Разделы презентаций


Специальная психология

Содержание

Специальная психология как наукаОпределениеИстория (Л.С. Выготский)Классические и новые направления специальной психологииОбъект и предметЦельЗадачиСмежные науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Специальная психология
общие вопросы

Специальная психологияобщие вопросы

Слайд 2Специальная психология как наука
Определение
История (Л.С. Выготский)
Классические и новые направления специальной

психологии
Объект и предмет
Цель
Задачи
Смежные науки

Специальная психология как наукаОпределениеИстория (Л.С. Выготский)Классические и новые направления специальной психологииОбъект и предметЦельЗадачиСмежные науки

Слайд 3Ученые-психологи, внесшие вклад в развитие специальной психологии
Л.С. Выготский
А.Р. Лурия
Т.А. Власова
В.И.

Лубовский
И.А. Зимняя
Л.В. Занков
Ж.И. Шиф
В.В. Лебединский и другие

Ученые-психологи, внесшие вклад в развитие специальной психологииЛ.С. ВыготскийА.Р. ЛурияТ.А. ВласоваВ.И. ЛубовскийИ.А. ЗимняяЛ.В. ЗанковЖ.И. ШифВ.В. Лебединский и другие

Слайд 4Общее в нормальном и аномальном развитии
Единая структура психики
Общие закономерности развития


Роль деятельности в развитии психических функций (принцип ведущей деятельности, классификация

Д.Б. Эльконина)
Роль общения и речи в формировании ВПФ Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.
5) Ведущая роль обучения в психическом развитии (ЗБР)

Общее в нормальном и аномальном развитииЕдиная структура психикиОбщие закономерности развития Роль деятельности в развитии психических функций (принцип

Слайд 5Структура психики
1. Психические процессы (познавательные, эмоциональные волевые)
2. Психические состояния
3.

Психические свойства
4. Психические образования

Структура психики1. Психические процессы (познавательные, эмоциональные волевые)2. Психические состояния 3. Психические свойства 4. Психические образования

Слайд 6Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:

1. Качественное

своеобразие каждого возрастного этапа. Новообразования в развитии
В норме,

при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.
2. Сензитивность развития
3. Кризисность развития
4. Компенсаторность развития (компенсация – психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных (пластичность психики и ее способность к восстановлению).
5. Индивидуализация

6. Вариативность (отсутствие жесткой предопределенности)


Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:1. Качественное своеобразие каждого возрастного этапа. Новообразования в развитии

Слайд 7Специфические закономерности аномального развития (дизонтогенеза)
Сложная структура дефекта (первичные и вторичные

нарушения)
Неравномерность развития психических функций (асинхрония как диспропорции в развитии в

отличие от гетерохронности в случае нормы)
Сниженная способность к приему и переработке информации
Изменения в развитии личности
Своеобразие межкомпенсаторных процессов (внутрисистемная компенсация- привлечение сохранных нервных элементов пострадавших структур и межсистемная компенсация – перестройка функциональных систем и включение в работу новых элементов из других структур)

Специфические закономерности аномального развития (дизонтогенеза)Сложная структура дефекта (первичные и вторичные нарушения)Неравномерность развития психических функций (асинхрония как диспропорции

Слайд 8Этиология дизонтогенеза
Биологические факторы (время повреждения мозга, тканей и органов; мозговая

локализация процесса и степень его распространенности, интенсивность повреждения мозга)
Социальные факторы

(микросоциально-педагогическая запущенность, обусловленная культуральной депривацией)
Этиология дизонтогенезаБиологические факторы (время повреждения мозга, тканей и органов; мозговая локализация процесса и степень его распространенности, интенсивность

Слайд 9Клинические проявления дизонтогенеза
Негативные симптомы болезни
Продуктивные симптомы болезни
Возрастные симптомы болезни (сомато-вегетативный

0 – 3 года, психомоторный 4 – 10 лет, аффективный

7 – 12 лет, эмоционально-идеаторный 12 – 14 лет

Клинические проявления дизонтогенеза Негативные симптомы болезниПродуктивные симптомы болезниВозрастные симптомы болезни (сомато-вегетативный 0 – 3 года, психомоторный 4

Слайд 10Параметры дизонтогенеза (В.В. Лебединский)
Функциональная локализация нарушения (частный дефект, общий дефект)
Время

поражения (0 – 3 года и 11 – 15 лет

– наибольшая интенсивность развития и уязвимость по отношению к вредностям)
Регресс – возврат функции на более ранний возрастной уровень


Параметры дизонтогенеза  (В.В. Лебединский)Функциональная локализация нарушения (частный дефект, общий дефект)Время поражения (0 – 3 года и

Слайд 11Параметры дизонтогенеза
3) Взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями
Вторичный дефект как

основной объект в психологическом изучении и коррекции аномального развития (Л.С.

Выготский)
4) Нарушения межфункционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза.
Параметры дизонтогенеза3) Взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениямиВторичный дефект как основной объект в психологическом изучении и коррекции

Слайд 12Типы межфункциональных отношений в норме и патологии
Временная независимость

Изоляция
функций



Ассоциативный Патологическая
тип связей фиксация

Иерархический тип Недоразвитие
(гетерохрония) иерархических
координаций
(асинхрония в форме
ретардации и
акселерации)
Типы межфункциональных отношений в норме и патологииВременная независимость

Слайд 13Варианты дизонтогенеза (выделены на основе параметров дизонтогенеза) по В.В. Лебединскому
1)   недоразвитие,
2)  задержанное развитие,
3)  

поврежденное развитие,
4)   дефицитарное развитие,
5)   искаженное развитие,
6)   дисгармоничное развитие.
Данная классификация дифференцирует

отдельные варианты, исходя из основного качества нарушения развития.
Примерами отдельных видов патологии в каждом варианте являются:
1 – задержка психического развития (замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах);
2 – умственная отсталость (олигофрения);
3 – умственная отсталость (деменция);
4 – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы);
5 – ранний детский аутизм;
6 – стойкая врожденная или приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, патохарактерологическое формирование личности).
Современными исследованиями выделен еще один вариант дизонтогенеза – психосоматический, при котором отклонения в развитии обусловлены соматическими заболеваниями, имеющими психогенную природу.
Варианты дизонтогенеза (выделены на основе параметров дизонтогенеза) по В.В. Лебединскому1)   недоразвитие,2)  задержанное развитие,3)   поврежденное развитие,4)   дефицитарное развитие,5)   искаженное

Слайд 14Поврежденное психическое развитие
Органическая деменция
Этиология: инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные

заболевания мозга.
Возникает или начинает грубо прогрессировать после 2 – 3

лет.
Поврежденное психическое развитиеОрганическая деменцияЭтиология: инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные заболевания мозга.Возникает или начинает грубо прогрессировать после

Слайд 15Виды органической деменции
По этиологическому критерию: эпилептическая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и

др.)
По динамике протекания:
Резидуальная (поражение мозга травмой, инфекцией, интоксикацией)
Прогрессирующая (хронически протекающие

заболевания)
Виды органической деменцииПо этиологическому критерию: эпилептическая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и др.)По динамике протекания:Резидуальная (поражение мозга травмой, инфекцией,

Слайд 16Структура дефекта
Парциальность расстройств (грубые локальные корковые и/или подкорковые нарушения). Чаще

наблюдается сочетанная корково-подкорковая дифицитарность и как следствие стойкий, часто необратимый

регресс ряда функций

Структура дефектаПарциальность расстройств (грубые локальные корковые и/или подкорковые нарушения). Чаще наблюдается сочетанная корково-подкорковая дифицитарность и как следствие

Слайд 17Проявления дефекта
Инертность мышления
Истощаемость
Дезорганизация психической деятельности
Нарушение критичности мышления
Расторможенность влечений
Энцефалопатические расстройства (немотивированная

агрессия и т.д.)
Парезы, параличи, судорожные припадки

Проявления дефектаИнертность мышленияИстощаемостьДезорганизация психической деятельностиНарушение критичности мышленияРасторможенность влеченийЭнцефалопатические расстройства (немотивированная агрессия и т.д.)Парезы, параличи, судорожные припадки

Слайд 18Первичный и вторичный дефект при деменции
Первичный: различная локализация повреждений

Вторичный

обусловлен спецификой первичного поражения («снизу вверх»): от поврежденной частной функции

к регуляторной, от поврежденных подкорковых образований – к коре


Первичный и вторичный дефект при деменции Первичный: различная локализация поврежденийВторичный обусловлен спецификой первичного поражения («снизу вверх»): от

Слайд 19Нарушения межанализаторных связей
Распад иерархических связей с явлениями изоляции (расторможением подкорковых

функций)
Ретардация формирования ВПФ
Явления регресса со стойкой фиксацией функций на более

ранних этапах развития

Нарушения межанализаторных связейРаспад иерархических связей с явлениями изоляции (расторможением подкорковых функций)Ретардация формирования ВПФЯвления регресса со стойкой фиксацией

Слайд 20 Дефицитарное психическое развитие
Психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной

либо моторной сферы

С недостаточностью слуха
С недостаточностью зрения
С

недостаточностью развития моторной сферы



Дефицитарное психическое развитие  Психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной либо моторной сферы С недостаточностью

Слайд 21Этиология нарушений сенсорной сферы
Экзогенные факторы: генетические факторы, инфекционные заболевания

во время беременности (краснуха, корь, грипп, туберкулез, сифилис и др.),

интоксикации матери
Эндогенные факторы: инфекции (особенно менингиты), опухоли мозга, отиты (нарушения слуха)
Этиология нарушений сенсорной сферы Экзогенные факторы: генетические факторы, инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, корь, грипп, туберкулез,

Слайд 22Виды сенсорных нарушений
Слух: глухие и слабослышащие
Зрение: слепые, слабовидящие, дети

с пониженным зрением, нормально видящие
Дети с амблиопией и косоглазием

Виды сенсорных нарушений Слух: глухие и слабослышащиеЗрение: слепые, слабовидящие, дети с пониженным зрением, нормально видящие Дети с

Слайд 23Структура дефекта
Зависит от
степени выраженности сенсорного дефекта
времени возникновения дефекта


Структура дефектаЗависит отстепени выраженности сенсорного дефекта времени возникновения дефекта

Слайд 24Проявление дефекта
Слух. Негрубые отклонения в речи при негрубых нарушениях: смазанность

артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих

со свистящими, бедность речевого запаса и т.д. или немота при полном выпадении слуха.
Зрение. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов, слабость акта хватания и т.д. при полном выпадении зрения
Проявление дефектаСлух. Негрубые отклонения в речи при негрубых нарушениях: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков

Слайд 25Вторичные нарушения при дефектах сенсорной сферы
Слух. Речь, перцептивные обобщения,

формирование понятий, недостаточность словесного опосредования, замедление темпа развития мышления, общение

(эмоциональное общение)
Зрение. Нарушения движений, ориентации в пространстве, недостаточность словесного опосредования, замедление темпа развития мышления, недоразвитие эмоциональной сферы
Патологическое формирование личности дефицитарного типа (пониженный фон настроения, тенденция к аутизации, инфантилизм, иждивенческие установки)
Вторичные нарушения при дефектах сенсорной сферы Слух. Речь, перцептивные обобщения, формирование понятий, недостаточность словесного опосредования, замедление темпа

Слайд 26Компенсаторные возможности
Способы приспособления ребенка к тому или иному дефекту
Функциональные перестройки,

в основе которых лежат мобилизация резервных возможностей ЦНС и высокая

пластичность в формировании высших корковых функций, совершенствующаяся в процессе специального обучения
Компенсаторные возможностиСпособы приспособления ребенка к тому или иному дефектуФункциональные перестройки, в основе которых лежат мобилизация резервных возможностей

Слайд 27Этиология нарушений развития двигательной сферы

Генетические факторы
Внутриутробные, натальные и ранние постнатальные

поражения ЦНС

Этиология нарушений развития двигательной сферыГенетические факторыВнутриутробные, натальные и ранние постнатальные поражения ЦНС

Слайд 28Структура дефекта
Недостаточность различных отделов НС:
Подкоркового уровня организации движений (нарушение тонуса,

ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений)
Кортикального уровня (сила, точность

движений, формирование предметных действий)

Структура дефектаНедостаточность различных отделов НС:Подкоркового уровня организации движений (нарушение тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений)Кортикального

Слайд 29Детский церебральный паралич
Этиология: органические поражения ряда отделов мозга (как корковых,

так и подкорковых, среди которых одно из основных мест занимает

повреждение премоторных зон) в результате внутриутробных инфекций, интоксикаций, несовместимости крови по резус-фактору, недоношенности, асфиксии и т.д.)
Детский церебральный параличЭтиология: органические поражения ряда отделов мозга (как корковых, так и подкорковых, среди которых одно из

Слайд 30Виды ДЦП
Клиническая картина: параличи, парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса
Спастическая диплегия

(болезнь Литтля)
Двойная гемиплегия
Гиперкинетическая форма
Атонически-астеническая форма
Гемипаретическая форма
(классификация

К.А. Семеновой)



Виды ДЦПКлиническая картина: параличи, парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонусаСпастическая диплегия (болезнь Литтля)Двойная гемиплегияГиперкинетическая формаАтонически-астеническая формаГемипаретическая форма

Слайд 31Особенности развития ПФ при ДЦП
Интеллектуальное недоразвитие (вследствие массивности поражения мозга,

тогда речь идет о сложном дефекте)
Нарушение развития речи (дефектность ее

моторного компонента)
Дизартрия, моторная (реже сенсорная) алалия
Нарушение восприятия (пространственный гнозис, форма, пропорции, перспективы)
Нарушения эмоциональной сферы (склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, страхам)
Патологическое формирование личности дефицитарного типа (пониженный фон настроения, тенденция к аутизации, эгоцентричность, инфантилизм, иждивенческие установки)


Особенности развития ПФ при ДЦПИнтеллектуальное недоразвитие (вследствие массивности поражения мозга, тогда речь идет о сложном дефекте)Нарушение развития

Слайд 32Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм)
Впервые описал Л.Каннер в 1943г.

(чистый клинический синдром Каннера)
Патология шизофренного круга – Г.Е.Сухарева, О.П. Юрьева,

Л. Бендер, А.М. Кларк и др.)
РДА – искаженный вариант общего нарушения развития, основной чертой которого является нарушение потребности в общении в силу патологии, прежде всего эмоциональной и когнитивной сфер психики (по С.А. Морозову).

Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм)Впервые описал Л.Каннер в 1943г. (чистый клинический синдром Каннера)Патология шизофренного круга –

Слайд 33Этиология
Биологические факторы- наследственность 90%; поражения головного мозга (подкорковые структуры)
Психогенные факторы

могут усугублять аутизацию



ЭтиологияБиологические факторы- наследственность 90%; поражения головного мозга (подкорковые структуры)Психогенные факторы могут усугублять аутизацию

Слайд 34Первичный дефект при РДА
Первичный дефект при РДА однозначно не определен
Мнение

В.В. Лебединского:
снижение общего тонуса, в том числе психического (общая энергетическая

недостаточность, быстрая истощаемость и пресыщаемость, низкие сенсорные пороги, дефицит психической активности);


Первичный дефект при РДАПервичный дефект при РДА однозначно не определенМнение В.В. Лебединского:снижение общего тонуса, в том числе

Слайд 35Вторичные дефекты при СДА
нарушения инстинктивно-аффективной сферы
нарушение сенсорики
(особая сенсорная и эмоциональная

гипертензия (повышенная чувствительность)
нарушения двигательной сферы
нарушения речи
нарушения интеллекта


Вторичные дефекты при СДАнарушения инстинктивно-аффективной сферынарушение сенсорики(особая сенсорная и эмоциональная гипертензия (повышенная чувствительность)нарушения двигательной сферынарушения речинарушения интеллекта

Слайд 36Проявления РДА
Отсутствие (снижение) контактов с окружающими, уход в свой внутренний

мир, привязанность к неодушевленным предметам
Отрицательная эмоциональная доминанта (отрицательный фон ощущений,

эмоциональный дискомфорт)
Страхи (стремление к неизменности окружающей обстановки)
Стереотипии (в действиях, словах)
Своеобразная игра
Своеобразие речевых проявлений (мутизм, аутичная речь, эхолалии, неологизмы, бесцельное манипулирование звуками, фразами, отсутствие «я»)
Своеобразие мышления: неравномерность развития мышления, специфические особенности

Проявления РДАОтсутствие (снижение) контактов с окружающими, уход в свой внутренний мир, привязанность к неодушевленным предметамОтрицательная эмоциональная доминанта

Слайд 37Нарушения межанализаторных связей
Асинхрония проявляется в сочетании явлений ретардации и акселерации

Развитие речи обгоняет развитие моторики, абстрактное мышление опережает развитие наглядно-действенного

и наглядно-образного.
Нарушения межанализаторных связейАсинхрония проявляется в сочетании явлений ретардации и акселерации Развитие речи обгоняет развитие моторики, абстрактное мышление

Слайд 38Дисгармоническое психическое развитие (нарушения эмоционально-волевой сферы

Дисгармоническое психическое развитие (нарушения эмоционально-волевой сферы

Слайд 39Первичный и вторичный дефект
Нарушения в эмоциональной сфере (возможно в ее

физиологической основе – вегетативной и вегетативно-эндокринной системах)
Нарушения в развитии элементарных

и высших эмоций (патологически повышенная возбудимость элементарных эмоций и влечений тормозит формирование высших)


Первичный и вторичный дефектНарушения в эмоциональной сфере (возможно в ее физиологической основе – вегетативной и вегетативно-эндокринной системах)Нарушения

Слайд 40Нарушение межанализаторных связей
Различные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций

(задержка, недоразвитие или частичная акселерация формирования высших эмоций.
Дисгармония между эмоциональной

и интеллектуальной сферами (интеллект не регулирует эмоциональную сферу)
Нарушение межанализаторных связейРазличные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций (задержка, недоразвитие или частичная акселерация формирования высших

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика