Слайд 1Современные дети: феномены «клиповое» мышление и «цифровое слабоумие»
Подготовила психолог Евтехова
Т.М.
Переходный период
- в
природе
- в общественном обустройстве
- геополитике
- в системе образования
- в семейной организации
- внутри человеческой организации и жизни
Эпоха Великих Перемен
Появление цифрового поколения
Мы жители 21 века и 3 тысячелетия!!!
Слайд 3
В общественном обустройстве и внутри личностной организации человека
-новая социальная ситуация
развития: появление цифрового поколения, цифровая революция, новые инфо-коммуникационные технологии
- новые
виды отношений в семье и образовании
- снижение роли церкви; человек ищет Бога внутри, а не снаружи
- рост инфлятивных и инфантильных состояний
- питание искусственными продуктами, изменяющими метаболизм в организме и приводящие к психическим расстройствам и дискомфорту, снижающие витальные силы организма
- резкое увеличение виртуального общения, вместо биологически-социального живого
- процессы дегуманизации общества
- резкое увеличение потока информации
Слайд 4
В системе образования
-перекосы в системе взрослый-ребенок, взрослый-взрослый
- обесценивание внутренней жизни
ребенка и взрослого
- введение неэффективных способов контроля знаний и умений
-
невротизирующие скоростные установки при чтении и письме
- раннее задействование абстрактно-логической сферы дошкольника, которое затрудняет формирование здорового эго и процесс самоидентичности
- техногенное истощение мозга
-появление детей, имеющих проблемы различения реального и виртуального мира, увеличение дефицита внимания
Слайд 5Изменения, наблюдаемые у детей:
-изменения ВПФ: возникновение нового вида трансактивной памяти
,
др. механизмы функционирования памяти: запоминается не сама информация, а путь, по которому можно ее найти, переоценка своей памяти, снижение концентрации внимания, эффект многозадачности, изменения в восприятии, так как недостаточно невербальных стимулов – менее телесно и чувственно воспринимается мир; мышление переходит на прежний дотекстовый уровень, не логическое, а сетевое мышление
-изменения механизмов формирования личности (инсценировка формирования идентичности, следовательно, диффузные представления о себе, застревание на ранних стадиях развития; снижение эмпатийных способностей, рост эгоцентризма)
Слайд 6-формирование новых психологических феноменов и, вместе с ними, контекстов: виртуальные
миры, интернет-зависимость, многозадачность, приватность, фейсбук-депрессия, номофобия, синдром фантомного звука, кибер-суицид,
селфизм, медиа-вирусы, кибер-буллинг);
-новые формы взаимоотношений (не формируется социальный капитал, случайные френды, появление новых рисков, развитие человека возможно только при наличии определенного количества человек в группе);
-изменение способов практической деятельности и поведения: иначе дружат, оценивают друг друга, иначе занимаются творчеством;
Слайд 7
В семейной организации
- изменения в межпоколенческих отношениях
- дети начинают учить
родителей
- чрезвычайная занятость родителей на работе
- новые семейные формы
- раннее
знакомство детей с порнографией
- перекладывание ответственности за воспитание детей на школу
- ювенойя
Слайд 8Ювенойя
Место ювенойи в системе актуальных социально-философских представлений определяется в связи
с концепциями моральной паники и неофобии (С. Коэн, М. Маклюэн,
В. Парето) и идеями о проблеме межпоколенных отношений в цифровую эпоху (Э. Тоффлер, Л. Флориди).
Приведен ряд примеров, иллюстрирующих историю и специфику механизма развития ювенойи в контексте конфликта поколений, а также внутренние и внешние факторы формирования ювенойяльного коллективного мышления.
Слайд 9
Классификации культур М. Мид и Г. Хофстеда
Известный американский
антрополог Маргарет Мид, опираясь на критерий характера отношений между родителями и
детьми, выделила три основных типа культуры:
а) постфигуративный, где дети прежде всего учатся у своих предшественников;
б) кофигуративный, где дети и взрослые учатся у сверстников;
в) префигуративный, где взрослые учатся также у своих детей.
Слайд 10
Префигуративная культура - это культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций,
чем кофигуративная.
Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном
темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их.
"Дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов".
Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее.
Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших.
Теория поколений
Бэби-бумеры
К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Как правило, они заинтересованы в саморазвитии, коллективном труде и командной игре. Саморазвитие понимается ими как возрастающая способность к достижению коллективных целей.
В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.
Бэби-бумеры, как поколение со стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость.
Именно стабильные условия имеют здесь решающее значение, и мотивация у этих людей на достижение целей, можно даже не прибегать к использованию материальных выгод.
Поколение
X
Это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Их отличительными особенностями являются такие черты как умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления.
Основной мотивацией для поколения X служит потребность в интеграции в корпоративную культуру, желание быть уверенным в будущем и чёткое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендуется использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста.
Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то для людей, которые относятся к поколению X, наиболее интересен фиксированный оклад, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.
Слайд 13
Поколение Y
Это люди, которые родились с 1983 по 2003
годы.
Их понимание целеустремлённости и успешности отличается: в большинстве случаев
им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. Это же считается и их недостатком.
Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям.
Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических «заморочек» и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования.
Поколение Y предпочитает те организации, в которых наименьшее количество запретов и ограничений.
Здесь важна непринуждённая атмосфера, свободный стиль в общении с коллегами, возможность одеваться в привычной манере и т.п.
А ещё лучше будет, если рабочая обыденность будет чем-то напоминать игру, ведь это поколение взращено на компьютерных играх.
Слайд 14
Поколение Z
Те же, кто родился после 2003 года, относятся
к поколению Z. Этих людей пока что рано оценивать с
точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время.
Слайд 15
Масштабы разрушений удивляют и поражают.
А особенно – масштабы разрушений
внутри человека, внутри родителя и внутри ребёнка, внутри преподавателя и
внутри ученика, масштабы поражения разума, здравого смысла...
Вообще-то сегодня любому человеку становится ясно по крайней мере следующее: смыслы жизни заменяются извращёнными, выпяченными донельзя инстинктами.
Слайд 16
Термин «клиповое мышление» появился
в середине 1990-х годов.
Первоначально означал
особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания
теленовостей или видеоклипов.
Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.
Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров.
2008
30
Слайд 175 факторов,
породивших клиповое мышление:
ускорение темпов жизни;
потребность в скорости поступления
и актуализации и информации;
увеличение разнообразия поступающей информации;
увеличение количества дел, которыми
один человек занимается одновременно;
рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы
Слайд 18Особенности детей с клиповым мышлением:
Родились с «кнопкой на пальце»
Воспринимают краткую
и наглядную информацию
Нет долгосрочных действий
Конфликт поколений смазан
Родители – не безусловный
авторитет
Гиперопека со стороны общества
Не могут без социального взаимодействия
Уверенность в собственной исключительности
Не видят себя единым поколением
Модель постепенного продвижения к успеху не подтвердилась
Тихое (внутреннее) сопротивление
Слайд 19Особенности детей с клиповым мышлением:
Главное – найти свой путь
Установка на
гедонизм
Счастье – это и есть успех
Саморазвитие – это модно
Жизнь хороша,
когда разнообразна
Деятельность должна быть в радость
Установка на индивидуализм
Страстно хотят признания
Модно быть умным
Апология семейных ценностей
Слайд 20Особенности детей с клиповым мышлением:
Страх разочаровать родителей
Неправильный выбор – это
катастрофа
Свобода выбора не помощь, а затруднение
Страх «обычной» жизни
Страх одиночества и
социального несоответствия
Минимальный горизонт планирования
Главное ожидание- комфорт и спокойствие
Слайд 21Помним!!! Воля развивается в дошкольном
возрасте, и только на воле
надстраиваются
высшие чувства:
сострадание, эмпатия, патриотизм,
воодушевление, чувство долга, ответственность,
преданность, сотрудничество, отвага,
жизнерадостность…
Самоконтроль формируется только в живой среде!
Самой живой средой для ребенка должна стать семья.
Слайд 22Что для этого необходимо:
*Все коллективные повседневные действия рассчитаны на
развитие
самоконтроля.
*Много и жизнерадостно общаться внутри семьи и между
семьями.
*Читать!!!
Вместе, по ролям, инсценировки.
*Защищать и семью от чрезмерного проникновения в нее, оказывать
доверие семье.
*Формировать у подрастающего поколения уважительное отношение к родителям.
*Создавать и выпускать много роликов и фильмов о современных,
счастливых семьях – госзаказ! Демонстрировать их на территориях.
*Организовывать много социальных проектов и концертов силами
коллективов и спортсменов самой территории.
*Помогать всем семьям – успешным в том числе.
*Помогать талантливым детям и молодежи.
Слайд 23
-повышать цифровую грамотность семьи,
-своевременно формировать здоровое критическое мышление,
-формировать навыки противодействия
манипуляции,
-контролировать пребывание детей в интернете – не более 1
часа в сутки,
-полный запрет ночью любых экранов и гаджетов в спальной комнате,
-увеличение времени, потраченного родителями на детей через доверительные разговоры, игры, чтение книг, активный отдых.
Помоги себе сам
«Я призываю родителей,
учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет», - Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог.
Чем компенсировать:
*Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры.
*Разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования.
Помоги себе сам
Чем компенсировать:
*Откладывая воспитание
ответственности в ребенке, ребенок все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности. Для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный мотив.
*Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.
Помоги себе сам
Чем компенсировать:
*Тысячелетиями сознание
и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между словами.
*Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства.
*Сохранение и умножение письменно-речевой деятельности. Изучение каллиграфии и перьевого письма.
*Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни».
*Читать !!!!!!!!!!
Что посмотреть и почитать
Публикации:
«Трансгуманизм в
российском образовании. Наши дети как товар», О.Четверикова
«Манипуляция сознанием», «Евроцентризм – эдипов комплекс интеллигенции», «Потерянный разум», «Евреи и социализм», «Истмат и проблема Восток-Запад», «Советская цивилизация», С.Г.Кара-Мурза С.Е.Кургинян
Статьи о вреде интернета Арик Сигман
«Виртуальные дети», Крис Роуэн
«Антимозг», Манфред Шпитцер
«Смена разума,» Сьюзан Гринфилд (на анг. яз.)
Видео:
«Цифровое поколение: компетентность и безопасность» Г. Солдатова
«Цифровое поколение и цифровое слабоумие», Л. Стрельникова
«Дебилизация и уничтожение российского стада», В. Базарный
«Электронная школа будущего», О. Четверикова
«Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»
Помоги себе сам
Чем компенсировать:
*Организация правильного
режима дня; питания ребенка. Возвращения права на труд всем детям: детям полезно мыть, убирать за собой, полезно организовывать общественно-полезный труд, высаживать деревья, ухаживать за цветами и младшими/старшими.
*Педагоги, тренеры, родители– как образцы доброжелательного поведения в отношении окружающих, примеры для подражания в ЗОЖ, заинтересованности в познании и в проявлении альтруизма, сотрудничества, но и принципиальности, жизнестойкости, осознанности.
*С подростками - формирование реальной картины мира, навыков реальной, биологически-человеческой коммуникации, поощрение проявлений творчества, самостоятельности мышления, любознательности, активности, формирование нравственности, жизнестойкости в реальных ситуациях преодоления через походы, подвижные и спортивные игры, трудовые отряды.
*Учить «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) , развивать способности к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.
Слайд 29«Не падать духом», Норвежская статуя