Слайд 1Современные концепции воспитания
Воспитание тогда хорошо, когда оно системно
Слайд 2Концепция воспитания -
это система взглядов педагога, группы педагогов на
воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы
организации, а также показатели его эффективности.
Слайд 3I. Концепция Системного построения
процесса воспитания
Разработана в 1991 году учеными
Института теории и истории педагогики АПН СССР и далее продолжена
и развита учеными Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой.
Слайд 4Воспитание –
целенаправленное
управление процессом
развития личности.
Главное – создание
условий
для целенаправленного
систематического развития
человека как субъекта
деятельности,
как личности
и как индивидуальности.
Слайд 5Принципы
Личностный подход
Гуманистический подход
Средовой подход
Дифференцированный подход
Природосообразность
Культуросообразность
Эстетизация среды
Слайд 6
II. Концепция системно-ролевой теории формирования личности ребенка
Автором теории является казанский
профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук ( 1991 год).
Слайд 7 Воспитание -
это процесс человековедения
(человековедение – значит вести к человеческому идеалу), протекающий как
целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
Слайд 8 Цель воспитания
заключается в
формировании
гармонически
развитой личности,
готовой полноценно
выполнять систему
социальных ролей.
Слайд 9III. Концепция.
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Концепция разработана
коллективом ярославских и калининградских ученых.
Рожков М.И.
Байбородова Л.В.
Гребнюк О.С.
Ковальчук М.А. и
др.
Слайд 10Воспитание -
педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия
по созданию условий для развития человека.
Слайд 11Создание таких
условий осуществляется
через включение
ребенка в
различные
виды социальных
отношений в учебе,
общении, игре,
практической
деятельности.
Слайд 12IV. Концепция.
Формирование образа жизни, достойного Человека.
Концепция Надежды Егоровны Щурковой, московского
профессора педагогических наук.
Слайд 13Воспитание -
целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества,
как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою
жизнь, достойную Человека.
Слайд 14Цель -
личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
В этой
концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт
многих педагогов.
Слайд 15Принципы
Принцип ориентации на социально-ценностные отношения
Принцип субъектности
Принцип принятия ребенка как данности
Основу
воспитательного процесса составляю такие направления как философическое, диалогическое и этическое
воспитание.
Слайд 16Механизм
формирования
образа жизни,
достойной
Человека
Слайд 17V. Концепция.
Воспитание ребенка как человека культуры
Данная концепция разработана известным ростовским
ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.
В фундамент концепции положен постулат «Век
техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации ХХ века к антропогенной цивилизации будущего».
Слайд 18Воспитание -
процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности,
культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Цель – это целостный человек культуры.
Слайд 19VI. Концепция.
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
Основные положения разработаны
членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом (1995 год). Продолжили
развитие концепции его ученики и коллеги Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др.
Слайд 20Воспитание -
специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных
качеств личности и образцов поведения.
Слайд 21Педагогическая поддержка
Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную
помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим
и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором.
Слайд 22VII. Концепция.
Самовоспитание школьников
Автор концепции – ярославский профессор Герман Константинович Селевко.
Главное
в становлении личности – процессы саморазвития.
Слайд 23Самовоспитание -
Процесс осознанного, управляемого самой личностью, развития, в котором в
субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются
ее качества и способности.
Слайд 24Цель –
воспитать активного, инициативного самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного
человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному
жизненному самосовершенствования.
Слайд 26VIII. Концепция.
Воспитание на основе потребностей человека
Автор концепции ижевский ученый Валерий
Петрович Созонов ( 2000г)
Воспитание – деятельность педагога, направленная на создание
психолого – педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьников.
Слайд 27Потребности школьников:
в творческой деятельности;
быть здоровым;
в защищенности, безопасности;
в уважении, признании;
в смысле
жизни;
в самореализации;
в удовольствии, наслаждении.
Слайд 28Цель –
обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей
личности учащихся.
Слайд 29Список использованной литературы
1. Байбакова ЛА., Еремкина О.В. и др. Методика
воспитательной работы. Учебное пособие. — Рязань, 1993.
2. Бондаревская Е.В., Кулъневич
С.Н. Педагогика. — Москва — Ростов-на-Дону, 1999.
З.Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. — Ростов-на-Дону, 1994.
4.Караковский ВА. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
5.Караковский ВА., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание, воспитание, воспитание. — М., 1996.
6.Корнетов Г. Какой быть школе XXI века// Учительская газета. 1993. №4.
Графические объекты: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&img_url=www.pravmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2F371.jpg&pos=0&rpt=simage
Слайд 30Презентацию подготовила
методист отдела воспитательной работы
МБОУ МЦ г. Иваново
Афанасьева Е.А.