Разделы презентаций


Социологические концепции Питирима Сорокина

Содержание

План Питирим Александрович СорокинСоциологическая теорияТеория стратификацииСуперсистемыИдеациональная культураЧувственная (или сенситивная) культураИдеалистическая культураВыводИспользованная литература

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Министерство здравоохранения и социального развития   Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия   Кафедра Истории Казахстана

и общественных дисциплин   СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПИТИРИМА АЛЕКСАНДРОВИЧА СОРОКИНА

Министерство здравоохранения и социального развития   Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия   Кафедра Истории Казахстана и общественных дисциплин

Слайд 2План
Питирим Александрович Сорокин
Социологическая теория
Теория стратификации
Суперсистемы
Идеациональная культура
Чувственная (или сенситивная) культура
Идеалистическая

культура
Вывод
Использованная литература



План Питирим Александрович СорокинСоциологическая теорияТеория стратификацииСуперсистемыИдеациональная культураЧувственная (или сенситивная) культураИдеалистическая культураВыводИспользованная литература

Слайд 3Питирим Александрович Сорокин
основоположник русской и американской социологических школ. Его теория

существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций

XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941). »
Питирим Александрович Сорокиносновоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее

Слайд 6Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем.

Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание

не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры
Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с

Слайд 7Суперсистемы
Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит

на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют

три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. 
СуперсистемыВсе имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его

Слайд 8Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная

и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может

идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие — искусство, истину, мораль, право — и давая им характеристики. 
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не

Слайд 9Идеациональная культура
по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности

и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности». Ее черты

отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями — сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой». Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. 
Идеациональная культурапо своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и

Слайд 10Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима

и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях». Божественное откровение

идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным .Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения». 
Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных

Слайд 11Чувственная (или сенситивная) культура
является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она

существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции

и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие.
Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу.
Чувственная (или сенситивная) культураявляется антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии,

Слайд 12Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого

искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими великолепными достижениями,

— подчеркивает Сорокин, — наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки»). По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства. 
Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с

Слайд 13Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины.

Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как

склеенных друг с другом фрагментов науки».  Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.
Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется

Слайд 14Идеалистическая культура
Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная

и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой

век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. 
Идеалистическая культураОна связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет

Слайд 15С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей

науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин

пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. 
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический

Слайд 16На основе всех интегративных параметров Питирим Сорокин констатирует, что Запад

находится в последней чувственной фазе и что кризис его имманентный. Он последовательно

вскрыл причины этого положения дел: политическую (концентрация власти в руках безответственных личностей) и морально-этическую (анархия, проникшая в систему моральных норм). Идеологическая безответственность и анархизация разъедают общество, и какими бы сдерживающими механизмами Запад ни манипулировал, он находится в последней стадии «чувственных систем». Носителем этого этапа чувственной системы была Западная Европа, но ее пик творческого развития, когда она создавала чувственную культуру, уже пройден. Таким образом, П. Сорокин вынес свой вердикт западному миру, куда более строгий, чем укоризна О. Шпенглера или христианская печаль А. Тойнби.
На основе всех интегративных параметров Питирим Сорокин констатирует, что Запад находится в последней чувственной фазе и что кризис его

Слайд 17Вывод
П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А.

Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни,

охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) — роста — созревания — увядания — упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта «мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил»
ВыводП.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя

Слайд 18Использованная литература
http://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum26-96/5.html http://www.komi.org/sorokin.html
Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.-

М.:Центр, 2001.-с.70-72.

Использованная литератураhttp://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html  http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum26-96/5.html  http://www.komi.org/sorokin.htmlПархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.-с.70-72.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика