Слайд 1Механическое движение. Система отсчёта
Учитель физики
МБОУ СОШ № 34
Новошахтинск Ростовской
области
Физика 10 класс
Слайд 2Цели урока
вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь
изучить понятия:
система отсчёта, перемещение,радиус-вектор, закон движения в векторном виде
научиться определять, когда
тело можно принять за материальную точку;
знать отличия траектории, пути и перемещения.
Слайд 3Мы живём в мире движущихся объектов
Слайд 4Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других
тел с течением времени
Слайд 5Механическое движение изучает
раздел механики
Основная задача механики – определение положения
тела в пространстве в любой момент времени
Слайд 7Материальная точка
Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется
материальной точкой
Слайд 8Траектория
Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с
течением времени, перемещаясь из одной точки в другую
Слайд 9Чем отличается
путь от перемещения?
Слайд 11перемещение
Перемещение – направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение с его
последующим положением
Слайд 12Путь и перемещение
Перемещение есть векторная величина.
Пройденный путь l равен длине
дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t.
Путь –
скалярная величина.
Слайд 13Путь и перемещение
L – путь
траектория
S – перемещение
S L
Слайд 14.
Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
Перемещение –
векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и
направлением.
При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Слайд 15Описать движение можно:
-с помощью таблиц
-графически
-аналитически
Уравнение движения тела х = 2 + 10t.
Слайд 17Тележка движется слева направо.
Для рассмотрения её движения введём:
Слайд 22Система отсчёта – тело
отсчёта, система координат, связанная с телом отсчёта, и прибор для
измерения времени
Слайд 25Рассмотрим движение материальной точки А с координатами (х,у,z) в момент
времени t .
Слайд 26Совокупность координат х(t), y(t), z(t) в момент времени t определяет
закон движения материальной точки в координатной форме,
тогда положение математической
точки можно задать вектором r.
Слайд 30• Человек едет в трамвае. Назовите тела, относительно которых человек находится
в со-стоянии покоя, а относительно которых — двигается.
• Зависит ли форма
траектории от выбора тела отсчета? Проиллюстрируйте ответ приме-рами.
• Приведите примеры ситуаций, в которых тело можно считать материальной точкой.
Слайд 31Пример 1
Тело переместилось из точки A с координатами (1;4) в
точку B с координатами (4;-2) . Сделать чертеж. На чертеже
показать радиус-векторы. Определить перемещение и его проекции на оси.
Слайд 32 ОА– радиус-вектор точки А,
ОВ – радиус-вектор точки В .
Вектор АВ — вектор перемещения.
Проекции вектора перемещения
на координатные оси на чертеже выделены зеленым цветом и равны (проекция
на ось ) и (проекция на ось ).
Модуль вектора перемещения:
Ответ
Перемещение тела равно 6,7 масштабных единиц
Слайд 33Пример2
Тело начало движение из точки S_0=0, дошло до точки S_1=8
м, затем начало двигаться обратно и дошло до точки S_2=-12
м. Считая движение прямолинейным, показать на чертеже расположение точек на траектории. Определить перемещение тела и расстояние, которое тело прошло за время движения.
Слайд 34Перемещение тела – вектор S0 S2, то есть вектор, соединяющий
начальное и конечное положения тела.
Модуль перемещения |S0 S2|=12 м.
Расстояние, пройденное
телом:
s =|S0 S1|+|S1 S0|+|S0 S2|
s=8+8+12 м
Перемещение тела равно 12 м, а расстояние равно 28 м.
Слайд 35Пример 3
Фигурист движется по окружности радиусом 20 м. За некоторое
время он проехал расстояние, равное половине длины окружности. Чему равны
путь и перемещение фигуриста?
Слайд 36Решение
Путь, пройденный фигуристом:
Перемещение фигуриста:
Ответ Путь, пройденный фигуристом 62.8 м, перемещение фигуриста
40 м.
Слайд 37Задачи
• Спортсмен проплывает водную дорожку в бассейне 2 раза. Найдите путь
и перемещение спортсмена, если длина дорожки в бассейне равна 50
м.
• Эскалатор поднимает неподвижного пассажира за 1 минуту. Если эскалатор неподвижный, то пассажир поднимается за 3 минуты. За какое время пассажир поднимается по эскалатору, который двигается вверх?
Слайд 38Работа с индивидуальными карточками