Слайд 1Не машинами — моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми
—
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолет — аэропланом,
даже
светописью — фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.
Б. А. Слуцкий.
Слайд 2Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем
неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме
упомянутых Слуцким, связана эта эпоха?
Слайд 3Обзор русской поэзии конца XIX — начала XX века.
Серебряный
век русской поэзии
Слайд 4Владимир Иванович Вернадский.
Учение о биосфере и ноосфере –
основа
современной
экологии.
Иван Петрович Павлов.
Учёный физиолог.
Константин Эдуардович Циолковский.
Основоположник теоретической космонавтики.
Наука.
Слайд 5Василий Осипович Ключевский.
История
Древней Руси.
Евгений Викторович Тарле.
«Крымская война».
Слайд 6Николай Александрович Бердяев.
Философия экзистенциализмa.
Сергей Николаевич Булгаков.
Религиозная философия.
Павел Александрович Флоренский.
Религиозная философия.
Владимир
Сергеевич Соловьёв.
Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
Слайд 7СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Слайд 8Проблемный вопрос:
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Слайд 9«Символ – окно в бесконечность»
Ф.Сологуб
«Символизм-выражение идей посредством символов: в поэзии метафоричность, иносказательность, музыка, поэзия намеков»
В.Брюсов
Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю…
Я все уединенное.
Неявное люблю.
Я - раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
З. Гиппиус
Слайд 10Основа литературного течения – символизм:
- «Реалисты всегда являются наблюдателями, символисты
всегда мыслители…
- символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в
ней только свою мечту; они смотрят на жизнь из окна»
(«Элементарные слова о символической поэзии» К.Бальмонт)
Слайд 11Представители символизма
В.Брюсов
К.Бальмонт
А.Блок
З.Гиппиус
Слайд 12Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт
1867 -1942гг
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Моё единое отечество –
Моя
пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них.
Желаю случая, неверности,
Влюблён в движение и стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг - до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
[1903]
Слайд 13Александр Александрович Блок
1880-1921гг.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи
еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь -
начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Слайд 14Акмеизм- «акме», «цвет», «цветущая сила», «высшая степень»
«Для акмеистов сознательный смысл
слова…такая же прекрасная форма, как музыка для символистов…»
Дверь полуоткрыта,
Веют липы
сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Радостно и ясно-
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
А.Ахматова
Слайд 15Основа литературного течения - акмеизм:
-сознательный смысл слова;
-правдивость слова;
-поэт не
выразит себя, если не найдет достойную форму глубоким мыслям и
чувствам;
- поэзия не дар небес, а ремесло;
(«Утро акмеизма» О.Мандельштам)
Слайд 16Поэты-акмеисты
Ахматова А.А.
О.Э.Мандельштам
Н.Гумилев
С.Городецкий
Слайд 17«Пощечина общественному вкусу»
Основа литературного течения
- футуризм:
- стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»;
-
творчество - не подражание, а «продолжение природы»,
«язык –часть природы»;
«словотворчество и словоновшество»;
смешение стилей и жанров
«Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звездам выкать,
Мы узнали сладость рыкать»
В.Хлебников
Слайд 18Футуризм – от латинского слова (futurum) будущее
«Один
среди враждебной рати
Не их, не наш,
ни свой, ничей»
М.Волошин.
В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям.
Слайд 19Основа литературного течения - футуризм:
-представители антикультуры: задача -перестроить русскую
словесность, освободиться от слова как такового, разрушить синтаксис и грамматику
в целях
- стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»;
- творчество - не подражание, а «продолжение природы», «язык –часть природы»;
-«словотворчество и словоновшество»;
-смешение стилей и жанров;
Слайд 20Поэты - футуристы
Д.Бурлюк
А.Крученых
В.Маяковский
В.Хлебников
Слайд 21Проблемный вопрос:
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
Русский «серебряный век»
незабываем и неповторим.
Никогда- ни до, ни после – не было
в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени.
Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы