Слайд 1Современная образовательная парадигма:
компетентностный и деятельностный и подходы
Маргарита Николаевна
Дудина, доктор педагогических наук, профессор
Слайд 2Открытое общество- открытое образование
открытое образовательное пространство - устойчивая совокупность
образовательных связей между государствами и внутри них, ставящая перед личностью
обучаемого проблему вхождения в него в качестве социального актора (К.Поппер), осваивающего его потенциал
Слайд 3Образование становится
основным средством достижения нового качества жизни
сохранения здоровья
человека
освоения новых сфер жизнедеятельности
вхождения в информационное
пространство
включение в различные сетевые структуры
обеспечивает социальную и профессиональную мобильность
Слайд 4«Осуществление деятельности богаче,
чем предваряющее ее сознание»
(А.Н.
Леонтьев)
«жизнь и есть образование, и теория образования есть в сущности
теория жизни» (С.И. Гессен)
Слайд 5Качество образования определяется
совокупностью показателей различных аспектов учебной деятельности образовательного учреждения,
создающего условия для успешной социализации и идентификации личности, ее профессионализации:
- содержание образования,
- технологии (формы и методы),
- материально - техническая база,
- кадровый состав
Слайд 6Качество образования
Качество образования (КО) – социальная категория, определяющая состояние
и результативность процесса образования, его соответствие с потребностями и ожиданиями
общества (различных социальных групп) в развитии социальной компетентности, гражданских, профессиональных и личностных свойств
Слайд 7Современная образовательная парадигма - ценность обучаемого как развивающейся личности,
овладевающей общекультурными
и профессиональными компетенциями
В их основе:
- знания,
умения,
опыт творческой деятельности обучаемого
на всех этапах единой системы – от дошкольного до послевузовского образования
как непрерывного
на протяжении жизни
Слайд 8различные подходы
(разные логические основания)
аксиологический,
деятельностный,
компетентностный,
личностно-ориентированный,
культурологический,
системный и др.
Преподаватель успешнее продвигается в профессиональной педагогической
деятельности, измеряемой по современным критериям компетентности, соответствия Федеральному государственному стандарту (ФГОС).
Слайд 9Компетентностный подход «Концепция-2020 по развитию российского образования»
Задача: повышение
качества образования на основе овладения компетентностями
ФГОС третьего поколения
для высшей и второго поколения для средней школы:
ориентация на формирование потребностей в постоянном обновлении знаний,
совершенствование умений (дидактическое ядро компетенций).
В высшем образовании - приобретение студентом базовых теоретических и практико-ориентированных знаний, способствующих развитию социально и профессионально важных качества личности, реализация которых будет содействовать успешности в жизни и конкурентоспособности в профессии
Слайд 10ключевые компетенции
«Ключевые компетенции для Европы», 1996 г.
ориентировать образовательный
процесс на овладение компетенциями в качестве процесса и результата образования
(Н. Хомски, 1965 г).
39 компетенций (Дж. Равен, 1984 г.):
- готовность к критическому мышлению,
- способность к самоконтролю,
стремление к более ясному
пониманию ценностей,
- личная ответственность
Слайд 11компетентностный подход,
компетентность, компетенция
Компетентность: (лат. – competo – добиваюсь,
соответствую, подхожу) - способность, данные, наличие знаний:
- «совокупность знаний, умений
и способностей»,
- «результат образования, выраженный в овладении определенными компетенциями»
Компетенция (лат. competentia – надлежащий, способный; англ. compentence - правомочность») - кто-то хорошо осведомлен в конкретных вопросах и имеет полномочия, права.
Слайд 12Определение понятия «компетенция»
«совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков,
способов деятельности» (А.В. Хуторской, 2002);
«обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное
выполнение профессиональной деятельности» (Э.Ф. Зеер, 2003];
«полученные в результате образования знания, умения, навыки, ценностно-эмоциональное отношение к ним и предмету деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в деятельности» (А.Н. Завьялов, 2005);
«готовность субъекта эффективно организовывать внешние и внутренние ресурсы для достижения поставленной цели» ( Г.Б. Голуб, 2008)
Слайд 13Компетенции - «динамично развивающаяся модель» (Г.К. Селевко)
Ключевые компетенции -
многофункциональны, многомерны, метапредметны (Дж. Равен, 2002, В.И. Байденко, 2006,
И.А Зимняя, 2004, Э.Ф Зеер, 2005, Г.К Селевко, 2004, А.В. Хуторской 2003) ( политические, социальные, коммуникационные, информационные и т.д.)
Обобщенные:
Когнитивная (теоретические и практические знания); Функциональная (умения и способы деятельности);
Коммуникативная (способность вербальными и невербальными средствами осуществлять деятельность в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения);
Личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
Этическая (наличие личностных, социальных и профессиональных ценностей);
Слайд 14Деятельностный подход
(умения учиться и умения учить)
Процесс обучения -
обучение деятельности, конкретным действиям (практическим, материализованным, умственным)
Акт деятельности:
-
осознаваемая цель,
мотивационная обусловленность,
направленность на материальный или нематериальный предмет.
Преподаватель призван помогать, поддерживать, сопровождать процесс освоения знаний, приобретения умений, в том числе, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Процесс учения должен быть творческим
Слайд 15психологический механизм реализации деятельностного подхода
Самостоятельность обучаемого, его творческая деятельность
по освоению умственных действий имеет внешний источник:
«извне», «снаружи» от
внешних, практических, материальных действий - «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.
Это теория и практика организации процесса интериоризации «вращивания», «окультуривания» (Л.С. Выготский).
Слайд 16Совместно-разделенная деятельность: преподаватель - студент
На этапе движения «извне», «снаружи» -
«внутрь» обучение деятельности предполагает совместную учебную, познавательную деятельность в
сотрудничестве с преподавателем, под его руководством.
Это совместно-разделенная деятельность (П.Я. Гальперин, теория поэтапного формирования умственных действий; экспериментальные исследования - Л.И. Айдарова, М.Б. Волович, И.А. Володарская, М.М. Гохлернер, И.П. Калошина, Л.Ф. Обухова, З.А. Решетова, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина, Х.М. Тепленькая и др.).
Слайд 17полноценная учебная деятельность (В.В. Давыдов)
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебная цель и учебная задача;
3) учебные действия и
операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться создает необходимую основу для эффективного освоения обучаемыми предметных и операциональных знаний (на основе состава соответствующих компетенций)
Слайд 18группы учебных действий
Смысловые действия – смыслообразования.
Обеспечивают:
ценностно-смысловую ориентацию студентов на основе умений соотносить свои действия с потребностями, целями, мотивами овладения знаниями и умениями;
постановку учебной задачи на основе соотнесения ранее известного и освоенного и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных задач путем составления плана и определения последовательности действий;
прогнозирование результата.
Слайд 19Учебные действия (продолжение)
Действия целеполагания:
осознание выбора необходимой информации (основной и второстепенной);
построение
адекватного, осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме (передача содержания и соблюдения языковой нормы);
действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера
Слайд 20Учебные действия (продолжение)
Познавательные действия
- выбор оснований, критериев сравнения и
оценки;
- синтез - составление целого из частей, достраивания недостающих
компонентов;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.
Слайд 21Учебные действия (продолжение)
Коммуникативные действия
- планирование учебного сотрудничества
с преподавателем и студентами:
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации;
- выявление противоречий, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения;
- умение полно и точно выражать свои мысли в данной ситуации общения;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка
Слайд 22Учебные действия (продолжение)
Регулятивные действия
– контроля, соотнесения способов
действия и результатов для выявления достигнутого/недостигнутого;
коррекции на основе необходимых
дополнений;
оценивания путем выделения и осознания студентами того, что уже освоено и что еще подлежит освоению;
волевой саморегуляции для мобилизации сил и способностей выбора в ситуации для преодоления трудностей.
Действия преобразования, моделирования - выделения существенного, абстрагирования от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Слайд 23каждое действие характеризуется:
полнотой (полнота операций, действие
развернутое и сокращенное);
разумностью - дифференциация существенных и несущественных
условий, выбор существенных, необходимых для достижения цели;
сознательностью (осознанность) – возможность отражения в речи содержания действия, последовательности операций, значимых для достижения результата; обобщенностью - возможность переноса на другие ситуации;
критичностью - действия определяют степень осознанности действия и рефлексию выбора;
освоенностью - действия характеризует его временность и возможность перехода от одной формы действия к другой.
может формироваться:
целенаправленно
стихийно методом «проб и ошибок».
Помогает
полная ориентировочная основа (обеспечивает поэтапное формирование умственных действий и на их основе овладение учебным материалом, П.Я. Гальперин, 1985).
Слайд 25Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, т. 4., 1984.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
5.Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям. – Учебно-методическое пособие, Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 152 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.
7.Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004. – № 4. – С. 138-139.
8. Универсальные учебные действия — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 21.08. 2013).