Слайд 1Социология ХХ ст.
Плюрализм современной социологии.
Эмпирическая социология.
Макросоциология
Микросоциология
Социологический постмодернизм
Слайд 2Эмпирическое направление
Становление его связано с попыткой преодоления избыточного теоретизирования, характерного
для предыдущей социологии.
Слайд 3Принципы эмпирической социологии:
Социальные явления подчиняются законам общим для природы и
общества
Методы социологических исследований должны быть такими же точными как и
методы естествознания
Социология должна быть свободна от ценностных суждений идеологического типа
Слайд 4Эмпирическая социология развивалась в двух направлениях:
академическом
прикладном
Слайд 5Академическое направление
Направлено на создание систем научного знания об отдельных областях
и явлениях общественной жизни (социология труда, социология средств массовой информации
и т.д.)
Слайд 6Прикладное направление
Занимается организацией исследований, направленных на решение практических задач и
осуществлением непосредственно связанных с этим функций социальной инженерии.
Слайд 7Чикагская школа (20-50 гг. ХХ в.)
У. Томас, Ф. Знанецкий «Польский
крестьянин в Европе и Америке»
Э. Берджесс «Карта социальных исследований города
Чикаго»
Л. Вирт – городской образ жизни (индивидуализм, деловитость, поверхностное общение, анонимность)
Слайд 8Направления эмпирической социологии:
Чикагская школа
Концепция урбанизма
Школа Колумбийского университета
Индустриальная социология
Слайд 9Макросоциология
Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон). Цель - построить законченную
систему соц. действия как наиболее полную систему обьяснения фактов соц.
действительности.
система=действие, а не стандарты. Функции всегда позитивны для системы,часто скрыты
Актор-индивид.Поведение бывает рациональное и иррациональное
Ввели системы координат, функции, соц. институты
Слайд 10Теория социального конфликта (Ч. Милс, Л. Козер, Р. Даррендорф.)
«Властвующая элита»
Конфликт - неизбежен и необходим для развития системы. Но происходит
он за власть.
Необходимо и можно управлять конфликтами.
Слайд 11Микросоциология
Цель:вернуть человека в социологию
Концепции соц. обмена (Д. Хоманс, П.
Блау)- теория соц.поведения – на основе обмена между незнакомцами-для эфективности
и выгоды обмена- легитимность власти.
Этнометодология (Г. Гарфинкель) «этнометод» (обыденный метод), которым люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации.
Критическая социология (Франкфуртская школа) (М. ХОРКХАЙМЕР, Фром, Г.Маркузе, Т. АДОРНО) – неомарксизм,и неофрейдизм, тотальное отрицание и критика бурж.общества, учение о авторитарных личностях, биофилии, некрофилии, «революции экстаза».
Слайд 12Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер) – роль –Я, символы,
поведение обусловлено символами, обеспечено структурой личности, ролью, установками «другого».
Феноменология (Э.Гуссерль,
А.Шюц) – реальность в целом непостижима. Можно понять только отдельные явления «феномены»- структурирующие явления. Социологии нет дела до объектов, её интересуют значения конструируемые в разуме. Главная проблема-происхождение
и критериии объективности данных.
Слайд 13Социологический постмодернизм
Теория общества как самореферентной системы (Н.Луман) Под системой понимается
нечто, способное отличать себя от внешней среды и воспроизводить эту
границу.
Теория социальной структурации (Э.Гидденс) приоритет социальных практик как над действиями, так и над структурами. Им обозначается производство, воспроизводство и трансформация социальной структуры в ходе и посредством практики.
Слайд 14Теория социального поля (П.Бурдье)
структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры,
не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать
те или иные их действия и стремления; 2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».
габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.
Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство не совпадает с физическим, однако физическое пространство стремится войти в соответствие с социальным. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.