Слайд 1Советская модернизация в 30-е гг.
Индустриализация. Коллективизация.
С
Слайд 2В России модернизация началась еще в 19веке. У России продолжалось
т.н. «догоняющее развитие» развитых стран. Модернизация затрагивала те отрасли экономики,
от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Реклама в начале ХХ века
Какие ещё особенности имела в России модернизация?
Слайд 3 Два типа развития модернизации в обществе:
инновационный
и
мобилизационный.
Инновационное развитие осуществляется тогда, когда
общество для своего прогрессивного движения обладает всеми необходимыми ресурсами: финансовыми, временными, интеллектуальными, внешнеполитическими, людскими. В этом случае изменения происходят относительно плавно, безболезненно.
Слайд 4 Мобилизационный
же тип возникает как
способ развития в условиях дефицита необходимых для преобразований ресурсов, отсутствия
зрелости внутренних факторов.
Стоящие перед обществом задачи формулирует политическая элита, власть. Противоречие между задачами страны и возможностями населения по их осуществлению разрешается через применение государством мер принуждения и насилия.
Слайд 5Становление мобилизационного типа развития в СССР.
1917-1920 годы
Троцкий, Ленин и др. коммунисты - победа социализма в мировом масштабе
1. «штурм капитализма» (неудачная русско-польская война 1920г.)
2.»осада капитализма» (в 1923г. Неудачные революции в Германии, Болгарии и др. странах)
Сталин - «победа социализма в 1 стране».
1.Его поддержали большинство членов партии .
2. Подталкивала и международная обстановка середины 20-х гг. и итоги 1 мировой войны.
Слайд 6Становление мобилизационного типа развития.
20-е годы
Кризисы НЭПа привели систему
государственного регулирования в тупик.
Возможны 2 варианта развития:
1) Бухарин - ослабить налоговый гнёт на крестьян, развивать легкую промышленность и сельское хозяйство.
2) Сталин -увеличить нажим на деревню и сделать ставку на развитие тяжелой промышленности.
Фактор исторического времени.
Сталин сформулировал философию преобразований так:
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.»
Слайд 7Оформление мобилизационного типа развития. ( Ее основные элементы возникли в
1917—1920 гг., претерпели некоторые изменения в 1920-е и приобрели законченные
формы к концу 1930-х ).
Особенности МТР было:
Чёткое определение общенациональных приоритетов
2)Целенаправленное плановое перераспределение имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач
3)Мобилизация всех групп общества на осуществление этих задач.
Слайд 8Становления мобилизационной политической системы в СССР
Система включала:
1.коммунистическую партию как ведущую политическую силу общества:
Единая , т.к. не существовало иного кроме «генеральной линии» мнения
Это «штаб пролетариата» – самая «сознательная» часть , способная осуществить переход к коммунизму
Это централизованная организация , осуществляющая руководство всеми сферами жизни общества на принципе единоначалия
Система включала:
2.Утверждение единой идеологии- учение марксизма-ленинизма
3.Советы ,руководимые партией и
призванные осуществлять диктатуру пролетариата;
4.массовые общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.), которые рассматривались как инструменты партийного влияния на беспартийные массы;
5правоохранительные репрессивные органы; государственный аппарат централизованного управления хозяйственной жизнью;
6.партийные и государственные структуры агитации и пропаганды, стремившиеся сделать коммунистическое мировоззрение не только господствующим, но и единственным.
Слайд 10 Формирование планово-директивной экономики.
Состояла из следующих
элементов:
1.Государственная плановая комиссия (Госплан) с 1921г.План – закон, обязателен
к исполнению.
2. Особая система управления промышленностью - некая «вертикаль « управления экономикой.
Общесоюзные партийные и государственные структуры принимают план.
План включал директивы (указания ) по отраслям
Наркоматы воплощали в жизнь директивы через Главки,
Главки руководили предприятиями.
Слайд 113.Особая роль отводилась Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянскому Флоту,
что приводило к росту военно- промышленного комплекса (развитие военных отраслей
намного превосходило гражданские);
4.Повышение уровня культуры всего населения требовало как ликвидации неграмотности населения так и создание новой советской интеллигенции;
5. Государство берет на себя финансирование науки, которая решала практические задачи технико- экономического прорыва страны;
Формирование планово-директивной экономики.
Слайд 12Трудовая мобилизация населения.
включала:
1. Административный
нажим , который включал особую систему стимулирования труда и использование репрессий или угрозы их применения.
«Люди , которые думают, что можно построить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются» – Сталин И.В.
2.Использование энтузиазма, созидательного порыва молодых строителей нового общества.
Слайд 13А.Стаханов.
в шахте
Энтузиазм народа как стимум в труде
«Ударничество»
в годы 1-й пятилетки и стахановское движение годы 2 пятилетки
вдохновляло широкие массы на самоотверженный труд . Ударники , стахановцы получали высокую зарплату, квартиры, путевки в санатории, их окружали почетом и уважением , их имена гремели на всю страну. В 1938г. было учреждено звание «Герой социалистического труда»
Слайд 14Власти поддерживали энтузиазм народа.
Слайд 15 В к. 20-х гг . был свернут курс
на изучение национальных языков и культур . Было отменено использование
национальных языков в государственных учреждениях . В школах вводилось обязательное изучение русского языка . Высшее образование велось только на русском языке , за исключением Грузии и Армении . На Кавказе и в Средней Азии в результате реформ языка письменность была переведена сначала на латинскую, а потом на кириллическую графику.
Аттестат зрелости.
н.
Фото сер.30-х гг.
Национальная политика в 30-е гг.
Слайд 16В армии в 1938 г . было ликвидировано формирование частей
по национальному признаку и русский язык стал языком военного обучения
. Русский язык стал языком межнационального общения, русскоязычное население легко адаптировалось к жизни в союзных республиках, получение образования стало доступным для всех. Повышения статуса русского языка не означало возврата к царской политике русификации, т.к. удар был нанесен и по русской православной культуре.
Слайд 17 Был отменен принцип «коренизации» местного руководства, т.к. директивы
Центра часто встречали недовольство со стороны местного начальства . Его
репрессировали , заменяя на русских, или на «понятливые» национальные кадры.
Эти меры позволили усилить центральную власть в регионах в рамках формирования мобилизационной политической системы.
Слайд 23Первая пятилетка.
В 1927 г. началась разработка 1 пятилетнего плана .
В 1929 г. он был утвержден . Предусматривалось увеличить промышленное
производство на 180%,сельс-кохозяйственное-на 55%.Тяжелая промышленность должна была развиваться опережающими темпами-230% за 5 лет. Сталин в это время выдвинул идею «Великого скачка»-чтобы за 5-10 лет догнать Запад , ушедший вперед в своем индустриальном развитии на 50-100 лет.
Слайд 24 На призыв Сталина с
энтузиазмом откликнулись миллионы людей . Выполнить пятилетний план не удалось
, но в индустриализации страны был сделан огромный шаг вперед. Продукция тяжелой промышленности выросла в 2,8 раза , были возведены индустриальные гиганты-Днепрогэс, Магнитка , Сталинградский и Харьковский тракторные заводы , Турксиб .Появились авиационная, химическая электротехническая отрасли промышленности и др. СССР сократил ввозимого странного оборудования
Плотина
Днепрогэс.
Слайд 25Социальные аспекты 1-й пятилетки.
Объявления
о наборе
рабочих.
Огромный масштаб экономических преобразований
потребовал огромного количества рабочей силы . В 1930 г. в
СССР была закрыта последняя биржа труда. Но основная масса рабочих была неквалифицированная . Для решения этой проблемы в СССР открываются высшие и средние специальные учебные заведения , открываются вечерние факультеты и заводы ВТУЗы . За 5 лет было подготовлено 130 тыс. специалистов, в основном из рабочих
Слайд 26Социальные аспекты 1-й пятилетки.
В.Дени.Н.Долгоруков.
1-й пятилетний план.
В тоже время
наблюдались недостатки в социальной сфере- и без того низкая заработная
плата съедалась налогами, рос-том цен и инфляцией . Репрессии начатые Сталиным против своих оппонентов привели к созданию в 1930 г. Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Дешевая рабочая сила заключенных позволила осуществить такие грандиозные проекты как строительство Беломорканала и канала Москва-Волга.
Слайд 27Вторая пятилетка.
Н.Доглоруков.
Пропагандистский
плакат.
В 1932 г. объявив об
успехе 1-й пятилетки , Сталин заметил , что теперь нет
необходимости «подхлестывать страну» и 2-й пятилетний план
предусматривал снижение темпов прироста промышленной продукции с 30 до 16 %,при этом рост легкой промышленности должен был быть выше ,чем рост тяжелой. План предусматривал создание опорных индустриальных баз на Урале, в Сибири, Средней Азии.
Слайд 28Вторая пятилетка.
Г.Орджоникидзе.
Нарком тяжелого
машиностроения.
Выполнение заданий 2-й пятилетки привело к
превращению СССР из аграрной страны в мощную индустриальную державу .
Рост промышленности составил 2,2 раза. 80% прироста было
достигнуто за счет вновь по строенных предприятий. Намеченный Сталиным 10-летний срок страна смогла преодолеть путем неимоверных усилий и СССР вышел на 1 место в Европе по объему
промышленного производства.
Слайд 29А.Стаханов.
в шахте
2 пятилетка не привела к повышению уровня
жизни населения .Отменялись карточки на продовольствие , но общий уровень
цен повысился. Рабочие вынуждены были подписываться на государственные займы . Жилищные условия не улучшались, т.к. число жителей в городах росло.
В годы 2 пятилетки возникло стахановское движение . В 1935 г. А . Стаханов превысил норму добычи угля в 14 раз. Его почин распространился и на другие отрасли. Стахановцы получали до 2000 руб. в месяц получали награды.