Слайд 1Основы экологической культуры
Целью является познание ценностных ориентаций и установок,
нацеленных на воссоздание, сохранение и развитие природно-социального богатства, накопленного обществом
на протяжении длительного периода исторического развития. При этом экологическая культура предстаёт как способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого понимания.
Слайд 2В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
социальные (научные, этические, эстетические, мировоззренческие,
педагогические – воспитательные и образовательные) аспекты экологии;
уметь:
применять полученные теоретические знания
в практической деятельности (исследованиях, образовании, воспитании, в сфере управления и практической экологической деятельности);
владеть:
знаниями и закономерностями связи общества и природы, методами сбора, обработки и синтеза экологической информации.
Слайд 3Экологическая культура
— часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных
морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и
природы[1][2]; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;
целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом[3].
С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением».
Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов[
Слайд 4История
В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло антагонистическое противоречие между ростом
населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с
одной стороны, — и возможностями экосистем, с другой.
Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению традиционных социоприродных структур. Стало очевидно, что метод проб и ошибок в вопросах природопользования, характерный для предыдущих периодов развития цивилизации, себя полностью изжил и должен быть полностью заменён научным методом, основой которого является научно обоснованная стратегия взаимоотношения человека с биосферой в сочетании с глубоким предварительным анализом возможных экологических последствий тех или иных конкретных антропогенных воздействий на природу[
Слайд 5Экологическая культура коренных народов
Хотя коренные народы различных регионов существенно отличаются друг от
друга культурой, историей и социально-экономическими условиями своего существования, у них
имеется и много общего.
Одна из таких общих черт — гармоничность сосуществования коренных народов и окружающей природной среды в местах проживания, наличие у этих народов богатого набора морально-этических норм, касающихся взаимоотношения человека и природы, то есть наличие высокой естественной экологической культуры
Слайд 6Современное состояние
В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и
природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь
общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности.
Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценён, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное: как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества
Слайд 7Экологическая культура и законодательство
В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён проект
федерального закона «Об экологической культуре», в котором определялись принципы взаимоотношения
органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды.
В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области
Слайд 8Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об
охране окружающей среды«
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N
174-ФЗ
"Об Экологической экспертизе«
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления«
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения«
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
"Об охране атмосферного воздуха"
Слайд 9Правовые основы работы в области экологического образования, просвещения и формирования
экологической культуры населения в Российской Федерации
Автор: Н.Ф. Церцек
Издание: Вопросы экологического образования, –
2008, – №3, – С.35–37
Осуществление конституционных прав человека в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации (1993 г.), и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации) в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи и создания условий для устойчивого развития страны требует высокой экологической культуры общества и каждого гражданина, формируемой постоянно и целенаправленно в процессе жизни и деятельности людей через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.
Слайд 10Формирование экологической культуры у населения страны осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, особо охраняемых
природных территорий, образования, культуры, средств массовой информации и др.:
– о средствах массовой информации (ФЗ «О средствах массовой информации» 1991 г.),
– об образовании (ФЗ «Об образовании» 1992 г.),
– о культуре («Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 г.),
– об особо охраняемых природных территориях (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.),
– о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.),
– об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г.) и других федеральных законов и подзаконных актов.
Слайд 11Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического воспитания,
образования, науки и культуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации
относятся к предметам совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аспекты экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры специально предметно расписаны только в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» или в специальных законах субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды или другим экологическим вопросам деятельности и специальных законах субъектов Федерации по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры.