Слайд 1
Специфические особенности литературы
для детей дошкольного возраста
1. Понятие о
специфике детской литературы.
2. История появления литературы для детей.
Слайд 2«Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку
сделают, или воротник, или просто коврик для ног…»
Кот Матроскин
Слайд 31. Понятие о специфике детской литературы.
Зачем детям читать?
Слайд 4«Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем
тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по
дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…»
Слайд 5Вы знаете, что читать детям?
Вы знаете как читать детям?
Слайд 6«Детским писателем надобно родиться, а не сделаться»
В.Г. Белинский
Слайд 7Понятие «детская литература» включает в себя - как круг детского
чтения, так и литературные произведения, написанные специально для детей.
«Детское
чтение» – круг произведений, которые читаются детьми
В круг детского чтения входят:
1. Произведения устного народного творчества
2. Классическая литература (отечественная и зарубежная)
3. Современная литература (отечественная и зарубежная)
Слайд 8Специфика детской литературы в России была обоснована в статье Л.Толстого
«Кому у кого учиться писать, крестьянским
ребятам у нас, или нам
у крестьянских
ребят?»
1. Детская литература отдает предпочтение темам,
взятым из жизни своего читателя.
2. Язык детской литературы должен быть не просто
ярким, понятным ребенку.
Слайд 9А.Барто
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу
–
Потому что он хороший.
Слайд 10Генриетта Ляховская
Стать
Настоящим
Джинном
Вырастать –
Над кувшином
Вдруг огнём,
Становиться
Ловко в нём
Уместиться
Чтобы мог
малютка – джиннчик
Нужен маленький кувшинчик,
Беспокоится о сыне:
Взрослый джин в
большом кувшине
Чтобы что-нибудь понять,
Надо
Снизу вверх читать
Слайд 11Покровская А.К. Основные течения в современной детской литературе
3) Свои художественные
средства изображения
действительности:
анимизм
антропоморфизм
алогизм
Вера в одушевлённость природы
Наделение человеческими качествами животных,
предметов, явлений
Нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики
Слайд 12КУРИЦА
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны,
шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у
ворот -
Сказочку расскажет, песенку споёт.
К.И. Чуковский
Слайд 13В гостях
Мышь меня на чашку чая
Пригласила в новый дом.
Долго в
дом не мог войти я,
Все же влез в него с
трудом.
А теперь вы мне скажите:
Почему и отчего
Нет ни дома и ни чая,
Нет буквально ничего!
Даниил Хармс
Слайд 144) Художественные стихотворные приёмы
аллитерация
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил
как долотом.
(С.Маршак)
ассонанс
Август.
Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят
(В.Лунин)
повторение
одних и тех же
согласных звуков
повторение одних и тех же гласных звуков
Слайд 166) Особый тип сюжетосложения
Мальчик Боб своей лошадке
Дал кусочек шоколадки, —
А
она закрыла рот,
Шоколадки не берет.
Как тут быть? Подпрыгнул Бобик,
Сам себя
вдруг хлопнул в лобик
И с комода у дверей
Тащит ножницы скорей.
Распорол брюшко лошадке,
Всунул ломтик шоколадки
И запел: «Не хочешь в рот,
Положу тебе в живот!»
Боб ушел играть в пятнашки,
А за полкой таракашки
Подсмотрели и гуськом
Вмиг к лошадке все бегом.
Подбежали к шоколадке
И лизнули: «Очень сладко!»
Пир горой — и в пять минут
Шоколадке был капут.
Вот приходит Боб с прогулки.
Таракашки шмыг к шкатулке, —
Боб к лошадке: «Съела... ай!
Завтра дам еще, — будь пай».
День за днем — так две недели
Мальчик Боб, вскочив с постели,
Клал в живот ей шоколад
И потом шел прыгать в сад.
Лошадь кушала, старалась,
Только кошка удивлялась:
«Отчего все таракашки
Растолстели, как барашки?»
Слайд 177) Особый тип героя
1. маленький, равный по возрасту и по
росту читателю, но удалой , сильный, спешащий на помощь.
Это доблестный
Ваня Васильчиков:
Он боец
Молодец,
Он герой,
Удалой:
Он без няни гуляет по улицам
(К. Чуковский Крокодил )
2. терпящий бедствие, нуждающийся в
помощи, защите, совете, сострадании.
И спинка болит,
И животик
Болеет родной Бегемотик
(С.Козлов Больной бегемотик )
Слайд 183. не существующий в
реальной действительности, не имеющий в ней аналогов.
Это гном
Скрипаленок из одноименной сказки Н.Абрамцевой, домовенок
Кузька в сказке Т.Александровой
4.
герой-почемучка.
Он отличается жаждой
познания, задает множество неожиданных вопросов:
Алеша, герой произведения Б.Житкова Что я видел :
Я был
маленький и всех спрашивал: Почему? И меня за это
называли Почемучкой
Слайд 19А.С. Пушкин написал всего лишь два произведения для детей:
Душа моя,
Павел,
Держись моих правил;
Люби то-то и то-то,
Не делай того-то.
Кажись, тебе ясно.
Прощай,
мой прекрасный.
А знаете ли вы?
Слайд 202. История появления литературы для детей
Первым произведением, адресованным непосредственно детям,
было
«Поучение»
Владимира Мономаха
1096 г.
Слайд 21 "Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень
мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а
другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже".
"Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить".
"Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя"
Слайд 22 "Первая рукописная книга для детей — 1491 г.
печатная книга для детей
Азбука Ивана Федорова
Слайд 24 1634 г.
Букварь Василия Бурцева
Слайд 251692 г. - «Лицевой букварь»
Кариона Истомина
Киты суть в морях, кипарис
на суше,
юный отверзай в разум твоя уши.
В колесницу сядь, копием
борися,
конем поезжай ключем отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
и кокошь в требу, и людем здорова.
Слайд 2618 век – эпоха Просвещения
В России появляется переводная литература византийских
и западно-европейских
рыцарских романов.
«Голодная лисица
заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены».
«Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»
Слайд 27Конец 18 века
≪Детская библиотека≫ немецкого писателя-педагога Иоахима Генриха Кампе в
переводе А.С.Шишкова (рассказы из детской жизни).
Слайд 28Появляется первый журнал для детей ≪Детское чтение для сердца и
разума≫ (1785-1789), который издает Н.И.Новиков.
Слайд 2919 век
Начинается осмысление особенностей детской психологии
Слайд 3020 век
Новый тип детской книги
Понимание мира ребенка.
Гендерные особенности детской
книги