Слайд 1Современные основы обучения
Владимир Рябчук
профессор кафедры
теории и организации физической культуры
Слайд 2
Преподаватель
Рябчук Владимир Владимирович
Кандидат педагогических наук, профессор
+7 921 302 09
35
ryabchuk-vv@yandex.ru
StudWell
Слайд 3Критерии успеваемости (зачет)
Наличие конспекта лекций.
Формулировка компетенций (устно).
Реферат – доклад по
теме в группе из 3 человек.
Слайд 4Темы реферат-доклад
Современная модель физкультурного образования.
Модель интегрированного обучения.
Модель продуктивного обучения.
Модель виртуально
распределённого обучения
Повышение квалификации педагогов
Инвариантная самостоятельная работа
Слайд 5Темы реферат-доклад
7. Интерактивное обучение.
8. Контекстное обучение.
9. Концентрированное обучение.
10. Разноуровневое обучение.
11.
Модульно-рейтинговое обучение.
12. Адаптивное обучение.
13. Коллективное обучение.
14. Парацентрическое обучение.
15. Индивидуально-образовательные технологии.
16.
Интегральное обучение.
17. Визуализация учебной информации.
18. Учебное проектирование.
19. Контроль качества обучения.
Слайд 7
Фундамент обучающей системы государства
Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями
2020 года
Включает все изменения до 6 февраля 2020 г.
Слайд 8Бакалавриат
первый, базовый уровень высшего образования,
магистратура — второй (особый случай
— современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом
выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр).
Магистратура — более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы.
Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.
Слайд 9Магистерские образовательные программы
Более глубокое освоение теории и практическую подготовку
студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности.
Руководят магистерскими программами преподаватели
высшей квалификации.
Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию.
Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.
Слайд 10Что такое компетенции и зачем они нужны
Один работник зашёл к
барину: почему ты мне платишь 5 копеек, а Ивану всегда
5 рублей?
Барин: вижу кто то едет, пойди посмотри. Да, едет. Что везут, узнай. Вроде сено. А откуда, пойди узнай. Да, вроде с Семеновских полей. А первый или второй покос, пойди узнай. Да вроде, второй. Сколько стоит, пойди узнай. В это время заходит Иван. Барин – мимо везли сено с Семёновских лугов, второй покос, продавали за 5 рублей, сторговал за 3. Во дворе разгружают. Поэтому Ивану 5 рублей а не 5 копеек.
Иван понимал, что нужно делать, знал как выполнить работу, и умел делать, то, что от него требовалось. Он имел профессиональные, знания, умения, навыки – умение анализировать ситуацию, проводить переговоры.
У Ивана развиты личностные качества необходимые для выполнения работы: наблюдательность, коммуникативные навыки, аналитические способности.
Был инициативен, умел принимать решения, чётко объяснял свои действия – развиты модели поведения.
Он хотел работать, имел сформированные мотивы и установки.
Иван был компетентен в своём деле, и у него были развиты компетенции, необходимые для выполнения данной работы.
Слайд 12Бессознательная некомпетентность
Это ситуация, когда вы что-то не умеете, но вы
даже не имеете представления, что именно нужно уметь.
Вы смотрите
на мир, где каждый чем-то занят и ваш мозг взрывается от тысячи видов возможной деятельности. Вы понимаете, что ничего из этого не умеете, вы не знаете, что именно нужно уметь и как этому научиться. Это самая страшная ступень компетентности, но с нее все начинают.
Слайд 13Сознательная некомпетентность
Это уже на ступень выше. Вы понимаете вашу цель,
вы понимаете, какой навык нужен для достижения цели, но вы
понимаете, что этого навыка у вас нет.
Слайд 14Сознательная компетентность
Третья ступень означает то, что вы уже умеете что-то
делать, но не можете этого делать закрытыми глазами. Вы делаете
это хорошо, но вы полностью сосредоточены.
Слайд 15Бессознательная компетентность
Это самый мощный инструмент любого человека. При третей ступени
бывают ошибки. Потому что концентрация может потеряться и сразу что-то
пойдет не так. На это четвертом уровне такого нет.
Здесь вам не нужно сосредотачиваться. Все происходит на автомате, а значит, нет ничего, что может отвлечь вас. Алгоритм выполнения действий заложен в вашем бессознательном.
Слайд 16Содержание компетенций
ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом
социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей в том числе особых
образовательных потребностей обучающихся.
Слайд 17Содержание компетенций
ПК – 2 способностью использовать современные методы и технологии
обучения и диагностики.
Слайд 18Содержание компетенций
ПК- 3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития
обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
Слайд 19
Обучение— это способ организации
образовательного процесса.
Является самым надежным путем
получения систематического образования.
В основе любого вида или типа обучения
заложена система: преподавание и учение.
Слайд 20
Преподавание — это деятельность учителя по:
- передаче информации;
- организации учебно-познавательной
деятельности учащихся;
- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
- стимулированию
интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
- оценке учебных достижений учащихся.
Слайд 21Цель преподавания
организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи
информации, контроля и оценки ее усвоения.
Эффективность учения предполагает также
взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Слайд 22
Учение — это деятельность ученика по:
- освоению, закреплению и применению
знаний, умений и навыков;
- само стимулированию к поиску, решению учебных
задач, самооценке учебных достижений;
- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности
Слайд 23
Цель учения
познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.
Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и
общем развитии учащегося.
Слайд 24
Учебная деятельность включает в себя
• овладение системами знаний и оперирование
ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов)
учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Слайд 25Внутренний критерий эффективности обучения
- успешность обучения и академическая успеваемость,
а также качество знаний и степень развития умений и навыков.
Слайд 26Эффективность обучения
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных
и запланированных результатов учебной деятельности (находит отражение в балльной оценке).
Слайд 27Эффективность обучения
Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом,
обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Слайд 28Эффективность обучения
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения
и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям
в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения.
То есть общая способность к усвоению знаний.
Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.
Слайд 29Эффективность обучения
Обученность — запас усвоенных понятий и способов деятельности.
То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному
в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Слайд 30Уровни процесса усвоения знаний
различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
запоминания
и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса
знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Слайд 31Показатель перспектив развития учащегося
способность ученика к самостоятельному решению учебных
задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью
учителя).
Слайд 32Внешний критерий эффективности
процесса обучения
степень адаптации выпускника к социальной
жизни и профессиональной деятельности;
темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект
обучения;
уровень образованности или профессионального мастерства;
готовность повысить образование.
Слайд 33Единство логик учебного процесса
Индуктивно-аналитическая - ориентирует на наблюдение, живое созерцание
и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление,
обобщение, систематизацию учебного материала.
Дедуктивно-синтетическая - ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.
Слайд 34Внешние закономерности обучения
- социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
-
воспитывающий и развивающий характер последнего;
- обучение всегда осуществляется в общении
и основывается на вербально-деятельностном подходе;
- зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
Слайд 35Внутренние закономерности обучения
- отношение между взаимодействием учителя и ученика и
результатами обучения;
- подчиненность результативности обучения способам управления процессом и активности
самого ученика;
- при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.
Слайд 36Дидактические принципы процесса обучения
• наглядности как заполнения пространства между конкретным
и абстрактным, в передаваемой информации;
• системности как целенаправленного упорядочивания знаний
и умений обучающихся;
• активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависимости от педагога;
• взаимосвязи теории и практики;
• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
• народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа.
Слайд 37 Цикличность процесса обучения
то есть повторяемость действий педагога и обучающегося
от постановки цели к поиску средств и оценке результата.
С
одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний.
С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке.
Слайд 38Методы обучения—это методы преподавания
Первая группа включает в себя методы передачи
и усвоения знаний ( словесные). К ним относят беседу, рассказ,
дискуссию, лекцию, работу с текстом.
Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты).
К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Слайд 39Виды обучения
В историческом наследии первым видом систематического обучения считают метод
постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины.
Слайд 40Догматическое обучение
Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение,
механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.
Слайд 41Развивающее обучение
Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить
учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к
независимости в повседневной жизни.
Слайд 42Развивающее обучение
Учитель выступает в качестве организатора поискового процесса, а не
просто «передатчика», транслятора знаний и истин.
Он организует процесс, активизирующий
память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся.
Учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства, диалога).
Слайд 43Объяснительно-иллюстративное обучение
Основная цель такого вида обучения — это передача-усвоение знаний
и применение их на практике.
Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель
стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. А также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Слайд 44Проблемное обучение
способ развития сознания человека через разрешение познавательных проблем,
содержащих в себе противоречия.
Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку
(учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем.
Слайд 45Программированное обучение
обучение рассматривается как сложная динамическая система.
Управление данной системой
осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других
технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи.
То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Слайд 46Модульное обучение
предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и
учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей.
Каждый
модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью.
Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины.
Слайд 47Стили обучения
Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей
системе методов и приемов обучения.
Они выступают как способ отношения педагога
к осуществляемой педагогической деятельности и общению.
Слайд 48Репродуктивный стиль обучения
Педагог просто излагает содержание материала и проверят уровень
его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая
альтернатив.
Мнения учащихся просто не учитываются.
Основу репродуктивного обучения составляет система требований учителя к быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков (перегружается память, а другие психические процессы — восприятие, воображение, альтернативное и самостоятельное мышление — блокируются.
Слайд 49Творческий стиль обучения
стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.
А
также поддержка педагогом инициатив своих подопечных.
При этом учитель отбирает
содержание учебного материала согласно критериям проблемности.
В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками.
Слайд 50Эмоционально-ценностный стиль обучения
Учитель строит взаимоотношения с учениками на основе
эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности.
Наиболее ярко
данный стиль обучения проявляется в игровых формах обучения, в процессе диалога.
То есть при выполнении таких заданий, которые способствуют выявлению самоощущения, самопознания, само понимания, самооценки.
Слайд 51Рассуждающе-импровизационный стиль
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и
результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.
Учитель отличается меньшей изобретательностью
в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ.
Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на уроке. Им присуща традиционность и осторожность в поступках.
Слайд 52Образовательные технологии
это система деятельности педагога и учащихся в образовательном
процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации
и взаимосвязи целей — содержания методов.
Слайд 53Структурно-логические
или заданные технологии обучения
представляют собой поэтапную организацию постановки
дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных
результатов.
Логика структурирования таких задач может быть: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.
Слайд 54Игровые технологии
представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся
через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения).
При
этом образовательные задачи включены в содержание игры.
В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Слайд 55Компьютерные технологии
реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих
программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Слайд 56Диалоговые технологии
связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества
на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и
решения учебно-познавательных задач.
Слайд 57Тренинговые технологии
это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных
действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты
и практические упражнения).
Слайд 58Секрет советской системы образования
высокий авторитет учителя;
продуманные глубокие программы, единые для
всей страны;
обилие бесплатных секций и кружков для всех детей;
требовательное отношение
к качеству и оценке знаний;
равные возможности для детей из любой семьи достичь успехов в обучении, спорте, искусстве;
Слайд 59Секрет советской системы образования
воспитательная функция школы – детям прививались высокие
моральные ценности: коллективизм, благородство, патриотизм, честность, взаимовыручка и помощь другим,
стремление принести пользу обществу, главенство общего над личным;
огромные вложения государства в систему образования и воспитания детей: небывалое количество Дворцов творчества, спорта, музыкальных и художественных школ, секций моделизма и конструирования;
правильная система профориентации и подготовки детей к вступлению во взрослую жизнь.
Слайд 60Послание Федеральному собранию президента
в январе этого года Владимир Путин
заявил о необходимости большей гибкости высшей школы для лучшего соответствия
меняющемуся рынку труда и предложил предоставить студентам возможность выбирать направление профессиональной подготовки начиная с третьего года обучения, а не с первого, как сейчас.
Слайд 61"2+2+2".
В эту схему заложен целый ряд инноваций для российского
высшего образования.
Во-первых, отложенный выбор, то есть возможность определить направление подготовки
после окончания второго курса, а не при поступлении.
Во-вторых, идея подготовки выпускников, которые смогут гибко встраиваться в рынок труда за счет широкой образовательной базы.
В-третьих, мобильность. Мы привыкли, что вся образовательная траектория проходит в одном вузе. Однако смена среды, подходов и людей вокруг создает дополнительный стимул для развития компетенций.
Должна появиться возможность смены университета после первой "двойки" и необходимость после второй — поступление на магистратуру в другой вуз.
Слайд 62Подход, стоящий за схемой "2+2+2", сформировался в США в первой
половине XX века.
Тогда создателям образовательного процесса топовых вузов нужно было
ответить на два вызова одновременно: необходимость широкого мировоззрения и профессиональных компетенций у выпускников.
Схема "от общего к частному", от общеобразовательных курсов к более узкой специализации, оказалась наиболее продуктивной и востребованной среди студентов.
Сейчас примерно 10% американских вузов работают так, еще 25% используют элементы схемы для элитных подразделений.
Слайд 63Поколение Z
Тысяча - поколение Z (лица в возрасте от
15 лет до 21 года),
тысяча миллениалов (участники в возрасте
от 22 до 28 лет) и тысяча родителей (их возраст варьировался от 30 до 60 лет).
Примерно каждый пятый представитель поколения Z и молодой миллениал сообщил, что не хочет поступать в вуз.
Многие участники опроса также выразили сомнение насчет эффективности традиционного образования.
Слайд 64Результаты опроса
Более 30% представителей поколения Z и 18% молодых миллениалов
сказали, что после окончания школы планируют отдохнуть год, прежде чем
куда-либо поступать.
При этом 89% «зумеров» и почти 79% миллениалов подумывают над тем, чтобы отказаться от традиционного четырехгодичного курса обучения в вузе.
Число миллениалов, склоняющихся к альтернативной схеме образования, выросло на 18% по сравнение с 2017 годов.
Число представителей поколения Z, желающих сделать годовую паузу перед поступлением, тоже неуклонно растет.
И благодаря быстрому развитию технологий и появлению работ для «цифровых кочевников», все больше компаний старается дать выпускникам возможность получить конкретные профессиональные навыки.
Слайд 65
Идея о том, чтобы не идти в вуз сразу после
школы может кому-то показаться непривычной, но на самом деле у
нее есть плюсы:
За год отдыха можно разобраться в себе.
Наличие навыков нового поколения. Многие работодатели не смотрят на наличие диплома — их больше интересуют конкретные знания и навыки. Если вы хорошо разбираетесь в современных технологиях, то можете пригодиться.
Возможность получить опыт работы. Опыт ценится превыше всего. А если у вас будут еще и актуальные знания, то вы точно пригодитесь.
Только доход и никаких долгов. Если сразу после школы вы начнете работать, то будете только зарабатывать, а не влезать в долги из-за оплаты обучения в вузе.
Удаленная работа поможет вам почувствовать свою ценность. Опыт цифровых кочевников показывает, что можно быть ценным сотрудником, не приходя в офис. Главное выполнять свою работу — так что можно устроиться на удаленку.
В вуз нужно поступать только с целью. Если вы поступаете в вуз, успев несколько лет где-нибудь проработать, то будете учиться с четким пониманием, зачем вам нужно высшее образование и как вы сможете его использовать в своей карьере.
Слайд 66Образование в области физической культуры и спорта
Образование в области физической
культуры и спорта - это готовность ребенка использовать свои знания,
умения и способности для решения двигательной задачи, достигаемая средствами физической культуры.
В отличие от специального образования, которое дается как профессиональное в средних и высших физкультурных учебных заведениях, "неспециальное физкультурное образование" понимается как процесс формирования специальных знаний, умений, двигательных навыков, а также как развитие физических способностей человека.
Слайд 67Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?