Слайд 1Современное состояние олигофренопедагогики в Грузии
Выполнила:
Сеитмуратова А.Э.
СДО(О) - 18
Слайд 2ТБИЛИСИ. Об инклюзивном образовании в Грузии заговорили не так давно. Еще десять лет
назад родители детей с особенными потребностями предпочитали скрывать их, считая, что
не имеет смысла бороться. Многие даже не знали такое понятие, как инклюзивное образование.
Грузия подписала и ратифицировала конвенцию ООН о правах лиц с ограниченными возможностями, принятую Генеральной ассамблеей 13 декабря 2006 года. Согласно этой конвенции, страны-участники признают право лиц с ограниченными возможностями на образование. Для реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей власти обязаны обеспечивать этих людей инклюзивным образованием на всех уровнях и в течение всей жизни.
Слайд 3Борец за права своего ребенка
В Грузии за права детей с ограниченными возможностями в основном
борются сами родители. Именно родительницы-активистки, которые лучше всех знакомы с правами
своих детей, не сдаются ни на минуту, чтобы разрушить существующие в обществе стереотипы и дать шанс своим и не только своим детям на социализацию.
Слайд 4Борьбу продолжает и Мари Коркотадзе, родительница 9-летнего мальчика. У ее сына
Даты аутизм (болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти
от контактов с окружающим миром — прим.ред.). Он обожает английский язык и компьютер, уже может играть с одноклассниками, общаться с детьми. Давид проделал огромные шаги и добился больших результатов благодаря маме и школе.
Мари рассказала, как ей пришлось прокладывать путь своего сына к школе, изменилось ли отношение общества к детям с особыми потребностями, и перед какими вызовами стоят эти дети и их родители сегодня.
"Мой сын ходит в государственную школу, у него есть спецпедагог, который сидит рядом с ним и в течение трех уроков помогает ребенку как можно эффективнее включиться в учебный процесс. Однако для всего этого я очень много боролась", — рассказала Коркотадзе.
Слайд 5Коркотадзе советует всем родителям хорошо ознакомиться с теми правами, которые есть
у их детей. Чем больше они будут информированы, тем лучше смогут
защитить права своих детей.
По ее словам, перед началом регистрации в школе, родители должны обратиться к министерству образования и науки Грузии, чтобы специалисты оценили ребенка и признали его учеником с особенными потребностями. На основе этого у родителей уже есть право потребовать для своего ребенка спецпедагога.
Слайд 6Потребности детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями каждый день нуждаются в разных медицинских
сервисах и методах укрепления физического состояния. Как правило, это нужно им
каждый день в течение всей жизни.
Например, в терапии речи, кстати, час которой стоит 40 лари (более 16 долларов) дети с аутизмом, синдромом Дауна нуждаются каждый день. Однако обеспечить детей этим сервисом, даже решив финансовые проблемы, в Грузии сложно. Дело в том, что спрос большой, а профессиональных специалистов мало.
Дети с ОВЗ также нуждаются в плавании, в оккупационной терапии — занятия в сенсорной комнате, которая регулирует восприятие окружающей среды. Проблем пока много, но уже хорошо, что в последние годы удалось добиться того, что дети с особенными потребностями сидят в одном классе с другими учениками.
Слайд 7Правительство Грузии представило отчет о том, что в стране сделано для лиц с ОВЗ за последнее время.
Власти
Грузии с 2014 года начали адаптировать среду для лиц с ОВЗ. За это
время сделано многое, но для того, чтобы облегчить жизнь людей, о которых должно заботиться не только правительство, но и общество, нужно сделать еще многое.
Правительство Грузии назвало одним из своих приоритетов создание максимально комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями и для достижения этой цели осуществляет ряд мероприятий под лозунгом: "Ограниченных возможностей не существует!".
Ежедневные дела, которые большинство жителей Грузии выполняют с легкостью, полны преград для людей с ограниченными возможностями
Слайд 8Для детей
В государственных школах Грузии образование получают 6 тысяч 697
учеников со специальными образовательными нуждами. Более того, в девяти профессиональных училищах бесплатно
учатся более 600 студентов. При успешном завершении училища им предоставляется возможность трудоустроиться.
Школы Грузии постепенно оснащают пандусами, к этому времени ими обеспечены 88 государственных школ страны.
Для лиц с нарушением зрения книги напечатаны шрифтом Брайля, для них в Грузии также создали аудио версии учебников. Что касается лиц с нарушением слуха, то для них создано три тысячи новых жестов.
Сайт инклюзивного образования дает возможность лицам с ограниченными возможностями, а также их родным получить детальную информацию о специальных программах и образовательных курсах.
Для максимальной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество в Тбилиси и регионах страны функционируют школы, где ребята могут общаться со своими одноклассниками и педагогами, получая не только знания, но и любовь и поддержку.
Слайд 9Сервисы
Министерство юстиции Грузии решило адаптировать инфраструктуру для лиц с ОВЗ, чтобы для них
сервисы ведомства стали более доступными. В Домах юстиции уже подобраны
операторы, которые в ближайшее время смогут общаться с посетителями на языке жестов. Для лиц с ОВЗ также доступен сайт министерства и онлайн сервисы.
Агентство развития сервисов также адаптировало свой сайт для людей с нарушением слуха и зрения. Они могут получить сервисы в реестре недвижимости с помощью электронной программы.
Министерство внутренних дел Грузии создало звуковую версию своего сайта, свой сайт адаптировала и Служба доходов.
Кроме того, лица с ОВЗ могут с помощью сообщения и видеозвонка связаться с Центром оперативного управления по неотложной помощи "112".
Лица с ОВЗ, желающие получить водительское удостоверение, могут сдавать практический экзамен на адаптированной для них машине.
Слайд 10Туризм
Пять охраняемых территорий Грузии оснащены пандусами. Поэтапно туристические места страны
максимально будут адаптированы для лиц с ОВЗ.
В 2016 году Национальная администрация туризма
Грузии завершила адаптацию исторических памятников города Мцхета для лиц с ограниченными возможностями. В рамках проекта для лиц с ОВЗ обустроили Шио-Мгвимский монастырский комплекс и монастырь Самтавро.
Слайд 11Соцобеспечение
Программа всеобщего здравоохранения обеспечивает лиц с ограниченными возможностями медицинскими услугами, в частности,
им оплачивают услуги семейного врача, амбулаторные обследования, лечение неотложных случаев
и плановые операции.
Правительство Грузии выдает гранты вынужденно перемещенным лицам с ограниченными возможностями. Их сумели получить 334 человека.
Для трудоустройства лиц с ОВЗ перманентно проходят форумы трудоустройства. Они уже прошли в Тбилиси, Батуми (АР Аджария) и Кутаиси (Имерети).
До конца года порядка 10 станций Тбилисского метрополитена адаптируют для лиц с ОВЗ. В метро планируется установить специальные конструкции, с помощью которых лица, передвигающиеся на колясках, смогут воспользоваться эскалаторами.
В этом году в Грузии впервые отметили День независимой жизни лиц с ОВЗ. Таким образом Грузия присоединилась к мероприятию Европейской сети независимой жизни (European Network on Independent Living), которая отмечает этот день с 2014 года.
Слайд 12Позиция Минобразования Грузии
Корреспондент Sputnik Грузия связался с главой управления развития инклюзивного
образования министерства образования и науки Грузии Экой Дгебуадзе, которая рассказала, что
инклюзивное образование – это один из инструментов интеграции детей с ОВЗ.
По ее словам, в Грузии существуют спецшколы, однако зачисление учеников в них строго контролируется, министерство старается, чтобы как можно больше детей учились в обычных школах.
На сегодняшний день в Грузии существует всего восемь школ-пансионатов. Один открыт для учеников с тяжелыми и глубокими интеллектуальными нарушениями, две функционируют для незрячих и слабовидящих, три для глухих и слабослышащих и четыре для учеников с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
На вопрос, как должны поступить родители и куда они должны обращаться в том случае, если права их детей в школе нарушены, Дгебуадзе ответила, что не может вспомнить ни одного подобного факта, который произошел бы в школах страны.
По ее словам, ведомство обеспечивает соответствующей средой детей с ОВЗ, чтобы они без препятствий могли сдавать экзамены. Школы адаптированы для детей с особенными потребностями, существует и программа обслуживания транспортом. Что касается обучения на дому, то по словам Дгебуадзе, это крайняя форма, которую может предложить система образования ученику.
Педагоги в Национальном центре профессионального развития проходят специальную переподготовку, чтобы эффективно работать с детьми с ОВЗ. В том случае если дети с ОВЗ становятся успешными учениками, то они могут принять участие в олимпиадах и разных состязаниях.
В Грузии нет точных статистических данных, сколько именно лиц с ограниченными возможностями проживает в стране, однако известно, что 6,6 тысяч детей включены в программу инклюзивного образования.
Слайд 13Статистика
В Грузии зарегистрировано более 124,5 тысяч лиц с ограниченными возможностями, которые
получают от правительства социальную помощь.
Из них более 25,1 тысяч человек являются
лицами с ярко выраженными ограниченными возможностями (первая группа), порядка 75,9 тысяч — со значительно выраженными ограниченными возможностями (вторая группа) и более 13,9 тысяч — в меру выраженными ограниченными возможностями (третья группа). Лиц с ОВЗ младше 18 лет — более 9,5 тысяч.
Лица с ОВЗ, которые входят в первую группу, а также лица младше 18 лет, получают социальную помощь в размере 180 лари (порядка 75 долларов) в месяц, во вторую группу – 100 лари (более 40 долларов), а в третью – 70 лари (порядка 30 долларов).