. Элегантная и простая дворянская застройка, ориентированная и вдохновлённая античными образцами уступает место модерну (эклектике).
«Московский дух», «московские обычаи»;
Слайд 7Московские предприниматели
Предприниматели смотрели на свою деятельность не только как на
источник наживы, но и как на выполнение задачи, своего рода
миссию, возложенною Богом или судьбой. Нет культа богатых людей.
На 1902 г. в Москве 1,5% предпринимателей от общего числа горожан (16.5 тыс. чел.)
Из 65 крупных предпринимателей половина имела более 1 млн. рублей
Самый богатый человек Москвы - Мария Фёдоровна Морозова (30 млн. руб.)