Слайд 1Современное состояние книжного дела в России
Слайд 2Цензура и авторское право. Книжное дело в эпоху «перестройки» (1985-1991
гг.).
Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Тематика и типы книги в РФ в начале XXI в. Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX – начале XXI вв.
Слайд 3Цензура, авторское право
Как и в индустриально развитых странах, в России
все большую роль начинает играть рыночный регулятор информации.
Попытки цензуры
в сети Интернет в России также предпринимались неоднократно.
Так, в 2000 г. был принят закон, согласно которому все провайдеры обязаны установить у себя комплекты оборудования СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий); в противном случае лицензия провайдера аннулировалась. Ряд судебных разбирательств был инициирован по материалам из различных интернет-источников (блоги, Живой журнал и др.) в связи с их экстремистским или порнографическим содержанием. Были также предложения по введению в России файрволла по типу китайского и ужесточению наказания за несанкционированный доступ к государственным сайтам.
Слайд 4Книжное дело в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.)
С начала 1990-х гг.
книга и книжное дело в России претерпевали динамичные изменения в
соответствии с происходящими в стране экономическими и политическими преобразованиями.
Книжное дело было одной из первых отраслей, начавших переход к рыночным отношениям. Начало перехода отрасли к рыночным отношениям датируется 1987-1989 гг., когда разрешено было применять договорные цены сначала на подержанные книги, а затем и на новые. Начал внедряться хозрасчет.
Серьезно повлиял на отрасль процесс приватизации предприятий. Ряд государственных книготорговых предприятий перешел в частную собственность, создавались также новые издательские и книготорговые предприятия негосударственного типа. Часть крупных типографий осталась в собственности государства, что было важным политическим решением.
Слайд 5Книжное дело в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.)
Сложный период переживала российская
полиграфическая промышленность. Большая часть полиграфических предприятий по-прежнему была сосредоточена в
центре (Первая Образцовая типография, «Детская книга», «Красный пролетарий», «Пресса» и др.). На многих предприятиях эксплуатировалось устаревшее оборудование, в связи с чем издатели чаще стали пользоваться услугами зарубежных типографий. Это привело к ежегодному снижению выпуска книг, начиная с конца 1980-х гг.
В подобных условиях играет большую роль политика протекционизма на государственном уровне по отношению к культуре вообще и к книге в частности. Необходимо было найти оптимальное соотношение государственного и рыночного регулирования.
Сохранились некоторые элементы руководства отраслью. Продолжал существовать Комитет РФ по печати.
Слайд 6Книжное дело в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.)
В конце 1980-х –
начале 1990-х гг. книжное дело было сверхприбыльной отраслью. Часто успеха
добивались простой перепечаткой дефицитных ранее изданий, не обращая внимание на качество полиграфического исполнения и редактуры.
С 1994 г. ситуация на книжном рынке меняется: он теперь насыщен, покупатели стали более тщательно выбирать книги. Усилилась конкуренция соредии книгоиздающих организаций.
Негативное влияние на книжный рынок оказало сокращение платежеспособности покупателей.
Наиболее важным явлением следует считать появление в стране большого числа негосударственных издательств. На 1993 г. в России насчитывалось около 6 тыс. издающих структур. Т.о., государственная монополия в области книгоиздания была уничтожена.
Государственные издательства переживали период спада.
Усилилась издательская активность на периферии. Однако по-прежнему основную массу книжной продукции давали Москва (56% издательств) и Петербург (10% издательств). В этих двух городах выходило около 80% общего тиража.
В конце 1980-х гг. появилась такая форма производства книг, как выпуск за счет автора. Однако рост стоимости книгоиздания не давал развиваться этой тенденции.
Слайд 7Книжное дело в эпоху «перестройки» (1985-1991 гг.)
В 1990-е гг. начинается
коммерциализация книжного дела. Оно переживает тяжелый период нового становления, характеризующийся
отсутствием государственного финансирования, нерегулируемым рынком и ростом цен на книги. Россия возвращается к модели книжного дела, характерной для Западной Европы и США.
С 1980-х гг. произошла существенная структурная перестройка выпуска книг в соответствии со спросом.
Резко сократилось количество названий ежегодно выходящих книг.
В связи с тем, что упал выпуск социально важных изданий (научных, учебных) в 1992 г. Комитетом РФ по печати было утверждено положение о программе книгоиздания. Были выделены дотации на социально важные издания.
По данным ВЦИОМ, в конце XX в. пользовались спросом: детективы (36%), историческую литературу (24%), приключения (20%), любовные романы (19%). Оказались заполнены ранее пустовавшие репертуарные ниши, читатель получил запрещенные ранее издания, возродились религиозная литература и публицистика.
Слайд 8Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Книжная статистика РФ, за сбор и систематизацию которой
отвечает Российская Книжная палата, имеет существенные отличия от зарубежной. Главное из этих отличий: российская книжная статистика опирается на систему обязательного экземпляра, поступающего в Книжную палату согласно закону об обязательном экземпляре. Необходимо иметь в виду, что до сих пор не все издательства выполняют этот закон.
Количество экземпляров, не поступающих ежегодно в Книжную палату, оценивается примерно в 10-12% суммарного тиража (порядка 140 тыс. книг и брошюр).
Согласно официальной статистике Книжной палаты РФ, в 2000-е гг. наблюдается устойчивый рост книг по количеству названий. Во времена СССР лучший общесоюзный показатель составлял около 84 тыс. названий в год, что же касается новейшей истории России, в 2006 г. было выпущено более 102 тыс. названий, в 2007 г. – более 108 тыс., в 2008 г. – более 123 тыс.; рост продолжался и в первом полугодии 2009 г.
По количеству выпускаемых в год названий РФ занимает третье место в мире после Китая и США; Россия вышла на этот рубеж в 2006 г., преодолев планку в 100 тыс. названий в год.
Слайд 9Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Наблюдается устойчивая тенденция по снижению суммарных тиражей.
Это
характерно не только для России, но и для мира в целом. Так, в 2005 году общий тираж книг и брошюр, выпущенных в РФ, составлял 669,4 млн. экз., а в 2006-м – 633,5 млн., то в 2007 г. – 665,7 млн. экз. Среднетиражный показатель, однако, продолжает уменьшаться: в 2007 г. он составил 6119 экз. (для сравнения укажем, что в 2004 году он составил 7709 экз., в 2005 – 7009 экз., в 2006 году – 6192 экз.). Тенденция изменилась в 2008 г.: среднеиражный показатель увеличился и составил 6166 экз., а общий тираж книг и брошюр составил 760,4 млн. экз. В первом полугодии 2009 г. продолжился рост суммарного тиража (371 млн. экз. за 6 месяцев), но средний тираж незначительно снизился (5692 экз.).
Слайд 10Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 11Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 12Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Книгоиздание в РФ традиционно ведется не только на
русском языке. Среди книг, выпущенных в РФ на языках народов мира традиционно преобладают издания на английском языке, однако за ними следуют издания на татарском, башкирском и якутском языках. Среди переводов также преобладают переводы с английского, немецкого и французского языков. Растет также количество переводов русскоязычных изданий на языки других народов мира. Однако пока чрезвычайно невелико количество переводов на русский с языков народов России и СНГ.
Велика доля сериальных изданий; так, в первой половине 2009 г. они составляли 2/5 всех названий и около половины тиражей. Среди тиражных групп лидируют малотиражные (до 500 экз.) и среднетиражные (до 5 тыс. экз.). К первой группе относится львиная доля научных изданий, внутривузовских пособий и узкоспециализированных книг и брошюр; на их долю по названиям в 2009 г. приходилось 38,7 % (в 2008 г. – 35,0 %) книг и брошюр. Ко второй из названных групп относится практически вся научно-популярная книга, общевузовские учебники центральных издательств, словари, справочники, произведения отечественной и зарубежной беллетристики, предназначенные для серьёзного чтения. Эта группа составляла в 2009 г. 29,7 % (в 2008 г. – 32,1 %) названий книг и брошюр.
Слайд 13Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
По удельному весу тиражей вне конкуренции издания массового
спроса, то есть произведения основных развлекательных жанров, выпущенные тиражом от 10 тыс. до 50 тыс. экземпляров. В 2009 г. они дали 35,6 % (в 2008 г. – 37,4 %) всех тиражей, хотя по количеству названий их доля составляла в 2009 г. всего 8,5 % (в 2008 г. – 9,4 %) в общей массе изданий.
Обращает на себя внимание уменьшение количества изданий-бестселлеров (т.е. выпускающихся тиражом более 100 тыс. экз.). В 2007 году их оказалось 516 (в 2006 году – 524, в 2005 – 562); в 2005 году доля таких бестселлеров в общем тираже составляла 19 %, в 2006 году – всего 16, 9 %, а в отчётном 2007 – 16,6 %.
Слайд 14Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
По-прежнему главным книгоиздающим центром остается Москва. В 2007
г. здесь было выпущено 58,2 % всех названий и 85,1 % совокупных тиражей; в 2008 – 60% и 83,8%, в первом полугодии 2009 г. – 56,1 % и 79,1 % соответственно.
Столь же стабильно второе место Санкт-Петербурга и его огромный отрыв от прочих регионов. На долю невской столицы приходится 8,4 % названий и 5,5 % тиражей, в 2008 г. показатели остались неизменны, а в первом полугодии 2009 г. процент по названиям остался прежним, а по тиражу уменьшился до 5,3%.
Среди региональных лидеров книгоиздания можно назвать Волгоградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Самарскую, Саратовскую, Свердловскую и особенно Ростовскую области, а также республики Башкортостан и Татарстан. Бурно развивается книжное дело в Республике Саха – Якутии, Республике Марий Эл, Краснодарском крае, Тюменской, Астраханской областях. В то же время, существуют и регионы-аутсайдеры в плане книгоиздания; это ряд областей Кавказа и Сибирского федерального округа.
Слайд 15Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Основные тенденции современной отечественной полиграфической промышленности заключаются в
следующем:
усиление концентрации и централизации. Часть региональных типографий утратили свое значение из-за сужения книжного производства в 1990-е гг., при этом с начала XXI в. в стране не было построено ни одного полиграфического предприятия;
изменение издательского предложения: почти 50% изданий составляют книги, выпущенные тиражом до 5 тыс. экз. (35% - тираж 5-10 тыс., 10% - тираж 10-20 тыс., 7% - тираж 20 тыс. и более). Т.е., преобладают малые тиражи, что не всегда выгодно типографии;
обновляется и модернизируется оборудование в основном в газетно-журнальном и упаковочно-этикеточном производстве, а в книжном обновления практически нет, здесь оборудование серьезно устарело морально и физически. Некоторый перелом этой ситуации наметился только в 2007-2008 гг.
Слайд 16Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Основные полиграфические мощности (30 крупнейших предприятий) в начале
XXI в. были расположены в Москве, Санкт-Петербурге и в целом тяготели к европейской части страны. До 80% продукции производили открытые акционерные общества – бывшие предприятия федерального подчинения. Среди крупных центральных типографий можно упомянуть: Первую Образцовую типографию, типографию «Наука» РАН АИЦ, типографию «Молодая гвардия» (Москва), типографии «Печатный двор», «Искусство России», «Техническая книга» (Санкт-Петербург).
К концу первого десятилетия XXI в. наметилась тенденция постепенного ухода книгопечатания из Москвы и Санкт-Петербурга: на 2009 г. порядка 70% книг выпускалось региональными полиграфическими предприятиями, а часть издательств предполагала вывести свои полиграфические производства за рубеж. Среди региональных типографий отметим Ульяновский дом печати, Саратовский полиграфкомбинат, «Уральский рабочий» (Екатеринбург) и др.
По мнению специалистов, происходит естественное перераспределение книжных потоков между участниками рынка: крупные производители становятся мощнее, оттесняя более мелкие типографии за черту значимости. Тем не менее, учитывая общие тенденции книжного рынка (ассортимент, тиражность), полностью вытеснить их за пределы сектора вряд ли удастся, учитывая достаточно интенсивное внедрение цифровой печати.
Слайд 17Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Издательства
Российские издательства не представлены в рейтингах крупнейших издательских
домов мира. Причина заключается в том, что российские издатели не публикуют данные о своих продажах и доходах; аналогична ситуация в КНР и Индии. Кроме того, в этих странах на настоящий момент практически нет издательств, которые могли бы сравниться по масштабам с ведущими издательствами Западной Европы и США. Только издательства «Эксмо» и «АСТ», возможно, моги бы быть сопоставлены с ведущими издательствами после опубликования официальных данных.
«АСТ» и «Эксмо» которые поочередно лидируют в рейтинге российских издательств то по количеству названий, то по суммарному тиражу. В тройку лидеров по тиражам входит также издательство «Просвещение», специализирующееся на учебной литературе.
Из региональных лидеров в десятку крупнейших издательств страны в последние годы входит «Феникс», расположенное в Ростове-на-Дону.
Слайд 18Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Крупнейшее современное российское издательство «АСТ» (http://ast.ru/ ) было
основано в 1990 г. как «Творческое кооперативное объединение АСТ» (Алексей-Сергей-Татьяна). В 1993 г. оно разделилось на собственно АСТ во главе с А. Герцевым и АСТ-ПРЕСС, возглавляемый Сергеем и Татьяной Деревянко. В настоящее время (2009 г.) генеральным директором АСТ является О. Бартенев.
Издательство АСТ выпускает порядка 800 новых книг ежемесячно; получается, что каждая пятая книга в современной России напечатана в издательстве АСТ. В 2008 г. фирма приобрела ведущего в России издателя энциклопедий – издательство «Аванта+», сумма сделки не разглашалась, но оценивается аналитиками в диапазоне от 4 до 10 млн. $.
По составу выпускаемых изданий АСТ является универсальным, но тяготеет к детективам, фантастике, фэнтези, детской книге и любовным романам. Кроме того, АСТ выпускает ряд журналов («Рыбалка на Руси», «Охота», «Друг», «В мире животных» и др.) и имеет собственную книготорговую сеть «Буква». Кроме того, издательство выпускает много разнообразных сопутствующих товаров: канцелярию, настольные игры, мозаики, головоломки.
Слайд 19Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Второе крупнейшее российское издательство «Эксмо» (http://www.eksmo.ru/publishers/today/) было основано
в 1991 г. как дистрибутор книжной продукции. Собственной издательской деятельностью предприятие занялось в 1993 г., а через несколько лет прочно вошло в состав крупнейших издательств страны. По собственным оценкам, «Эксмо» занимает до 15% российского книжного рынка. Совладельцы компании — О. Новиков и А. Гредасов. Генеральный директор — О. Новиков. В 2008 г. «Эксмо» приобрело 25 % издательства «Манн, Иванов и Фербер», специализирующегося на деловой литературе (оценочная стоимость сделки — $1 млн). Издательство является акционером книжных сетей «Новый книжный» и «Буквоед», а в 2009 г. им был приобретён интернет-магазин электронных книг Litres.ru.
Для деятельности издательства характерен выпуск большого количества серий.
Всего серий выпускается более двух десятков, например: «Антология экономической мысли», «А. Маринина — королева детектива», «Всемирная библиотека поэзии», «Гиганты фантастики», «Золотые сказки для детей» и др. Преимущество отдается работе с отечественными авторами.
В целом репертуар издательства можно оценить как универсальный, правда, в его состав не входят школьные учебники.
Слайд 20Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Крупнейшим российским специализированным издательством, выпускающим школьные учебники, является
издательство «Просвещение» (https://shop.prosv.ru/ ). Оно ведет свою историю от созданного в 1930 г. издательства Учпедгиз.
В 1964 г. Учпедгиз был объединен с издательством Академии педагогических наук, в результате было создано издательство «Просвещение». В 1969 г. из состава издательства было выделено издательство Академии педагогических наук «Педагогика». В 2001 г. в составе издательства были организованны научно-образовательный центр и коммерческая служба, а в 2005 г. издательство акционировалось.
«Просвещение» - единственное издательство страны, выпускающее школьные учебники на протяжении более чем 70 лет. Оно позиционирует себя как «один из немногих действенных инструментов национальной консолидации, центр формирования и распространения российских образовательных ценностей».
Продукция издательства – это школьные учебники, рабочие тетради, методические пособия, карты, атласы, словари, электронные учебные пособия. С 2003 г. «Просвещение» стало издателем «Вестника образования» – официального журнала Министерства образования России.
В 2011 г. издательство выкупила «Олма Медиа групп».
Слайд 21Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Крупнейшим издательством детской литературы является «Росмэн» (http://rosman.ru/ ).
Предприятие было основано в 1992 г., председателем совета директоров является М. Маркоткин. Ежемесячно издательство выпускает около 70 новинок для всех детских возрастных групп.
В десятку крупнейших отечественных издательств входит также «ЭГМОНТ РОССИЯ» (http://www.egmont.ru/ ). Предприятие было создано в 1992 г. как дочерняя фирма старейшего в Европе датского издательского концерна «ЭГМОНТ ИНТЕРНЭШНЛ ХОЛДИНГ», имеющего более ста представительств в 25 странах мира. Издательству принадлежит 70% рынка детской периодической печати в России.
Детская литература также является областью специализации издательства «Фламинго» (http://www.izdflamingo.ru/about/publishing-house/), основанного в 1990 г.
В 2007-2008 г. в десятку крупнейших издательств страны вошло молодое предприятие «Мир книги» (https://www.labirint.ru/pubhouse/585/ ), позиционирующее себя как издательство книг для семейного чтения. Сейчас занимаются в основном книжной торговлей.
К крупным издательствам относится также «РИПОЛ классик» (http://www.ripol.ru/), основанное в 1996 г.; генеральный директор предприятия – С. М. Макаренков. Издательство выпускает книги в области эзотерики, прикладной литературы и спорта. Издательство владеет рядом интеренет-проектов.
Среди региональных издательств крупнейшим является «Феникс» (http://phoenixrostov.ru/publishing/sale/), расположенное в Ростове-на-Дону.
Слайд 22Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 23Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
В российских регионах сейчас действует немногим более 2,5
тыс. издательств. Среди ведущих региональных издательств около 50 – университетские, которые выпускают учебную и научную литературу.
В Москве расположены почти 50% действующих издательств. На долю Москвы приходится 3/5 названий и 5/6 тиражей. Доля Санкт-Петербурга – около 7% названий и 7% общенациональных тиражей.
Специалисты связывают это явление с монополизацией книжного рынка. Усиливающееся доминирование на книжном рынке крупных издательств оборачивается тем, что большинство авторов, которые найдены мелкими и средними издательствами, затем принимают более выгодные условия крупных издательств.
Среди крупных региональных издательств можно назвать: «Феникс» (Ростов-на-Дону), «Учитель» (Волгоград), Сибирское университетское издательство (Новосибирск), «Китап» (Уфа) и др.
Ярко выраженной тенденцией является интеграция книжного рынка в медийное пространство, слияние различных секторов медиарынка. Эксперты считают, что одной из причин этого факта является стагнация книжного рынка из-за слабого развития системы книгораспространения и конкуренция со стороны Интернет.
Слайд 24Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
По экспертным оценкам, объем рынка электронных книг в
2005 г. оценивался в 0,6 млн. $, а в 2009 г. – в 0,9 млн. $; т.е., рост имеется, но весьма незначительный. Такое положение может быть объяснено тем, что электронное книгоиздание переживает период становления. Поэтому для него характерно отсутствие стабильных показателей и отсутствие стабильных взаимосвязей внутри отрасли.
Отечественный рынок лицензионных электронных книг возник около 2007 . Крупнейшим игроком на нем являлась компания «ЛитРес» (https://www.litres.ru/ ), которая контролировала порядка 80% рынка. Общий объем рынка оценивался в сумму 3-4 млн.$.
По данным на 2009 г. выпуском электронных изданий в России занимались порядка 400 издающих организаций. Лишь 12% из них являлись стабильными, остальные возникали, реорганизовывались и исчезали. По данным «Информрегистра», 43% электронных изданий выпускали коммерческие издательства, профессионально занимающимися выпуском электронных изданий; 57% – некоммерческие издательств (сюда входили, в частности, издания системы образования, науки, культуры). Примерно 90% продукции приходилось на Москву и Санкт-Петербург.
Слайд 25Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Существует ряд факторов, которые тормозят развитие рынка электронных
изданий в России, но имеются и серьезные причины, способствующие развитию электронного книгоиздания. Развитие рынка электронных изданий тормозится следующими факторами:
отсутствие единой системы регистрации, архивирования и хранения сетевых версий изданий. Т.е., отсутствует сводная систематическая информация. Она рассредоточена в каталогах издательств и библиотек, рекламных проспектах, что вызывает большие трудности в плане ее сбора и систематизации.
недостаточно разработанная правовая база и большое количество пиратских изданий. Пиратские издания составляют до 80% продукции, распространяемой в розницу. Эта цифра является приблизительной, поскольку точных данных о масштабах выпуска пиратских изданий нет.
несоблюдение издателями стандартов и требований к оформлению электронных изданий.
неупорядоченность сети дистрибуции.
Слайд 26Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Однако существует и ряд факторов, которые способствуют развитию
электронного книгоиздания. Среди них необходимо отметить:
распространение широкополосного Интернета. К концу 2009 г. до 70% пользователей Москвы и Санкт-Петербурга были к нему подключены;
устойчивый рост реализации цифровых устройств (смартфонов, DVD- и MP3-плееров и др.
разработка и внедрение технологии, позволяющей осуществлять правовой контроль онлайн-продаж цифрового контента.
Благодаря структуризации рынка, появлению крупных дистрибуционных центров, распространению широкополосного Интернета становится возможен переход к массовому производству нового книжного формата – мультимедийного книжного проекта.
Слайд 27Традиционная и электронная книга в РФ в конце XX –
начале XXI вв.
Традиционная полиграфия. Для периода 2007-2008 гг. эксперты отмечают
возникновение большого числа цифровых типографий, оснащенных цифровыми печатными машинами (ЦПМ) промышленного типа.
Эти предприятия обеспечивают выпуск книг малыми тиражами (в пределах от 1 до 1000 экз.) в очень сжатые сроки, располагают возможностями печати переменных данных и печати по требованию «book-on-demand».
В России также набирают популярность устройства для чтения книг: «Sony Reader Digital Book» (хотя официально в Россию оно не поставляется), «ORSiO b721», устройства российской компании «Profile». При том, что они довольно дороги, видимо, продажи их будут расти и дело здесь в том, что электронная книга, которую можно читать при помощи этого устройства, дешевле традиционной книги в 5-10 раз.
Следует отметить также проекты ряда российских операторов сотовой связи, которые предоставляют своим абонентам возможность получить книжный контент на мобильные устройства.
Традиционная полиграфия. С каждым годом объем выпуска многокрасочных книг в твердом переплете снижается, Увеличился спрос на малотиражные высококачественные книги с неординарной отделкой.
Для оформления книги продолжают использоваться такие хорошо известные техники, как ксилография, офорт, литография. В XX в. вошла в обиход линогравюра. Массово используются фотомеханические процессы, например, фотомонтаж. С конца XX в. в книжной иллюстрации все шире применяется компьютерная графика. В общем выпуске книжных изданий многокрасочные занимают порядка 35%.
Уменьшается доля книг в твердом переплете. В общем объеме выпуска книг издания по характеру оформления распределяются следующим образом: твердый переплет – 30%, брошюра подборкой – 25%, брошюра вкладкой – 45%.
Слайд 28Тематика и типы книги в РФ
в начале XXI в.
Слайд 29Тематика и типы книги в РФ
в начале XXI в.
Если говорить о целевом назначении, то по количеству названий прочно
лидируют учебная, методическая и научная литература. Издание книг этих тематических групп далеко не всегда является коммерчески выгодным; проекты такого рода должны финансироваться государством либо общественными организациями. Устойчивый рост количества названий в этой группе свидетельствует о том, что соответствующие проекты действительно получают финансовую поддержку.
Так, в первой половине 2009 г., то количество названий художественной литературы за этот период увеличилось по сравнению с первой половиной 2008 г. почти на 0,6 тысяч (9780 названий в 2009 г., 9196 в 2008 г.). Показатели для детской литературы разнятся столь же заметно: 5206 и 4735 названий соответственно. Важно отметить при этом все более возрастающую долю адресованных детям изданий научно-познавательного характера: их уже около 48 % по количеству названий и более 60 % по тиражам. Три-четыре года назад эти показатели были вдвое ниже.
Нужно отметить и значительный тиражный прирост в секторе детской литературы. В первом полугодии 2009 г. общий тираж изданий этой группы составил 72,2 млн. экз. против 65,1 млн. экз. за аналогичный период 2008 г.
Статистика последних лет показывает устойчивое снижение количества бестселлеров (изданий, выпускающихся тиражом более 100 тыс. экз.). Однако состав авторов в этой группе остается неизменным на протяжении целого ряда лет: это авторы детективов, фэнтези и любовных романов (Д.А. Донцова, А.Б. Маринина, А.А. Бушков, П. Коэльо и др.).
Слайд 30Тематика и типы книги в РФ
в начале XXI в.
Слайд 31Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
В конце XX в. в книжной торговле России
произошла смена собственника: вместо государственной книжной торговли начала формироваться частная, участие государства в этом процессе было сведено к минимуму. С 1991 г. государственным издательствам разрешено было использовать свободные цены. Необходимо было развивать оптовое звено книжной торговли, единая система, существовавшая ранее, распалась на разные предприятия.
Легче всего адаптировались к новым условиям крупные торговые предприятия, имевшие возможность прямой работы с издательствами. Начала развиваться сеть книжных клубов («Терра»), возрождается торговля книгой по почте.
Специфика российского книжного рынка заключается, в числе прочего, в его достаточно резком территориальном членении: имеются московская и региональная составляющая.
Характерная особенность современного российского книжного рынка – весьма существенный разрыв в ценах между Москвой и провинциальными городами.
По экспертным оценкам, сегодня до 30% продаж книжной продукции по стране (в денежном выражении) осуществляется в Москве.
Слайд 32Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 33Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 34Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Одним из наиболее острых вопросов в книжной торговле
становится вопрос невозможности представления в розничных магазинах всего издательского ассортимента; средний ассортимент российского книжного магазина не превышает 20 тыс. наименований. Наиболее остра эта проблема для мелких специализированных издательств, не имеющих своих дистрибуторских систем.
В качестве общемировой тенденции выступает увеличение удельного веса некнижной продукции в ассортименте книжных ритейлеров.
В новых условиях повысилась роль маркетинговых исследований книжного рынка, т.к. теперь механизм «спрос-предложение-цена» начал работать напрямую.
Серьезной проблемой является отсутствие унифицированной информации об издании; фактически единственным универсальным идентификатором издания является только ISBN.
Слайд 35Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Важной составляющей современного книжного рынка в России является
дистанционная книжная торговля. Точных данных, характеризующих рынок дистанционной книжной торговли в России, не существует.
Традиционным видом дистанционной книжной торговли остается торговля по печатным каталогам; здесь активно работают такие компании, как «Мир книги», «Ридерз дайджест» и др.
Среди ведущих Интернет-магазинов, занимающихся книжной торговлей, можно назвать «Ozon» (www.ozon.ru), «Books.ru» (www.books.ru) и др. OZON.ru – самый известный и один из крупнейших в современной России Интернет-магазинов. Он был организован в 1998 г. в Петербурге группой энтузиастов, любителей фантастики и фэнтези, создавших собственный Интернет-ресурс с целью обмена впечатлениями о любимых книгах. При обсуждении возникла идея Интернет-магазина. В 2000 г. OZON переехал в Москву. Началось активное развитие проекта не только по направлению книжной торговли: в ассортименте магазина появились музыкальные диски, видео, компьютерные игры, а также электроника, компьютерная техника и т.д. В гастоящее время фирма имеет филиалы в 26 городах России.
К 2009 г. число зарегистрированных посетителей сайта OZON превысило 3 млн. человек, а число активных посетителей составляет порядка 370 тыс. человек.
Слайд 36Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Традиционные библиотеки в современной России продолжают оставаться государственными,
муниципальными и ведомственными учреждениями. Согласно данным социологических опросов, библиотека на сегодняшний день не является существенным для массового читателя источником получения художественной литературы.
После провального для комплектования библиотек периода 1990-х гг. в начале XXI в. был принят ряд законодательных актов, упорядочивающий ситуацию в этой сфере на федеральном уровне.
В повышении качества каталогизации существенную роль сыграла возможность on-line доступа к авторитетным файлам ведущих библиотек страны и возможность обмена записями.
Слайд 37Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
В библиотеках и информационных центрах в настоящее время
осуществляется доступ к целому ряду групп электронных ресурсов:
специализированные электронные ресурсы. Это издания на CD и DVD: учебники, справочники, энциклопедии и т.д. Они выполнены, как правило, на базе лицензионного программного обеспечения, что в итоге не вызывает проблем при обслуживании пользователей;
собственные электронные ресурсы. Это каталоги, базы данных, сайты и порталы, обеспечивающие доступ к различной информации и документам. Здесь имеется ряд правовых проблем, поскольку авторские права библиотек и сотрудников, создающих подобные ресурсы, защищены весьма слабо;
использование электронных ресурсов других библиотек и информационных центров осуществляется на договорной основе, с учетом взаимных интересов;
использование электронных ресурсов из телекоммуникационных сетей. Здесь основная проблема для библиотек – невозможность использования текстовых документов, размещенных, например, в сети Интернет, без заключения соответствующего договора с автором.
Слайд 38Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Специфика РФ заключается в том, что существенная часть
сетевых библиотек принадлежит частным лицам или кампаниям. Формирование их фондов осуществляется зачастую стихийно, доступ к большинству таких ресурсов свободный. Характерно также большое количество бесплатного (часто пиратского) контента.
В начале XXI в. в Интернете, и особенно в Рунете стремительно распространилась идеология бесплатного показа информации, которая разрушает существующую на настоящий момент финансовую модель копирайта. По оценкам экспертов, существует около 5 тыс. бесплатных электронных библиотек, включающих до сотен тысяч русскоязычных текстов каждая.
Существенная часть электронных библиотек создается ВУЗами и другими государственными организациями и поддерживается на бюджетные средства; при этом соответствующая статья ГК РФ, регулирующая права авторов, не соблюдается. Причина такого положения в том, что бюджетные учреждения не имеют возможности направлять средства на подключение к легальным электронным библиотечным системам.
Слайд 39Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Основным событием в области книжной торговли стало появление,
в дополнение к уже хорошо известным видам дистанционной торговли, продажи книг через Интернет; имеются опасения, что она со временем уничтожит традиционную книжную торговлю. Вероятно, следующим шагом станет продажа не книги как предмета через Интернет-магазин, а продажа непосредственно контента, что уже и начинает происходить. Этот процесс пока тормозится нерешенными правовыми проблемами.
Традиционные библиотеки как канал книгораспространения также постепенно утрачивают свою традиционную функцию, но приобретают ряд других (обеспечение пользователю доступа к информации об электронных ресурсах, создание собственных электронных ресурсов на базе библиотечных фондов и т.д.). Здесь также имеется ряд нерешенных пока правовых проблем.
Слайд 40Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
По мнению экспертов, Россия в настоящее время является
страной с довольно низкой общей культурой чтения.
В 2005 и 2008 гг. Аналитическим центром Ю. Левады были проведены исследования по проблемам чтения. Если в 2005 г. только треть населения России (37%) не читала книг вообще, то в 2008 г. не читают книг уже 46% взрослых россиян, то есть почти половина.
Слайд 41Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 42Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
Слайд 43Основные тенденции в отечественном распространении книги в конце XX –
начале XXI вв.
По данным опросов, Интернет как источник информации используют
порядка 19% взрослых россиян, при этом чаще всего это граждане моложе 24 лет. Электронные книги (E-Book) использует незначительная часть населения – всего 0,5%. Лидерами здесь являются более молодые россияне (до 39 лет), люди с высшим образованием и более высоким потребительским статусом, жители Москвы. Согласно данным опроса, проведенным компанией «Башкирова и партнеры» в 2008 г., 72% россиян предпочитают книги в бумажном варианте, еще 19% говорят, что читают преимущественно в бумажном варианте и лишь иногда в электронном. 7% опрошенных заявили, что читают преимущественно материалы в электронном варианте, еще 0,8% опрошенных сообщили, что принципиально читают только электронные книги.
Общая тенденция, отмеченная во всех странах, заключается в снижении интереса к чтению в целом и к чтению традиционной книги в частности. Пока не очень велико, но постепенно растет количество людей, читающих преимущественно или исключительно электронные тексты; очевидно, что их количество зависит от общей технической оснащенности и продвинутости страны.