Слайд 1Современные концепции филологического образования младших школьников
Плотникова Светлана Владимировна
(каб. 167)
plotnikova_sv@mail.ru
Слайд 2Разделы
Основные подходы к содержанию филологического образования
Филологические дисциплины в образовательных
стандартах второго поколения
Реализация концепций развивающего начального образования в обучении
русскому языку и литературе
Слайд 3Основные подходы к содержанию филологического образования
Филологическое образование – целенаправленное
обучение языку и литературе, которое обеспечивает
практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей
слова,
теоретическое постижение языка и речи,
приобщение к национальной картине мира, воплощенной в языковых формах, в произведениях фольклора и литературы,
приобщение к красоте и богатству художественного слова,
приобщение к отечественной и мировой культуре в целом.
Все это создает условия для личностного развития, духовно-нравственного совершенствования учеников, формирует языковую личность, ментальность, национально- культурную идентичность носителя языка.
Слайд 4Основные подходы к содержанию филологического образования
Личностно-ориентированный – направленность на
развитие личности обучающегося (в т.ч. развитие его как носителя языка,
т.е. языковой личности)
Слайд 5Результатом любого языкового образования является сформированная языковая личность, а результатом образования
в области иностранных языков – вторичная языковая личность как показатель
способности человека принимать полноценное участие
в межкультурной коммуникации.
Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью (Ю.Н.Караулов)
Три уровня в структурной модели языковой личности:
Вербально-семантический уровень, единицами которого являются отдельные слова как единицы вербальной ассоциативной сети.
Лингвокогнитивный уровень, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой личности в более или менее упорядоченную картину мира, отражающую иерархию ценностей.
Мотивационный уровень, единицы которого проявляются в коммуникативно-деятельностных потребностях личности.
Слайд 6Основные подходы к содержанию филологического образования
Личностно-ориентированный – направленность на
развитие личности обучающегося (в т.ч. развитие его как носителя языка,
т.е. языковой личности)
Культурологический – обеспечение культурной идентификации обучающегося, направленность на овладение культурой, воплощенной в языке, национальном фольклоре, литературе
Слайд 7Культурная идентификация - осознание принадлежности человека к той или иной
культурной общности путем самоотождествления с ее культурными образцами.
Культурные образцы в
том числе представлены и в языковой форме – в фольклоре, мифологии, произведениях литературы.
Важный компонент культурной идентификации – национально-этническая идентификация. Основой национально-этнической идентификациии является язык, который определяет способ мышления его носителей.
Слайд 8Предметная область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Главная
задача курса родного русского языка — показать, «как именно, с помощью каких
механизмов язык отражает культуру и как на деле культура живёт в языке» (В. Г. Костомаров), и на этой основе сформировать познавательный интерес к родному языку, а через него — к родной культуре.
Основные вопросы:
Что язык может рассказать нам о наших далёких и не очень далёких предках и о нас самих?
Почему язык сравнивают с зеркалом национальной культуры?
Почему язык — живой организм?
Почему надо заботиться о сохранении и развитии родного языка? И что каждый может для этого сделать?
Слайд 9Основные подходы к содержанию филологического образования
Личностно-ориентированный – направленность на
развитие личности обучающегося (в т.ч. развитие его как носителя языка,
т.е. языковой личности)
Культурологический – обеспечение культурной идентификации обучающегося, направленность на овладение культурой, воплощенной в языке, национальном фольклоре, литературе
Системно-деятельностный – обеспечение условий для овладения содержанием обучения в процессе активной деятельности
Коммуникативный – направленность на овладение умениями и навыками речевого общения
Компетентностный – направленность на развитие способности к самостоятельному решению проблем в самых разных сферах деятельности (т.е. формирование компетенций)
Слайд 10Какие ключевые и специальные компетенции формируются в филологическом образовании?
Компетентность –
«самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном
и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» (А.В.Баранников).
Коммуникативная – способность и готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию
Информационная – способность и готовность к поиску, получению, обработке и оценке информации
Читательская - готовность и способность к полноценному восприятию текста при чтении любых письменных текстов, к пониманию и осмыслению их содержания
Культуроведческая – постижение национальной культуры и приобщение к ней, осознание языка как ее отражения
Языковая – овладение средствами языка как условие успешной речевой деятельности
Лингвистическая – способность опознавать и анализировать явления языка
Слайд 11Требования к предметным результатам освоения
основной образовательной программы
начального общего
образования по русскому (родному) языку
формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Слайд 12Требования к предметным результатам освоения
основной образовательной программы
начального общего
образования по литературному чтению
понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Слайд 13Задание 1
В тексте ФГОС НОО и примерных программ по русскому
языку и литературному чтению найти подтверждения реализации названных подходов к
филологическому образованию. Сделать соответствующие выписки и прокомментировать.
Источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009. URL: https://fgos.ru
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 2015. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч.: Ч. 1. М., 2011.
Слайд 14Реализация концепций развивающего начального образования в обучении русскому языку и
литературе
Л.С.Выготский: Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития,
совершается в зоне ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками.
1940-е – 1960-е годы – выявление условий, при которых обучение становится развивающим.
Оформление двух школ:
- Л.В.Занкова (решающее значение имеет изменение методов обучения),
- Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (решающее значение имеет изменение содержания образования).
Слайд 15Концепции развивающего начального образования (доступные источники)
Выготский Л.С. Проблема обучения и
умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование.
1996. №4. С.5–18. URL: http://psyjournals.ru/files/2162/psyedu_1996_n4_Vygotsky.pdf.
Давыдов В. В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Психологическая наука и образование. 2000. №2. URL: http://psyjournals.ru/files/2412/psyedu_2000_ n2_Davydov.pdf
Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Психологическая наука и образование. 1996. №4. URL: http://psyjournals.ru/files/2164/psyedu_1996_n4_Zankov.pdf
Зверева М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова) // Психологическая наука и образование. 1996. №4. URL: http://psyjournals.ru/files/2170/psyedu_1996_ n4_Zvereva.pdf
Слайд 16Дидактическая система Л.В.Занкова
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого
учащегося в процессе усвоения им знаний, умений и навыков.
Общее развитие личности понимается как развитие ума, воли и чувств школьника, которое совершается в каждом ребенке в зависимости от его индивидуальных особенностей. Задача системы обучения и воспитания – помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильно развертывать их.
В соответствии с целью
сформулированы новые дидактические принципы;
обогащено содержание образования;
определены особые типические свойства методической системы;
создана система изучения результативности развития и усвоения знании, умений и навыков.
Слайд 17Дидактические принципы Л.В.Занкова:
обучение на более высоком уровне трудности (преодоление ребенком
трудностей, находящихся в зоне его ближайшего развития, способствует интенсивному развитию
ребенка, т.к. вызывает духовный подъем, веру в свои силы, интерес к учению);
ведущая роль теоретических знаний (установление закономерностей в процессе самостоятельного выявления существенных признаков и установления взаимосвязей);
изучение материала более быстрым темпом (отрицание однотипности решаемых учебных задач, механического повторения изученного, Л.В.Занков : «Жвачка – злейший враг развития»);
осознание процесса учения (развитие рефлексии);
работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных (каждый ученик в соответствии со своими способностями и возможностями вносит лепту в процесс учения, Л.С.Выготский: «Развитие – именно из сотрудничества»).
Слайд 18Типические свойства методической системы:
многогранность (в сферу учения вовлекаются все стороны
личности: эмоции, стремления, воля);
процессуальность (органическая связь между элементами содержания, истинное
познание каждого отдельного элемента все время прогрессирует в ходе овладения другими элементами, осознания целого);
коллизии (использование в процессе обучения возникающих противоречий между старым и новым знанием);
вариантность (возможность варьирования методической системы в зависимости от конкретных условий ее реализации в пределах, определяемых дидактическими принципами).
Слайд 19Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и
их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе
непосредственно развивают человека, а лишь при условии, что они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (в младшем школьном – учебной деятельности). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
В основе концепции развивающего обучения в начальной школе теория учебной деятельности.
Слайд 20«Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации
которого прямо ориентированы на закономерности развития» (В.В.Репкин).
Организовать такое обучение можно
в форме учебной деятельности, одна из главных общих целей которой состоит в развитии у младшего школьника заинтересованности и потребности в самоизменении.
Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении, характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения.
Слайд 21Дидактическая система
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Цель: Основной целью начального этапа развивающего
образования является формирование психологических механизмов учебной деятельности, т.е. механизмов, позволяющих
ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения.
Содержание: Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, т.е. той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определенного класса действий с изучаемым объектом.
Длительность: Данная цель может быть достигнута на протяжении первых 4-5-ти лет школьной жизни ребенка, чем и определяются границы первого этапа развивающего обучения.
Методы: Таким [соответствующим цели] методом является введение учителем в процессе обучения системы учебных задач и формирование у школьников учебных действий по их решению. Этот метод обучения (учения) – кратко можно назвать методом решения учебных задач – позволяет школьникам усваивать теоретические знания, которые как раз строятся согласно принципу восхождения от абстрактного к конкретному (или согласно движению мысли от общего к частному).
Слайд 22Особенности содержания развивающего обучения
«Обучение (учение) в данной образовательной системе начинается
не с усвоения способов решения элементарных частных задач (что характерно
для традиционной начальной школы), а с общих принципов решения задач определенного класса (орфографических, вычислительных и т.п.). Овладеть же этими принципами младший школьник может лишь при условии, что он осознает объективные основания своих действий в связи с изучаемым предметом (словом, числом), т.е. те свойства и отношения объекта, которые определяют возможности и закономерности его функционирования и преобразования и которые составляют содержание научных понятий о нем. Именно система научных понятий определяет содержание развивающего обучения уже на первом его этапе» (В.В.Давыдов).
Слайд 23Принципы построения содержания и способов обучения (учения)
1) Принцип поиска. В
обучении, организованном в форме учебной деятельности, знания не даются в
готовом виде (в виде образцов, правил, алгоритмов). Поиск способа решения новой задачи является мотивационным ядром учебной деятельности, той ценностной установкой учеников, которая складывается в виде формального эффекта обучения как личностно-смысловое образование, основа желания и умения учиться.
Слайд 24Принципы построения содержания и способов обучения (учения)
2) Принцип постановки учебной
задачи. Необходимость поиска способа решения новой задачи не диктуется требованиями
учителя, учебника или программы, она мотивирована для детей внутренней логикой содержания обучения. Когда ученики обнаруживают, что задача не может быть решена теми способами, которыми они уже владеют, они сами заявляют о необходимости поиска новых способов действия. Иными словами, уже начав действовать, уже стремясь получить результат, дети фиксируют невозможность его немедленного достижения и необходимость открытия «чего-то нового». То новое понятие или способ действия, который будет открыт классом под руководством учителя, не возникает для детей случайно; каждое следующее понятие с необходимостью вытекает из предыдущего.
Слайд 25Принципы построения содержания и способов обучения (учения)
3) Принцип содержательного обобщения.
Учитель направляет поисковые действия детей (их пробы, мнения, предложения, вопросы)
не на внешне чувственно-представленные, непосредственно наблюдаемые свойства вещей, а на общий принцип их строения. Вскрывая этот общий принцип посредством собственных действий, осуществляемых не в словесной, а предметно-чувственной форме, ребенок тем самым обнаруживает всеобщее основание нового понятия, т.е. выделяет генетически исходную абстракцию. То есть обобщение строится не через сравнение ряда объектов, а через такое преобразование единичного объекта, которое вскрывает его сущность и, поэтому, позволяет отождествить его с целым классом объектов.
Слайд 26Принципы построения содержания и способов обучения (учения)
4) Принцип моделирования. Всеобщее
отношение, которое дети обнаруживают, преобразуя объект изучения, не обладает чувственной
наглядностью и нуждается в особом – модельном способе презентации. В учебной модели фиксируется некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий учебной задачи, поэтому содержание этой модели отображает внутренние особенности объекта, не наблюдаемые непосредственно.
Учебная модель
помогает произвести в процессе ее построения абстракцию отношения от его предметных носителей,
будучи построенной, фиксирует отношение материально и позволяет производить с ней преобразования с целью открытия свойств отношения.
Слайд 27Принципы построения содержания и способов обучения (учения)
5) Принцип движения от
общего к частному. Ориентация школьников на всеобщее отношение целостного объекта
служит основой формирования у них понятия об исходной «клеточке» этого объекта. Однако адекватность «клеточки» своему объекту обнаруживается тогда, когда из нее выводятся многообразные частные проявления. Применительно к учебной задаче это означает выведение на ее основе системы различных частных задач, при решении которых школьники конкретизируют ранее найденный общий способ, а тем самым конкретизируют и соответствующее ему понятие.
Слайд 28Принципы построения содержания и способов обучения (учения)
6) Принцип соответствия содержания
и формы. Для того, чтобы дети смогли через собственные поисковые
действия открыть новый способ действия, необходимы особые формы организации совместной учебной деятельности класса и учителя. Основой этой организации является общеклассная дискуссия, в которой каждое высказанное предложение оценивается остальными участниками обсуждения с точки зрения соответствия способа действия и достигнутого результата. Предложения учителя подлежат такому же контролю и оценке, что и предложения учеников. При этом достоинства и недостатки предлагаемых способов действия оцениваются содержательно и ученики участвуют в выработке критериев контроля и оценки наряду с учителем. Благодаря этому, у школьников складывается способность к самоконтролю и самооценке как базисным компонентам умения учиться.
Слайд 29Задание 2
Подготовить сообщение об одной из современных методических систем начального
языкового или литературного образования с анализом: какие принципы положены в
основу? какие концепции филологического образования и как реализуются? Обязательны конкретные примеры из УМК (копии соответствующих страниц учебников/рабочих тетрадей с комментарием).
Для тех, кто учится дистанционно и занятия не посещает:
Выполнить сопоставительный анализ двух разных методических систем по указанным параметрам. Выявить сходство и различие в подходах к содержанию языкового (или литературного) образования младших школьников в сопоставляемых методических системах. Форма представления: реферат (см. ниже требования) или презентация. Конкретные примеры из УМК обязательны независимо от формы представления.
Слайд 30Требования к реферату
1. Во введении обоснована актуальность темы реферата, сформулирована
цель данной работы.
2. Основная часть реферата включает в себя
теоретические аспекты изучаемого вопроса, анализ его современного состояния на практике, а также примеры, иллюстрирующие практику реализации изучаемого вопроса.
3. В заключении представлены основные выводы, ясно сформулированные в тезисной форме.
4. Список использованной литературы включает не менее 7 источников и составлен в полном соответствии с действующим стандартом (ГОСТ). В тексте реферата имеются регулярные ссылки на источники информации, которые включают указание номера используемого источника (по списку литературы) и, в случае прямого цитирования, номера страницы, например: [4, с.15].