Разделы презентаций


Социологические воззрения Э. Фромма

Содержание

Общая характеристика психоаналитической социологии.Интеллектуальные истоки творчества Э. Фромма.Основные исходные положения. Антропология Э. Фромма.Концепция социального характера.Теория любви.План лекции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социологические воззрения Э. Фромма
ассистент кафедры Прокофьева А.В.

Социологические воззрения  Э. Фроммаассистент кафедры Прокофьева А.В.

Слайд 2Общая характеристика психоаналитической социологии.
Интеллектуальные истоки творчества Э. Фромма.
Основные исходные положения.

Антропология Э. Фромма.
Концепция социального характера.
Теория любви.

План лекции

Общая характеристика психоаналитической социологии.Интеллектуальные истоки творчества Э. Фромма.Основные исходные положения. Антропология Э. Фромма.Концепция социального характера.Теория любви.План лекции

Слайд 3Воззрения З. Фрейда;
Взгляды К. Маркса;
Радикальный гуманизм (А. Швейцер, Э. Блох,

И. Иллич, югославские философы из группы «Праксис» и др.)

Интеллектуальные Истоки

творчества Э. Фромма

Практически любое учение — как религиозное, так и светское — содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Название «радикальный гуманизм» говорит само за себя, — этот подход отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека.

Воззрения З. Фрейда;Взгляды К. Маркса;Радикальный гуманизм (А. Швейцер, Э. Блох, И. Иллич, югославские философы из группы «Праксис»

Слайд 4Теоретические расхождения З.Фрейда и Э.Фромма

Теоретические расхождения З.Фрейда и Э.Фромма

Слайд 5Концепция Фромма как фрейдомарксизм
Фрейд
Маркс
Идея бессознательного с принципами репрессии и сопротивления

для анализа «ложного сознания»;
Индивидуальный невроз как самоотчуждение личности, выражающееся в

навязчивых действиях и состояниях

Понятие классовой идеологии, оправдывающей эксплуатацию и подавление свободу личности;

Родовые способности человека отчуждаются в религиях, идеологиях и становятся силами социального и экономического принуждения

Общее в мировоззренческих установках З. Фрейда и К.Маркса по Фромму:

Концепция Фромма как фрейдомарксизмФрейдМарксИдея бессознательного с принципами репрессии и сопротивления для анализа «ложного сознания»;Индивидуальный невроз как самоотчуждение

Слайд 6Концепция Фромма как фрейдомарксизм
Фрейд
Маркс
Источник отчуждения – экономическая эксплуатация, подкрепляемая насилием;

Драма

человека в том, что он не способен понять истинную причину

своего положения.

Источник отчуждения – давление культуры на психику, подавление первичных желаний;

Драма человека в том, что он не способен понять истинную причину своего положения.

Общее в мировоззренческих установках З. Фрейда и К.Маркса по Фромму:

Концепция Фромма как фрейдомарксизмФрейдМарксИсточник отчуждения – экономическая эксплуатация, подкрепляемая насилием;Драма человека в том, что он не способен

Слайд 7Идея социальной обусловленности поведения человека, в целом процесса формирования личности.


Основные исходные положения
структура личности
социально-экономическая структура

Идея социальной обусловленности поведения человека, в целом процесса формирования личности. Основные исходные положенияструктура личностисоциально-экономическая структура

Слайд 8Требуется избегать изолированного анализа в человеке только биологического, только психического

или только социального, поскольку в человеке все сплетено как в

уникально едином существе.

Основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе.

Методологическая позиция

Требуется избегать изолированного анализа в человеке только биологического, только психического или только социального, поскольку в человеке все

Слайд 9Антропология Фромма

Антропология Фромма

Слайд 10Основные потребности и способы их удовлетворения

Основные потребности и способы их удовлетворения

Слайд 11Основные потребности и способы их удовлетворения

Основные потребности и способы их удовлетворения

Слайд 12Экзистенциальные дихотомии:

Между жизнью и смертью;
Кратковременность жизни человека не позволяет реализовать

все возможности и способности даже при наличии благоприятных условий;
Стремление к

неограниченному взаимопониманию и доверию.

Экзистенциальные и исторические дихотомии

Экзистенциальные дихотомии:Между жизнью и смертью;Кратковременность жизни человека не позволяет реализовать все возможности и способности даже при наличии

Слайд 13Характер — это форма кристаллизации психической энергии человека, которая позволяет

использовать ее как производительную силу в социальной жизни.

Индивидуальный характер присущ

людям в рамках одной культуры.

Социальный характер является ядром общества и служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой. Это форма связи между психикой индивида и социальной структурой общества.

Теория социального характера

Характер — это форма кристаллизации психической энергии человека, которая позволяет использовать ее как производительную силу в социальной

Слайд 14«...фундаментальная основа характера мне видится... в специфического вида отношениях личности

с миром.
В процессе жизни человек вступает в отношения с

миром:
1) посредством овладения вещами и их ассимиляции
2) посредством отношений с людьми (и с самим собой) - социализации»

Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, и определяют суть его характера. =>

«характер можно определить как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации»

Теория социального характера

«...фундаментальная основа характера мне видится... в специфического вида отношениях личности с миром. В процессе жизни человек вступает

Слайд 15Регулятивная роль в структуре психики: установки и ориентации характера регулируют

удовлетворение естественных потребностей;
Функция социального контроля и самоконтроля;
Воспроизводство социальной системы;
Установки социального

характера соответствуют иерархии общественных ценностей;
Информационная функция.

Функциональные особенности социального характера

Регулятивная роль в структуре психики: установки и ориентации характера регулируют удовлетворение естественных потребностей;Функция социального контроля и самоконтроля;Воспроизводство

Слайд 16«Тот факт, что большинство членов некоего социального класса или культуры

обладают сходством значимых элементов характера и что можно говорить о

"социальном характере", репрезентирующем суть склада характера, общую большинству членов данной культуры, указывает на степень участия в формировании характера социальных и культурных моделей»

Теория социального характера

«Тот факт, что большинство членов некоего социального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера и что

Слайд 17Каждой ступени развития общества присущ свой социальный характер.

Типы социального характера

связываются с двумя ориентациями:
Неплодотворными – изолируют от людей заводят в

духовный тупик.
Плодотворными - побуждают к творчеству, осознанию ответственности и любви.

Основными типами социального характера неплодотворной ориентации являются:
рецептивный (пассивный),
эксплуататорский,
стяжательский,
рыночный.

Теория социального характера

Каждой ступени развития общества присущ свой социальный характер.Типы социального характера связываются с двумя ориентациями:Неплодотворными – изолируют от

Слайд 18Человек стремится обрести что-либо извне, т.е. из внешнего источника. Люди

с таким типом характера зависят не только от авторитетов, дающих

им знания и оказывающих помощь, но и вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Это люди, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности.

Рецептивную ориентацию Фромм называет берущей.

Рецептивную ориентацию можно часто обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую (прежде всего имеется в виду рабовладельческое общество).

Рецептивный характер

Человек стремится обрести что-либо извне, т.е. из внешнего источника. Люди с таким типом характера зависят не только

Слайд 19Близок к рецептивному тем, что люди, которым он присущ, видят

источник получения всего и вся вовне. Однако отличие состоит в

том, что они не надеются получить от других что-либо в дар, а отнимают у них желаемое силой или хитростью.

«Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное».

Эксплуататорскую ориентацию он называет овладевающей.

Эксплуататорская ориентация характерна для XVIII—XIX вв.

Эксплуататорский характер

Близок к рецептивному тем, что люди, которым он присущ, видят источник получения всего и вся вовне. Однако

Слайд 20Совершенно отличается от первых двух типов. Главное в нем —

стяжательство, экономия, скупость. Люди, относящиеся к этому типу характера, стараются

как можно меньше давать не только в плане денег, материальных предметов и вещей, но даже любви. Основное здесь — обладание. Стяжательский тип характера отличается педантичностью, упорядоченностью, аккуратностью, иногда доводимыми до абсурда.

Фромм называет такую ориентацию сберегающей.

Стяжательский характер с его девизом «Я беру то, что мне нужно» заставляет нас вспомнить о предках, пиратах, феодалах, магнатах-грабителях XIX в. Стяжательская ориентация существовала бок о бок с эксплуататорской в XVIII—XIX вв.

Стяжательский характер

Совершенно отличается от первых двух типов. Главное в нем — стяжательство, экономия, скупость. Люди, относящиеся к этому

Слайд 21Рыночный тип характера означает стремление людей рассматривать любую ценность, в

том числе и ценность людей, как меновую. Для таких людей

оценки и на индивидуально-личностном, и на товарном рынке одни и те же. Он занимает особое место среди неплодотворных ориентации, отличаясь от остальных трех. Здесь личные качества как бы уходят на задний план, а на авангардные позиции выходит то, что может быть предметом обмена.

«Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром».

Фромм называет рыночную ориентацию обменивающей.

Рыночный тип стал доминировать только в современную эпоху.

Рыночный характер

Рыночный тип характера означает стремление людей рассматривать любую ценность, в том числе и ценность людей, как меновую.

Слайд 22«Сегодня равенство стало эквивалентом взаимозаменяемости, а это уже прямое отрицание

индивидуальности. Равенство вместо того, чтобы быть условием развития своеобразия каждого

человека, означает изжитие индивидуальности, "самоотказ", характерный для рыночной ориентации. Равенство связывалось с различием, а стало синонимом "безразличия"; и в самом деле, безразличие это как раз то, что характеризует отношение современного человека к самому себе и к другим».

Рыночный характер

«Сегодня равенство стало эквивалентом взаимозаменяемости, а это уже прямое отрицание индивидуальности. Равенство вместо того, чтобы быть условием

Слайд 23Сочетает в себе стремление к господству и подчинению.

Возник под влиянием

экономических отношений эпохи первоначального накопления капитала и протестантской трудовой этики

=>

Невротическая активность и комплекс неполноценности, которые компенсируются с помощью:
Стремления к господству, эксплуатации окружающего мира – природы, людей, ресурсов, знаний;
Подчинения богатому и власть имущему;
«Бегства в работу».

садомазохистский Авторитарный характер

Сочетает в себе стремление к господству и подчинению.Возник под влиянием экономических отношений эпохи первоначального накопления капитала и

Слайд 24Формулируется понятие «авторитарной личности»:

Основа всех тоталитарных режимов, формируется в патриархальной

семье;

Авторитарный человек – человек толпы;

Самоидентификация с авторитетом и утверждение через

нее своей силы и привилегированности;

Мазохистская установка – стремление избавиться от собственной личности;

Садистская установка - стремление полностью овладеть другим человеком, поработить его.

Авторитарная личность

Формулируется понятие «авторитарной личности»:Основа всех тоталитарных режимов, формируется в патриархальной семье;Авторитарный человек – человек толпы;Самоидентификация с авторитетом

Слайд 25Он большое внимание уделяет анализу понятия «плодотворность»:

это человеческая способность использовать

свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности;
ассоциирует плодотворность с

творчеством, особенно с художественным;
установка, к которой способно каждое человеческое существо, не искалеченное ментально и эмоционально;
выступает синонимом активности.

В итоге она рассматривается как особый способ отношения человека к миру.

Плодотворный характер

Он большое внимание уделяет анализу понятия «плодотворность»:это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке

Слайд 26«Плодотворная ориентация... демонстрирует такой тип характера, при котором рост и

развитие всех возможностей человека является целью, которой подчинены все остальные

действия»

Плодотворный характер преследует цель человеческого развития и является идеалом гуманистической этики.

Фромм называет три типа плодотворного характера:
деятельный,
любящий,
разумный.

Плодотворный характер

«Плодотворная ориентация... демонстрирует такой тип характера, при котором рост и развитие всех возможностей человека является целью, которой

Слайд 27Любовь понимается и как жизненная потребность каждого человеческого существа, и

как великая, объединяющая людей сила.

Фромм анализирует различные виды любви.

По такому критерию, как объекты любви, называются следующие ее виды:
братская любовь,
материнская любовь,
эротическая любовь,
любовь к себе,
любовь к Богу.

В других исследованиях Фромм отмечает «любовь к мертвому» (некрофилия) и «любовь к живому» (биофилия), противопоставляя последнюю различным формам насилия.

«Искусство любить»

Любовь понимается и как жизненная потребность каждого человеческого существа, и как великая, объединяющая людей сила. Фромм анализирует

Слайд 28Человек может стать биофилом или некрофилом. Если он утрачивает стремление

к жизни, торжествует инстинкт смерти. Речь идет о стремлении к

разрушению в самых различных формах.

Один из случаев некрофилии Фромм рассматривает в работе «Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии» и близкой по духу работе «Генрих Гиммлер: клинический случай садизма».

Подход к некрофилии у Фромма связан с анализом ее возникновения в условиях современного отчужденного, дегуманизированного общества. Ученый рассматривает некрофилию как потенциальную опору диктатур, терроризма. Некрофила влекут к себе тьма и бездна. Человек сам взращивает в себе комплексы некрофила, связанные с жестокостью, дистрофией чувств.

«Душа человека»

Человек может стать биофилом или некрофилом. Если он утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинкт смерти. Речь идет

Слайд 29Любовь
Любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек

независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить нас,

что все наши попытки любить, обречены на неудачу, если мы не стремимся, более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь прогрессивной ориентации; удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.
ЛюбовьЛюбовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она

Слайд 30Любовь
Первый и очень серьёзный шаг, который необходимо сделать, должен привести

человека к осознанию любви как искусства, причём такого искусства, которое

можно сравнить с искусством жить. Если человек стремится к тому, чтобы научиться любить, то он должен поступать точно также, как он бы поступал, если бы хотел научиться любому другому искусству.

Проблема любви для подавляющего большинства людей заключается в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, научиться любить. Таким образом, для большинства сущность проблемы в том, чтобы их любили, чтобы они могли вызывать чувство любви к себе.
ЛюбовьПервый и очень серьёзный шаг, который необходимо сделать, должен привести человека к осознанию любви как искусства, причём

Слайд 31Формы любви
Фромм рассматривает незрелые формы любви, которые он объединяет под

названием симбиотических союзов.

Фромм выделяет две формы симбиотических единств: пассивная форма,

активная форма.

Пассивной формой симбиотического единства является подчинение, пользуясь клиническим термином – мазохизм. Невыносимое чувство изоляции мазохист пытается преодолеть, превращая себя в неотъемлемую часть другого человека, который полностью руководит им и защищает его.
Формы любвиФромм рассматривает незрелые формы любви, которые он объединяет под названием симбиотических союзов.Фромм выделяет две формы симбиотических

Слайд 32Формы любви
В качестве активной формы симбиотического единства Фромм рассматривает господство

или садизм. Тот факт, что садист делает другого человека неотъемлемой

частью самого себя, может быть также объяснён его стремлением избежать одиночества и чувства замкнутости в себе. Вбирая в себя того человека, который ему подчиняется, садист как бы набирается силы. Однако, садист также зависим от подчинённого ему человека, как тот зависим от него, то есть ни один, ни другой не могли бы существовать друг без друга.
Формы любвиВ качестве активной формы симбиотического единства Фромм рассматривает господство или садизм. Тот факт, что садист делает

Слайд 33Любовь между родителями и детьми
Поскольку младенец в момент рождения ещё

не обладает способностью осознавать себя. Но по мере роста и

развития ребёнка он становится способным воспринимать вещи как они есть. Кроме того, он учится восприятию вещей как различных, как имеющих своё собственное существование. Однако он учится обходиться не только с вещами, но и с людьми. Все переживания ребёнка, которые в это время в большей степени связаны с матерью, кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим, и любим, потому что я – ребёнок своей матери. Я любим за то, что я есть, «или по возможности более точно: Я любим, потому что это я».

Любовь между родителями и детьмиПоскольку младенец в момент рождения ещё не обладает способностью осознавать себя. Но по

Слайд 34Любовь между родителями и детьми
Связь с отцом совершенно другого плана.

Отцовская любовь – любовь обусловленная. Она следует следующему принципу: «Я

люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Таким образом, отцовская любовь должна быть заслужена. У ребёнка есть возможность что-то сделать, чтобы добиться её, он может трудиться ради неё. Отцовская любовь находится в пределах его контроля в отличие от материнской. Однако, если ребёнок не сделал того, что от него ждут, он может потерять отцовскую любовь.


Любовь между родителями и детьмиСвязь с отцом совершенно другого плана. Отцовская любовь – любовь обусловленная. Она следует

Слайд 35Братская любовь
Является наиболее фундаментальным видом любви, составляющим основу всех

других типов любви. Фромм понимает под братской любовью «ответственность, заботу,

уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь». Именно этот вид любви имеется в виду в Библии, когда говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Братская любовь характеризуется полным отсутствием предпочтения, это любовь ко всем человеческим существам. В основе братской любви лежит чувство, что все мы – одно. Братская любовь является любовью между равными, хотя она берёт своё начало в любви к беспомощному человеку, в любви к бедному и чужому.
Братская любовь Является наиболее фундаментальным видом любви, составляющим основу всех других типов любви. Фромм понимает под братской

Слайд 36Эротическая любовь
Определяя братскую любовь как любовь между равными, а

материнскую любовь как любовь к беспомощному существу, Фромм указывает на

то, что как бы данные формы любви не отличались друг от друга, у них есть нечто общее: по своей природе эти формы любви не ограничиваются одним человеком. Эротическая любовь составляет противоположность обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства, полного слияния с одним единственным человеком. По своей природе она не всеобща, а исключительна. Именно в этой форме любви есть предпочтительность, которую мы не находим в братской и материнской любви. «Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит всё человечество, всё, что есть живого».
Эротическая любовь Определяя братскую любовь как любовь между равными, а материнскую любовь как любовь к беспомощному существу,

Слайд 37 Любовь к себе
Рассматривая данную форму любви, Эрих Фромм обращает

внимание на противоположность двух понятий: любовь к себе и эгоизм.

Он пишет, что большинство людей считают данные понятия синонимичными. «Широко распространено мнение, что любить других людей – добродетельно, а любить себя – грешно. Считается, что в той мере, в какой я люблю себя, я не люблю людей…» В доказательство полной ошибочности подобных суждений Эрих Фромм приводит слова Мейстера Экхарта: «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь их как одну личность, а личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково».
Любовь к себеРассматривая данную форму любви, Эрих Фромм обращает внимание на противоположность двух понятий: любовь к

Слайд 38Любовь к Богу
Основу религиозной формы любви, любви к Богу,

также составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу

одиночества посредством объединения.

Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, также берёт своё начало в потребности преодолеть отчуждённость и достичь единства. Фромм обращает внимание читателя, прежде всего, на фундаментальное различие в религиозном отношении между Востоком и Западом.
Любовь к Богу Основу религиозной формы любви, любви к Богу, также составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда

Слайд 39учение Фромма о бытии и обладании.
Человечество в результате наступившего кризиса

близко к экономической и психологической катастрофе. Выход из кризисного положения

связан только с изменением характера человека. Сейчас его ведущая установка — на обладание, будущее же — за установкой на бытие. Речь идет о переходе от потребительского общества к здоровому, нормальному обществу, основанному на господстве гуманизма. Это и есть стратегический план Фромма на спасение и изменение человеческого общества.
Ученый полагает, что за «душу» человека идет борьба двух принципов — обладания и бытия. Принцип «иметь» черпает свою силу в конечном счете в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению, а принцип «быть», что значит «отдавать», «жертвовать собой», — в социальном факторе, Он обретает силу в специфических условиях человеческого существования. Следовательно, человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным вожделениям. Это и есть проблема модусов человеческого существования, сформулированная ученым в виде известной дихотомии — иметь или быть.

«Иметь или быть?»

учение Фромма о бытии и обладании.Человечество в результате наступившего кризиса близко к экономической и психологической катастрофе. Выход

Слайд 40капитализм тотально противостоит человеку, приводя ко всеобщему отчуждению: производства от

человека, человека от природы, человека от предмета и результата труда

и в конце концов — человека от человека. Но главное — это отчуждение личности от общества, которое имеет много промежуточных звеньев и механизмов. Фромм пишет, что общество отчуждения «опредмечивает» человека, превращает его в песчинку, колесико. Цель этого процесса — не только экономическая (эксплуатация, извлечение прибыли), но и, что не менее важно для ученого, — военно-политическая. Речь идет о том, что так легче, согласно его точке зрения, «вращать гигантскую машину вооружения». Такое общество, без сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой самому существованию человечества.

Капиталистическое общество и проблема отчуждения

Лекция XX: Концепции социального обмена

капитализм тотально противостоит человеку, приводя ко всеобщему отчуждению: производства от человека, человека от природы, человека от предмета

Слайд 41Основные позитивные идеи Фромма в отношении преодоления отчуждения личности от

общества состоят в следующем:
производство должно служить человеку, а не экономике;
отношения

между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;
антагонизмы должны быть повсюду заменены отношениями солидарности;
лишь разумное, а не максимальное потребление служит здоровью и благосостоянию человека;
каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее;
высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение экономических страданий.

преодоление отчуждения личности от общества

Лекция XX: Концепции социального обмена

Основные позитивные идеи Фромма в отношении преодоления отчуждения личности от общества состоят в следующем:производство должно служить человеку,

Слайд 42В связи с проблемой отчуждения тесно стоит проблема свободы
Он проводит

разграничительную черту между «свободой от...» и «свободой для...». Ученый доказывает,

что всегда нужно стараться увидеть конкретное лицо свободы и ее предназначение. Люди часто делают акцент на первом аспекте свободы, тогда как не меньшее значение имеет второй. Для Фромма «свобода от...» является условием «свободы для...». Свобода от инстинктов, от отчуждения, от тоталитаризма становится основой свободы для солидарности с другими людьми, для любви, для активной деятельности. Каждое общество порождает свой исторический тип свободы. Иногда она бывает такая, что от нее хочется бежать — это свобода капиталистического общества.
Ученый анализирует проблему свободы не только в условиях капиталистического общества, но и в рамках перехода к нему от предшествующих этапов развития человечества. Рассматривая двe основные формы свободы — «от» и «для» — на различных стадиях эволюции человеческого общества, он доказывает, что началом свободы становятся действия неподчинения, критицизма. Но это неполная свобода, ее реализация должна завершиться солидарностью с обществом, другими людьми, наконец, с самим собой. Если же социально-экономические и политические условия не позволяют человеку реализовать потребность связей с миром, то свобода человека превращается в тяжкое бремя. Тогда люди бегут от такой свободы. По мнению Фромма, подобная ситуация типична для общества с тоталитарным режимом.
Вообще ученый рассматривал развитие общества oт этапа к этапу как движение от негативной свободы (несвободы) к позитивной свободе (подлинной свободе). Но история развития общества рождала парадоксы на почве свободы и несвободы, их соотношения. Так, освободившись от плена феодальных уз и, казалось бы, обретя значительную свободу, человек расплатился за это утратой чувства солидарности и уверенности при капитализме. Другими словами, приобретения в сфере свободы обернулись потерями в ней.

«Бегство от свободы»

В связи с проблемой отчуждения тесно стоит проблема свободыОн проводит разграничительную черту между «свободой от...» и «свободой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика