Слайд 1Современные проблемы науки и образования
___________________
доцент кафедры педагогики ВлГУ,
к.п.н., доц. Л.А. Романова
Слайд 2Феномен науки и
законы ее развития
План:
Понятие и функции науки
Отличительные признаки
науки
Общие закономерности развития науки
Слайд 3Феномен науки и
законы ее развития
Слайд 4ПОНЯТИЕ НАУКИ
Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных
знаний о мире. (Философская энциклопедия)
Область культуры, связанная
со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. (Энциклопедия по культурологии)
Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. (Энциклопедия эпистемологии и
философии науки)
Слайд 5 Наука – особый вид познавательной деятельности человека, направленный
на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании,
на основе которых происходит преобразование человеком действительности.
(Гуманитарная энциклопедия)
Слайд 6ФУНКЦИИ НАУКИ
познавательная
культурно-мировоззренческая
функция непосредственной производительной силы
функция социальной силы
Слайд 7Наука как деятельность
(научно-познавательная деятельность по получению нового знания)
Наука как
результат
(исторически развивающаяся совокупность систематизированных определённым образом результатов интеллектуальной деятельности
– научных знаний, лежащих в основе научной
картины мира)
Наука как социальный институт
(области научных знаний и конституирующие их научные дисциплины)
Слайд 8Наука как деятельность
Цель – получение нового научного знания
Предмет – имеющаяся
теоретическая и эмпирическая информация, соотносительная с подлежащей решению научной проблемой.
Средства
– методы научного исследования (эмпирические и теоретические), способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы.
Результат научной деятельности – научные знания и научные методы.
Слайд 9
Наука как результат познания
Позна́ние – совокупность процессов, процедур и
методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Слайд 10 Наука – получение научных знаний о реальности
Зна́ние –
форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека
Зна́ние в широком смысле
– субъективный образ реальности в форме понятий и представлений
Зна́ние в узком смысле – обладание проверенной информацией
Слайд 11Специфические признаки (черты)
научного знания
системность, достоверность, критичность, общезначимость, преемственность,
прогнозированность, детерминированность,
фрагментарность,
чувственность, незавершенность,
рациональность, внеморальность,
абсолютность и относительность,
обезличенность, универсальность
Слайд 12Наука как социальный институт
Социальные институты – это организованные
объединения людей, выполняющие определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполнения членами социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Слайд 13
производители научного знания (ученые); исторически обусловленные формы разделения и кооперации научного труда;
научные
учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
методы научно-исследовательской работы;
понятийный и категориальный аппарат;
накопленные ранее научные
знания; др.
Слайд 14 XYII - XYIII вв.
Первые научные журналы, научные
общества
Процесс дифференциации и специализации научного знания (дисциплинарное построение научного
знания)
Слайд 15Исторические формы (диахронное многообразие науки):
Древневосточная преднаука
Античная научно-философская мысль
Средневековая европейская наука
Постнеклассическая
наука
Неклассическая наука
Классическая наука
Нового времени
Преднаука
Вяч. Семен. Стёпин
Наука
Слайд 16Синхронное многообразие науки
(по предмету и методу)
Естественные
науки
Гуманитарные
науки
Технические
науки
Слайд 17
Синхронное многообразие науки
(по удаленности от практики)
Фундаментальные и прикладные науки
Слайд 18НАУКА КАК ОСОБАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ
Культура – совокупность созданных
человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных
средств человеческой жизнедеятельности.
(Краткий словарь философских терминов)
Слайд 19Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры
Слайд 27ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики
Слайд 28Общие закономерности развития науки
Относительнаясамостоятель-ность развития науки
Слайд 29Общие закономерности развития науки
Преемственность в развитии научных теорий,
идей и понятий, методов и средств научного познания
Слайд 30 "...Создание новой теории не похоже на разрушение старого
амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже
на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта…"
(А. Эйнштейн)
Слайд 31Общие закономерности развития науки
Чередование в развитии науки периодов
относительного спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ
науки, системы ее понятий и представлений (смена научных парадигм)
Слайд 32Общие закономерности развития науки
Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки,
в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен
исследоваться приемами и методами другой науки
Слайд 33Общие закономерности развития науки
Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов
науки, открытое и свободное выражение различных мнений
Слайд 34Литература
Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки. – Изд.:
Инфра-М, 2014.
Никифоров А.Л. Философия и история науки: учеб. Пособие
для аспирантов и соискателей ученой степени. – Изд.: Инфра-М. – 2016.
Степин В.С. История и философия науки. – Изд.: Академический проект, 2014.
Золотухин В.Е. История и философия науки для аспирантов. – Изд.: Феникс, 2014.
Основы философии науки : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др. ; отв. ред. В. П. Кохановский]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008.
Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник для студентов высших учебных заведений / Е. В. Ушаков. – Москва : КноРус, 2008.