Слайд 1 СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Возникновение и состояние современного
спорта
2. Социальные функции спорта
3. Классификация спорта
4. Подготовка
спортсмена как многокомпонентный процесс
Слайд 2ЛИТЕРАТУРА
Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ.
культ. / Под ред. Л.П. Матвеева,
Теория спорта: Учебник для
ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Н.Платонова
Филин В.Н. Теория и методика юношеского спорта
Верхошанский Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов
Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б.А. Ашмарина
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена
Слайд 3
Спорт возник на заре нашей цивилизации.
Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в
первобытном обществе.
В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции.
Слайд 4 Факты, свидетельствующие о развитии спорта в Древней
Греции
получили большую популярность спортивные состязания и спортивные игры -
немейские, ифийские, истмийские, дельфийские, но самыми популярными были Олимпийские игры, состоявшиеся в VIII веке до нашей эры — в 776 году и просуществовали почти 1200 лет — до 394 года нашей эры, когда римский император Феодосий запретил их, назвав языческими.
Слайд 5Факты, свидетельствующие о развитии спорта в Древней Греции
Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начиналось с
самого детства. В гимназиях и палестрах они обучались не только грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях. Соревновательность — главный принцип общественной жизни Древней Греции. Каждый афинянин должен был настолько развить соревнованием свое «Я», чтобы он мог приносить обществу наибольшую пользу и наименьший вред. Идеалом, к которому стремилась вся система воспитания, была «калогатия» — соединение в одном лице нравственного и физического совершенства.
Слайд 6Факты, свидетельствующие о развитии спорта в Древней Греции
В этот период начинают разрабатываться принципы и методы спортивной подготовки.
Античные греки понимали, что чем труднее условия тренировки, тем сильнее, быстрее и выносливее станет спортсмен. Согласно историческим и археологическим данным уже тогда бегуны тренировались на дорожках, покрытых толстым слоем песка. Боксеры включали в свои тренировки упражнения с подвешенным мешком («грушей»), набитым песком; боксировали с тенью.
Слайд 7
Однако затем вся спортивная культура, которую греки
создавали и развивали много веков, была забыта. Произошло нечто необъяснимое
— человек потерял спорт в том виде, в котором он существовал в структуре античной культуры. Сохранились только народные праздники, в которых игры с элементами спортивных соревнований были как бы деталью, дополнением к празднику, как, впрочем, и турниры средневековых рыцарей. Из спорта исчез элемент состязаний, спорт стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением.
До конца XVIII века спорт рассматривался главным образом как времяпровождение, развлечение. Спорт в современном его понимании получил распространение во всем мире только в течение XIX в. и первых двух десятилетий XX в.
Слайд 8«Спорт в современном его понимании»
Появление спортивных клубов, организаций, союзов,
обществ, которые бы управляли спортивным движением. В 1867 г. в
Лондоне впервые был основан атлетический клуб.
Возникновение международных федераций по видам спорта. В 1881 г. была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ), в 1892 г. — Международная федерация гребли (ФИСА), в 1908 г. — Международная любительская федерация плавания (ФИНА).
Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений. Например, в этот период в боксе получили распространение и официальное признание специальные мягкие кожаные перчатки и обнесенный канатами ринг. Легкоатлеты стали проводить соревнования на гаревой дорожке.
Слайд 9«Спорт в современном его понимании»
Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.
Известно, что до конца XIX в. во всех странах тренеры
что-то значили только в конном спорте, в других видах спорта не было квалифицированных специалистов.
Возникновение системы мировых соревнований — неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы. С 1877 г. Уимблдонское первенство Англии по теннису становится международным, в 1896 г. состоялись первые Олимпийские игры в Афинах .
Возникновение рекордного направления в спорте. В 1897 г. зарегистрирован мировой рекорд в беге на 100 м, в 1908 г. — первые официальные мировые рекорды в плавании.
Слайд 10
В настоящее время спорт занял такое место
в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории
человечества. В научном плане «спорт» рассматривают сейчас обычно в узком и широком значениях.
Спорт в узком смысле слова— это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов.
Слайд 11Специфические особенности спорта
наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре,
поединке, схватке на дистанции и т.п.,
унификация действий, посредством которых осуществляется
деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами,
регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами неантагонистических отношений между людьми (правило «Фэйр-плэй»)
Слайд 12
В широком понимании спорт включает в себя
собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические
межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.
Таким образом: спорт — это такой вид деятельности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения.
Слайд 15Социальные функции спорта
Эталонная функция. Уровень достижений в спорте,
в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со
временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей.
Зафиксированные в спорте результаты становятся как бы эталонами оценки возможностей человека, реализованных в данных достижениях, и в то же время играют роль наглядных ориентиров на пути к дальнейшему расширению их видимых границ.
Слайд 16Социальные функции спорта
Эвристическое значение спорта. Спортивной деятельности, направленной к
высшим достижениям, внутренне присущ творческий поисковый, эвристический характер. Путь к
новым рекордам - вечный поиск. Ведь каждый, кто претендует на действительно новое спортивное достижение, должен найти новые способы мобилизации и увеличения потенциальных возможностей организма, научиться эффективно использовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Сказанное характеризует существенное значение спорта как деятельности, выявляющей возможности человека и раздвигающей их границы. Этим во многом определяются как личностная, так и социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, широкое использование в общественно значимых целях.
Слайд 17Социальные функции спорта
Спорт как средство разностороннего развития, воспитания, подготовки
к жизненной практике. Благодаря направленности к высшим достижениям, творческому характеру
и другим своим чертам спорт является одним из действеннейших факторов разностороннего развития человека, совершенствования физических и психических способностей, формирования полезных в жизни навыков и умений. С самого начала своей истории, он стал важным элементом социальной практики воспитания, как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач.
Межколлективные, межнациональные и международные спортивные связи вводят спортсмена в сферу широких социальных отношений, что чрезвычайно увеличивает роль спортивной деятельности как фактора социального формирования личности.
Слайд 18Социальные функции спорта
Эстетические свойства спорта. Спорт издавна пользуется популярностью
в качестве зрелища. Современные технические средства массовых коммуникаций, особенно телевидение,
способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ необычайно расширилась. Спортивные события проходят сейчас в подлинно всемирной аудитории. Соответственно возрастает и влияние спорта на эмоциональный мир человечества. В основе зрелищной привлекательности спорта лежат объективно присущие ему эстетические свойства.
Слайд 19Социальные функции спорта
Спорт как сфера широких социальных отношений. Непосредственно в
процессе спортивной деятельности и в связи с ней люди вступают
в разнообразные отношения. Эти специфически спортивные отношения всегда в той или иной мере включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность данных отношений является определяющей основой формирующего влияния спорта на личность, приобщения занимающихся спортом к общественной жизни, приобретения ими социального опыта (социализация личности).
Слайд 20Социальные функции спорта
Экономическое значение спорта. Для целостной характеристики спорта
как общественного явления важно иметь в виду и его немалое
экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно «окупаются», прежде всего, повышением общей работоспособности, укреплением здоровья, творческим долголетием человека - самого ценного «капитала» общества. Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений и из других источников, прямо или косвенно связанных со спортом.
Слайд 21Классификация спорта
По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный
спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный
спорт).
По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.
По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.
По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.
По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.
По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.
Слайд 22Классификация спорта
По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт,
военный (армейский) спорт и др.
По характеру применения его для подготовки
к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт,
По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.
По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов — спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.
По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.
Слайд 23Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
Подготовка спортсмена
охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы,
условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.
При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных результатов, условно выделяют три компонента подготовки
Слайд 24Первый компонент — система соревнований
Включает основные виды соревнований:
подготовительные,
контрольные,
подводящие (модельные),
Отборочные
главные.
Слайд 25Второй компонент — система спортивной тренировки
Включает основные виды подготовки спортсмена:
физическую
подготовку,
техническую подготовку,
тактическую подготовку
психологическую подготовку
теоретическую подготовку
Слайд 26
Цель спортивной тренировки:
развитие личности спортсмена и
на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Основные задачи спортивной тренировки:
развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.
Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма спортсменов.
Слайд 27 Основные понятия в системе тренировки и подготовки спортсменов
:
тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация
деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;
подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность и включает физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленности;
спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки.
Слайд 28Третий компонент — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования
общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности,
специализированное питание
специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок
внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Слайд 29Основные направления в совершенствовании современной системы спортивных тренировок
Резкий прирост объемов
тренировочной работы.
Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими
требованиями избранного для специализации вида спорта.
Постоянное увеличение соревновательной практики.
Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления.
Слайд 30Основные направления в совершенствовании современной системы спортивных тренировок
Расширение нетрадиционных средств
подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов; применение тренажеров; проведение
тренировки в условиях среднегорья и высокогорья.
Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.
Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе учета как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.