Слайд 1Современный этап развития социологии
Слайд 2Периодизация социологии ХХ века
Слайд 3Первый период: 20-30 гг. XX века
Зарождение 3 ведущих парадигм:
Символический интеракционизм
(Дж. Мид)
Феноменология (А.Щюц)
Структурный функционализм (Т.Парсонс)
Слайд 4Работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе
и Америке»
Связана с анализом иммиграции польского крестьянства в США в
начале ХХ в.
Причинами трудностей иммигрантов были выявлены такие:
Незнание англ. языка
Отсутствие необходимой квалификации
Остро стояла проблема адаптации польских крестьян к новым условиям жизни.
Слайд 5Томас и Знанецкий ставили задачу выявить не только статистические характеристики
иммиграции, но и социальное самочувствие переселенцев и особенности восприятия ими
новой жизни и новых ценностей.
Активно применялся метод изучения документов личного характера: дневники, автобиографии, воспоминания, письма крестьян из Америки в Польшу и ответы им – всего 754 письма). Активно использовались также данные польских архивов.
Слайд 6Результаты исследования Томаса и Знанецкого
Анализ жизни людей в новых условиях
на базе выявления их субъективного мнения и объективных обстоятельств позволил
социологам выявить 8 главных:
- индивидуализации (как она совместима с социальной сплоченностью)
- аномального (девиантного, отклоняющегося) поведения (преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм)
- занятости, отношения между полами, социального счастья (базирующегося на удовлетворенности деятельностью социальных институтов и организаций)
- борьбы рас (национальностей) и культур.
Слайд 7Особенности эмпирической социологии в 20-30 гг. XX века
бурное развитие,
растущий интерес к методике, технике и процедуре исследования.
проблематика социологических исследований
касалась наиболее острых проблем жизни и поведения социальных групп, связанных с девиациями.
Слайд 8Особенности эмпирической социологии в 20-30 гг. XX века
«Шайка» Ф.
Трешера (1927 г., посвящено описанию жизни молодых преступников);
«Гетто» Л.
Вирта (1928 г., раскрыты особенности образа жизни населения в изолированных – частях города; эмпирическое исследование было посвящено анализу судеб еврейских иммигрантов в Чикаго и проведено в еврейском гетто);
«Бродяга» Н. Андерсона (1923 г., эмпирическое исследование среди бездомных, выражаясь современными отечественными терминами – бомжей);
«Неприспособленная девушка» У. Томаса (1923-й, исследуются особенности поведения, профессиональные занятия, социальные отклонения, в том числе и проституция, молодых женщин, в основном иммигранток);
«Золотой берег и трущобы» Х. Зорбо (1929 г., в книге на материалах конкретных исследований показываются разительные контрасты между богатыми, расположенными в центральной части Чикаго, кварталами и нищенскими районами города).
Слайд 9Второй период (1940 – 1960-е гг.)
Появляются новые парадигмы:
Парадигма обмена (Дж.
Хоманс, П.Блау)
Парадигма конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф)
Этнометодология (Г. Гарфинкель)
Слайд 10Второй период (1940 – 1960-е гг.)
Ключевые теории:
П.Сорокин: «Концепция социокультурной динамики»
Т.
Парсонс: Теория социальной системы и социального действия, структурно-функциональный анализ
Теории
среднего уровня и функциональный анализ Р. Мертона.
Слайд 11П. СОРОКИН: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА
Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889
– 1968), переехал в США осенью 1923 года.
Первые годы американского
периода деятельности он работал в университетах штатов Миннесота, Иллинойс и Висконсин, с осени 1930 г. – в Гарвардском университете, куда был приглашен возглавить новый социологический факультет
Слайд 12
П.А. Сорокин: Основные идеи работы «Социология революций»
революции, несмотря на побуждения
самих революционеров, из меняют поведение людей не в лучшую сторону,
культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение.
революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита.
Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов в России в связи с прекращением войны
Слайд 13П.А. Сорокин: Основные идеи работы «Социология революций»
Закон позитивной и негативной
поляризации:
Люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества
становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), другая – к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс).
Индивиды могут тяготеть либо к одному, либо к другому полюсу.
В обществе может наблюдаться рост ожесточения, криминальных деяний, эгоизма, самоубийств, тупой покорности судьбе, равно как и активизация творческих усилий, альтруизма, стремления жить по моральным заповедям.
Слайд 14
П.А. Сорокин: Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
«Социальная стратификация означает
дифференциацию некой данной совокупности людей на иерархически соподчиненные классы. Она
проявляется в наличии высших и низших слоев. Ее основа и сама сущность состоит в неравномерном распределении прав и привилегий, обязанностей и ответственности, социальных благ и лишений, социальной власти и влияния среди членов того или иного сообщества».
Слайд 15Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Она
есть всюду – в экономике и политике, науке, культуре и
образовании и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает.
Невозможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).
Столь же нормальным и естественным состоянием общества является социальная мобильность.
Слайд 16Социальная мобильность
«любое перемещение индивидуального или социального объекта или
ценности – всего, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из
одного положения в другое».
Мобильность различается по:
направленности (горизонтальная и вертикальная, последняя рассматривается как восходящая и нисходящая)
по форме (коллективная и индивидуальная)
Слайд 17Основные механизмы мобильности
семья,
школа,
церковь,
армия,
всевозможные профессиональные, экономические и
политические организации.
Слайд 18Образование как канал социальной мобильности
«В обществах, где «школы» были
доступны всем членам, школьная система представляла собой "социальный лифт", передвигающийся
с самых нижних этажей общества до самых верхних. В обществах, где школы вообще или школы привилегированные доступны только их высшим слоям, школьная система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перевозящий вверх и вниз лишь обитателей этих верхних этажей. Но даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев общества удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься».
Слайд 19П.А. Сорокин: Концепция социокультурной динамики
направлена на объяснение эволюционных изменений в
обществе через трансформации культуры, содержит анализ движущих сил социальных изменений
в обществе.
общественная реальность в историческом срезе - это иерархия различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными – суперсистемами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык.
Слайд 20П.А. Сорокин: Концепция социокультурной динамики
В каждую историческую эпоху доминирует и
господствует одна из культурных суперсистем
Исторический процесс – смена типов культур
Три
типа культур: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный.
Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.
Слайд 21П.А. Сорокин: Концепция социокультурной динамики
Слайд 22ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Т. ПАРСОНСА
Основные
концепции Парсонса:
Теория социального действия,
Теория социальной системы
Структурно-функциональный анализ.
Слайд 23Теория социального действия Т.Парсонса
1937 г. , «Структура социального действия»
Любое социальное
действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица (актора), во- вторых, конкретной
ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний.
Само действие характеризуется наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), а также нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей .
Действие включает в себя: «конкретную цель, конкретные средства, конкретные условия (институциональные правила) и конкретную норму, управляющую отношениями между средствами и целью.
Слайд 24Теория социальной системы Т.Парсонса
Развитие Парсонсом системного подхода применительно к
анализу общества, заключающееся в обосновании возможности сохранения в нем равновесия,
порядка, согласованности, сбалансированности частей ;
На разработку Парсонсом теории социальной системы серьезное влияние оказали труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и «отца» кибернетики Н. Винера.
Слайд 25Теория социальной системы Т.Парсонса
Общество является не закрытой, а открытой
системой.
Закрытые системы стремятся к росту энтропии (беспорядка), тогда как открытые
стремятся постоянно поддерживать за счет поиска путей, условий, факторов взаимодействия с окружающей средой;
Социальные системы - это открытые системы, находящиеся в ситуациях постоянного взаимообмена на входах в окружающую среду и выходах из нее. Они изначально дифференцированы на различные подсистемы, которые также постоянно вовлечены в процессы взаимообмена.
Слайд 26Структурно – функциональный анализ
Важнейшая особенность любой системы – наличие в
ней структуры.
Структура - «совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений между
элементами.
Так как элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собой систему социальных отношений между акторами.
Слайд 27Чтобы система нормально функционировала, необходимо «соблюдение» ими четырех условий, четырех
системных требований:
каждая система должна приспосабливаться к своему окружению (потребность
адаптации);
каждая система должна иметь средства для достижения целей и мобилизации своих ресурсов (потребность целедостижения или целеполагания);
каждая система должна поддерживать свое единство и внутреннюю координацию своих частей (потребность интеграции);
каждая система должна стремиться к состоянию равновесия (потребность к поддержанию и соблюдению ценностного образца системы).
Слайд 28Т.Парсонс: Модель социальной системы
Слайд 29Парадигма конфликта
Льюис Козер (1913 – 2003)
Козер и Дарендорф противопоставили
собственные теории социального конфликта структурному функционализму, делавшему упор на стабильности
и равновесии социальной системы.
Конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе, «в различных социальных условиях социальные конфликты выполняют позитивные функции». Конечно, не все социальные конфликты выполняют позитивные функции, но социолог должен выявить те социальные контексты и социальные условия, в которых социальный конфликт помогает скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих». (Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. С. 25.)
Слайд 30Парадигма конфликта: Ральф Дарендорф (1929-2009)
В основе конфликта лежит противоположность интересов
и отношений его участников (сторон). Причем наличие противоречивых отношений объясняется
глубоким различием интересов.
Конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен.
Чтобы использовать его роль в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не разрешение и тем более не подавление, а регулирование конфликта.
Слайд 31Парадигма конфликта: Ральф Дарендорф (1929-2009)
Конфликт - «структурно произведенные отношения
противоположности норм и ожиданий, институтов и групп».
Суть социального конфликта, по
Дарендорфу, – борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, выступающей следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги, а другие не имеют ничего.
Слайд 32Парадигма обмена
Общество состоит из взаимодействующих человеческих индивидов.
Социальные обмены «пронизывают» как
повседневную, обыденную жизнь людей, так и деятельность многих общественных структур
(институтов, организаций).
Слайд 33Парадигма обмена: Джордж Хоманс (1910 – 1989) и Питер Блау
(1918 – 2002)
Функционирование человека и общества базируется на обмене широко
понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др.
Стремление человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения.
Благодаря обмену в обществе имеют место различные структурные образования (социальные институты и организации) и механизмы отношений, такие как признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь.
Слайд 34Шесть аксиоматических положений (постулатов) теории обмена (по Хомансу)
Чем чаще соответствующие
действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут
осуществляться ими с определенной частотой и дальше (аксиома успеха)
Если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожеее) действие (аксиома стимула).
Чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем (аксиома ценности).
Слайд 35Шесть аксиоматических положений (постулатов) теории обмена
Чем чаще в недавнем прошлом
индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него
любое последующее получение этой награды (аксиома пресыщения).
Если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение (аксиома агрессии).
При выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая (аксиома рациональности)
Слайд 36Символический интеракционизм
Символический интеракционизм противостоит структурному функционализму.
Джордж Герберт Мид –основоположник, закончил
Гарвардский университет, был профессором и преподавателем Чикагского университета до 1931.
Слайд 37Символический интеракционизм
Анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического
содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия.
Основными символами,
с которых осуществляется взаимодействие, выступают жесты, ритуалы и, в первую очередь, язык.
Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия – это один из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности и в получения картины общества.
Слайд 38Парадигма символического интеракционизма Дж.Мида
Центральные понятия - межиндивидуальное взаимодействие и социальный
акт.
Социальный акт - диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен
установками и действиями между ними.
Два его типа социального акта как взаимодействия – несимволическое и символическое взаимодействие.
Несимволическое - непосредственная реакция людей на действия друг друга. Символическое - обмен «установками, смыслами и значениями» в различных формах, в первую очередь языковой (жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации).
Слайд 39Третий этап: 70-е – первая половина 80- х гг.
Появление новых
концептуальных направлений:
- Постиндустриализм Д. Белл, А. Турен
- Неофункционализм (Дж.
Александер, П.Коломи)
Дальнейшее развитие структурного функционализма в творчестве Н.Лумана
Слайд 40Четвертый период: вторая половина 80-90 гг – по наст. время
– постклассический этап
Теория структурации Э.Гидденса
Постмодернизм З. Баумана
Теория социального пространства П.Бурдье
Теория
социальных изменений П.Штомпки
Слайд 41Постклассическая социология
Системная трактовка общества, новое осмысление классического социологического наследия, доминирование
макросоциологического анализа.
Наличие большого количества теоретически сконструированных типов общества: индустриальное и
постиндустриальное общества, общество модерна, информационное общество, сетевое общество, и нанообщество.
Интегративные тенденции в социологии и акцент на активности социального субъекта.
Слайд 42Теория систем Н. Лумана
Одна из наиболее глубоких теорий системного анализа;
Основной
признак общества – наличие в нем коммуникации. Коммуникация - важнейший
элемент социальной системы.
Социальная система и общество как главная ее разновидность характеризуется у Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводством. Общество рассматривается как самореферентная социальная система, умеющая организовать саму себя.
Таким образом, центральное понятия социологической теории у ученого занимает «система» (а не «действие»), постольку его мало волнует действующий субъект.
Слайд 43Теория структурации Э.Гидденса
Энтони Гидденс (род. в 1938 г.), профессор Кэмбриджского
университета
Основные положения теории струкрутрации изложены в работе 1984 г. «Конституирование
общества: очерк теории структурации.
Уровень мотивации - потенциал действия, как те желания (осознанные и неосознанные), которые побуждают агента к действию.
Рационализация действия – это способность индивида рутинно и без особой суеты поддерживать понимание оснований своей деятельности. Это развитие повседневных, рутинных практик, которые дают акторам не только ощущение безопасности, но и позволяют эффективно действовать в социальной жизни.
Рефлексивный мониторинг действия характеризуется Гидденсом как непрерывное отслеживание индивидом своих действий, действий других людей, а также существующих и складывающихся условий действия.
Слайд 44Теория структурации
Уровень мотивации - потенциал действия, желания (осознанные и неосознанные),
которые побуждают агента к действию.
Рационализация действия – это способность
индивида рутинно и без особой суеты поддерживать понимание оснований своей детельности. Это развитие повседневных, рутинных практик, которые дают акторам не только ощущение безопасности, но и позволяют эффективно действовать в социальной жизни.
Рефлексивный мониторинг действия характеризуется Гидденсом как непрерывное отслеживание индивидом своих действий, действий других людей, а также существующих и складывающихся условий действия.
Слайд 45Теория структурации Гидденса
Одним из центральных понятий этой теории является понятие
агента (социального агента);
Он описывает агента через трехуровневую модель социального агента.
Она включает в себя три уровня: мотивацию действия, его рационализацию и рефлексивный мониторинг действия.
Слайд 46Теория структурации
Поскольку социальные практики очень многообразны (в одной и той
же стране в разные периоды ее развития, в разных странах),
постольку возникает проблема их упорядочения. Именно это и делают люди как социальные агенты (активные социальные деятели) благодаря своим действиям.
Другими словами, их действия производят структуры – не как какие-то закостеневшие институциональные образования, а как живые, постоянно изменяющиеся социальные практики.
Структура в этом случае выступает как образец социальных отношений, существующий в данном времени и в данном пространстве.
Слайд 47Теория структурации
Термин «структурация» направлен на выявление потенциала понятия «структура» как
категории динамической (в отличие от традицион- ной статической ее трактовки).
Рассматривая понятие структуры, Гидденс стремится показать его богатые возможности, выходящие далеко за пределы традиционного использования этого понятия.
Одна из таких новых возможностей – характеристика структуры как порядка воспроизводства социальных практик во времени и пространстве.