Разделы презентаций


Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и

Содержание

Открытое общество- открытое образование открытое образовательное пространство - устойчивая совокупность образовательных связей между государствами и внутри них, ставящая перед личностью обучаемого проблему вхождения в него в качестве социального актора (К.Поппер), осваивающего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современная образовательная парадигма: компетентностный и деятельностный и подходы


Маргарита Николаевна
Дудина, доктор педагогических наук, профессор

Современная образовательная парадигма:  компетентностный и деятельностный и подходы

Слайд 2Открытое общество- открытое образование
открытое образовательное пространство - устойчивая совокупность

образовательных связей между государствами и внутри них, ставящая перед личностью

обучаемого проблему вхождения в него в качестве социального актора (К.Поппер), осваивающего его потенциал
Открытое общество- открытое образование открытое образовательное пространство - устойчивая совокупность образовательных связей между государствами и внутри них,

Слайд 3Образование становится

основным средством достижения нового качества жизни

сохранения здоровья

человека

освоения новых сфер жизнедеятельности

вхождения в информационное

пространство

включение в различные сетевые структуры
обеспечивает социальную и профессиональную мобильность
Образование становится основным средством достижения нового качества жизни сохранения здоровья человека   освоения новых сфер жизнедеятельности

Слайд 4«Осуществление деятельности богаче, чем предваряющее ее сознание» (А.Н.

Леонтьев)
«жизнь и есть образование, и теория образования есть в сущности

теория жизни» (С.И. Гессен)
«Осуществление деятельности богаче,     чем предваряющее ее сознание» (А.Н. Леонтьев)«жизнь и есть образование, и

Слайд 5Качество образования определяется
совокупностью показателей различных аспектов учебной деятельности образовательного учреждения,

создающего условия для успешной социализации и идентификации личности, ее профессионализации:



- содержание образования,
- технологии (формы и методы),
- материально - техническая база,
- кадровый состав
Качество образования определяетсясовокупностью показателей различных аспектов учебной деятельности образовательного учреждения, создающего условия для успешной социализации и идентификации

Слайд 6Качество образования
Качество образования (КО) – социальная категория, определяющая состояние

и результативность процесса образования, его соответствие с потребностями и ожиданиями

общества (различных социальных групп) в развитии социальной компетентности, гражданских, профессиональных и личностных свойств
Качество образования Качество образования (КО) – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие с

Слайд 7Современная образовательная парадигма - ценность обучаемого как развивающейся личности,
овладевающей общекультурными

и профессиональными компетенциями
В их основе:
- знания,
умения,
опыт творческой деятельности обучаемого

на всех этапах единой системы – от дошкольного до послевузовского образования
как непрерывного
на протяжении жизни

Современная образовательная парадигма - ценность обучаемого как развивающейся личности,овладевающей общекультурными и профессиональными компетенциямиВ их основе:- знания,умения, опыт

Слайд 8различные подходы (разные логические основания)
аксиологический,
деятельностный,
компетентностный,
личностно-ориентированный,

культурологический,
системный и др.

Преподаватель успешнее продвигается в профессиональной педагогической

деятельности, измеряемой по современным критериям компетентности, соответствия Федеральному государственному стандарту (ФГОС).

различные подходы (разные логические основания) аксиологический, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический, системный и др. Преподаватель успешнее продвигается в

Слайд 9Компетентностный подход «Концепция-2020 по развитию российского образования»
Задача: повышение

качества образования на основе овладения компетентностями
ФГОС третьего поколения

для высшей и второго поколения для средней школы:
ориентация на формирование потребностей в постоянном обновлении знаний,
совершенствование умений (дидактическое ядро компетенций).
В высшем образовании - приобретение студентом базовых теоретических и практико-ориентированных знаний, способствующих развитию социально и профессионально важных качества личности, реализация которых будет содействовать успешности в жизни и конкурентоспособности в профессии

Компетентностный подход «Концепция-2020 по развитию российского образования» Задача:  повышение  качества образования на основе овладения компетентностями

Слайд 10ключевые компетенции «Ключевые компетенции для Европы», 1996 г.
ориентировать образовательный

процесс на овладение компетенциями в качестве процесса и результата образования

(Н. Хомски, 1965 г).
39 компетенций (Дж. Равен, 1984 г.):
- готовность к критическому мышлению,
- способность к самоконтролю,
стремление к более ясному
пониманию ценностей,
- личная ответственность

ключевые компетенции  «Ключевые компетенции для Европы», 1996 г. ориентировать образовательный процесс на овладение компетенциями в качестве

Слайд 11компетентностный подход, компетентность, компетенция
Компетентность: (лат. – competo – добиваюсь,

соответствую, подхожу) - способность, данные, наличие знаний:
- «совокупность знаний, умений

и способностей»,
- «результат образования, выраженный в овладении определенными компетенциями»
Компетенция (лат. competentia – надлежащий, способный; англ. compentence - правомочность») - кто-то хорошо осведомлен в конкретных вопросах и имеет полномочия, права.

компетентностный подход,   компетентность, компетенция Компетентность: (лат. – competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) - способность, данные,

Слайд 12Определение понятия «компетенция»
«совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков,

способов деятельности» (А.В. Хуторской, 2002);
«обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное

выполнение профессиональной деятельности» (Э.Ф. Зеер, 2003];
«полученные в результате образования знания, умения, навыки, ценностно-эмоциональное отношение к ним и предмету деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в деятельности» (А.Н. Завьялов, 2005);
«готовность субъекта эффективно организовывать внешние и внутренние ресурсы для достижения поставленной цели» ( Г.Б. Голуб, 2008)


Определение понятия «компетенция» «совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности» (А.В. Хуторской, 2002); «обобщенные способы

Слайд 13Компетенции - «динамично развивающаяся модель» (Г.К. Селевко)
Ключевые компетенции -

многофункциональны, многомерны, метапредметны (Дж. Равен, 2002, В.И. Байденко, 2006,

И.А Зимняя, 2004, Э.Ф Зеер, 2005, Г.К Селевко, 2004, А.В. Хуторской 2003) ( политические, социальные, коммуникационные, информационные и т.д.)
Обобщенные:
Когнитивная (теоретические и практические знания); Функциональная (умения и способы деятельности);
Коммуникативная (способность вербальными и невербальными средствами осуществлять деятельность в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения);
Личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
Этическая (наличие личностных, социальных и профессиональных ценностей);
Компетенции - «динамично развивающаяся модель» (Г.К. Селевко) Ключевые компетенции - многофункциональны, многомерны, метапредметны (Дж. Равен, 2002,

Слайд 14Деятельностный подход (умения учиться и умения учить)
Процесс обучения -

обучение деятельности, конкретным действиям (практическим, материализованным, умственным)
Акт деятельности:
-

осознаваемая цель,
мотивационная обусловленность,
направленность на материальный или нематериальный предмет.

Преподаватель призван помогать, поддерживать, сопровождать процесс освоения знаний, приобретения умений, в том числе, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Процесс учения должен быть творческим
Деятельностный подход  (умения учиться и умения учить) Процесс обучения - обучение деятельности, конкретным действиям (практическим, материализованным,

Слайд 15психологический механизм реализации деятельностного подхода
Самостоятельность обучаемого, его творческая деятельность

по освоению умственных действий имеет внешний источник:
«извне», «снаружи» от

внешних, практических, материальных действий - «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.
Это теория и практика организации процесса интериоризации «вращивания», «окультуривания» (Л.С. Выготский).

психологический механизм реализации деятельностного подхода  Самостоятельность обучаемого, его творческая деятельность по освоению умственных действий имеет внешний

Слайд 16Совместно-разделенная деятельность: преподаватель - студент
На этапе движения «извне», «снаружи» -

«внутрь» обучение деятельности предполагает совместную учебную, познавательную деятельность в

сотрудничестве с преподавателем, под его руководством.
Это совместно-разделенная деятельность (П.Я. Гальперин, теория поэтапного формирования умственных действий; экспериментальные исследования - Л.И. Айдарова, М.Б. Волович, И.А. Володарская, М.М. Гохлернер, И.П. Калошина, Л.Ф. Обухова, З.А. Решетова, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина, Х.М. Тепленькая и др.).

Совместно-разделенная деятельность: преподаватель - студентНа этапе движения «извне», «снаружи» - «внутрь»  обучение деятельности предполагает совместную учебную,

Слайд 17полноценная учебная деятельность (В.В. Давыдов)
1) познавательные и учебные мотивы;


2) учебная цель и учебная задача;
3) учебные действия и

операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться создает необходимую основу для эффективного освоения обучаемыми предметных и операциональных знаний (на основе состава соответствующих компетенций)

полноценная учебная деятельность (В.В. Давыдов) 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебная цель и учебная задача; 3)

Слайд 18группы учебных действий
Смысловые действия – смыслообразования.

Обеспечивают:
ценностно-смысловую ориентацию студентов на основе умений соотносить свои действия с потребностями, целями, мотивами овладения знаниями и умениями;
постановку учебной задачи на основе соотнесения ранее известного и освоенного и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных задач путем составления плана и определения последовательности действий;
прогнозирование результата.

группы учебных действий Смысловые действия – смыслообразования.

Слайд 19Учебные действия (продолжение)

Действия целеполагания:
осознание выбора необходимой информации (основной и второстепенной);
построение

адекватного, осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме (передача содержания и соблюдения языковой нормы);
действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера


Учебные действия (продолжение)         Действия целеполагания:осознание выбора необходимой информации (основной

Слайд 20Учебные действия (продолжение)
Познавательные действия
- выбор оснований, критериев сравнения и

оценки;
- синтез - составление целого из частей, достраивания недостающих

компонентов;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.
Учебные действия (продолжение)Познавательные действия - выбор оснований, критериев сравнения и оценки; - синтез - составление целого из

Слайд 21Учебные действия (продолжение)
Коммуникативные действия
- планирование учебного сотрудничества

с преподавателем и студентами:
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-

постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации;
- выявление противоречий, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения;
- умение полно и точно выражать свои мысли в данной ситуации общения;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Учебные действия (продолжение) Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и студентами:- определение цели, функций участников,

Слайд 22Учебные действия (продолжение)
Регулятивные действия
– контроля, соотнесения способов

действия и результатов для выявления достигнутого/недостигнутого;
коррекции на основе необходимых

дополнений;
оценивания путем выделения и осознания студентами того, что уже освоено и что еще подлежит освоению;
волевой саморегуляции для мобилизации сил и способностей выбора в ситуации для преодоления трудностей.
Действия преобразования, моделирования - выделения существенного, абстрагирования от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Учебные действия (продолжение) Регулятивные  действия – контроля, соотнесения способов действия и результатов для выявления достигнутого/недостигнутого; коррекции

Слайд 23каждое действие характеризуется:
полнотой (полнота операций, действие

развернутое и сокращенное);
разумностью - дифференциация существенных и несущественных

условий, выбор существенных, необходимых для достижения цели;
сознательностью (осознанность) – возможность отражения в речи содержания действия, последовательности операций, значимых для достижения результата; обобщенностью - возможность переноса на другие ситуации;
критичностью - действия определяют степень осознанности действия и рефлексию выбора;
освоенностью - действия характеризует его временность и возможность перехода от одной формы действия к другой.

каждое действие характеризуется:     полнотой (полнота операций, действие развернутое и сокращенное); разумностью - дифференциация

Слайд 24Каждое свойство

может формироваться:
целенаправленно
стихийно методом «проб и ошибок».
Помогает

полная ориентировочная основа (обеспечивает поэтапное формирование умственных действий и на их основе овладение учебным материалом, П.Я. Гальперин, 1985).
Каждое свойство        может формироваться: целенаправленно  стихийно методом «проб и

Слайд 25Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Володарская И.А. и др. Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к

мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, т. 4., 1984.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
5.Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям. – Учебно-методическое пособие, Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 152 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.
7.Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование, 2004. – № 4. – С. 138-139.
8. Универсальные учебные действия — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 21.08. 2013).


Литература1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:

Слайд 26Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика