Разделы презентаций


СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Содержание

Есть проблема! Как решить?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ

Слайд 2Есть проблема! Как решить?

Есть проблема! Как решить?

Слайд 3Все слова в зависимости от морфемного состава и лексического значения

делятся на две группы:
НЕПРОИЗВОДНЫЕ
ПРОИЗВОДНЫЕ
Лексическая основа их не мотивирована другим словом.
Образованы

от других слов, лексическая основа их мотивирована другим словом.
Все слова в зависимости от морфемного состава и лексического значения делятся на две группы: НЕПРОИЗВОДНЫЕПРОИЗВОДНЫЕЛексическая основа их

Слайд 4Имена существительные: яблоко, дом, дорога, дерево.
Имена прилагательные: синий, тихий, добрый,

чистый.
Простые числительные первого десятка: один, два, три… десять.
Местоимения (кроме отрицательных

и неопределенных): он, тот, всякий, сколько.
Глаголы: ходить, любить, искать, лететь.
Наречия (таких мало): ещё, уже, впопыхах, с панталыку.
Служебные части речи: в, на, под, и, но, ведь, не, ни.

Примеры непроизводных слов:

Имена существительные: яблоко, дом, дорога, дерево.Имена прилагательные: синий, тихий, добрый, чистый.Простые числительные первого десятка: один, два, три…

Слайд 5Все причастия и деепричастия, а также большинство наречий – производные

слова!

Все причастия и деепричастия, а также большинство наречий – производные слова!

Слайд 6Как у каждого человека - что бы ни происходило! -

есть родители, и они единственные во всём мире, так и

у каждого производного слова есть слово производящее его - и оно единственное во всём языке!
Как у каждого человека - что бы ни происходило! - есть родители, и они единственные во всём

Слайд 7Цель словообразовательного разбора –
определить для производного слова слово его производящее

(оно единственное!)
и выяснить, каким способом слово было произведено на

свет.
Цель словообразовательного разбора –определить для производного слова слово его производящее (оно единственное!) и выяснить, каким способом слово

Слайд 8Рассуждаем…
Лексическая основа производного слова мотивирована другим словом. Значит, первое, что

нужно сделать, - объяснить значение производного слова через слово мотивирующее.

Рассуждаем…Лексическая основа производного слова мотивирована другим словом. Значит, первое, что нужно сделать, - объяснить значение производного слова

Слайд 9Учитель – человек, который должен УЧИть. К основе УЧИ присоединили

суффикс ТЕЛЬ – произвели слово УЧИТЕЛЬ (суффиксальный способ).
Переход – место,

где ПЕРЕХОДят. К основе ПЕРЕХОД присоединили нулевой суффикс, иначе говоря, способ бессуффиксный.
Безжизненный – лишённый ЖИЗНи; то, что БЕЗ ЖИЗНи. Значит, производящее слово ЖИЗНЬ – способ префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).

Например…

Учитель – человек, который должен УЧИть. К основе УЧИ присоединили суффикс ТЕЛЬ – произвели слово УЧИТЕЛЬ (суффиксальный

Слайд 10Удивительный – тот, который способен УДИВИть. К основе УДИВИ присоединили

суффикс –ТЕЛЬН-.

Изумительно – наречие, признак действия, мотивировано прилагательным ИЗУМИТЕЛЬНый.

Удивительный – тот, который способен УДИВИть. К основе УДИВИ присоединили суффикс –ТЕЛЬН-.Изумительно – наречие, признак действия, мотивировано

Слайд 11Важно!
Все отрицательные местоимения образованы приставочным способом!
Если слово имеет отношение к

действию, то оно образовано от глагола.
Все причастия и деепричастия образованы

от основ глагола настоящего и прошедшего времени суффиксальным способом!

Если слово связано с неким качеством, оно, по-видимому, образовано от прилагательного.
Все наречия, на конце которых есть суффиксы -О или -Е, образованы от основ прилагательных или причастий суффиксальным способом!

Важно!Все отрицательные местоимения образованы приставочным способом!Если слово имеет отношение к действию, то оно образовано от глагола.Все причастия

Слайд 12Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к

какой части речи оно относится, и работать с начальной формой

слова, а не с его грамматическим вариантом.

Как определить способ образования слова и не ошибиться?

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать

Слайд 13 1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и

более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при

отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
 
Безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»).
Соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности »).
Измельчить — мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»).
Непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»).

I. Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой).

Слайд 14НО:
— постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» —

сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный —

применяю 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный);
— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» —отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяю 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).

НО: — постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования

Слайд 15 2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и

более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании»

суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -тъ, то способ образования слова — суффиксальный.
 
Белизна — бел(ый) + -изн-;
поручение — поруч(ить) + -ений-;
уходящий — уход(ить) + -ящ-.

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом).

Слайд 16 — причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный

— прочита(тъ); жареный — жар(итъ);
— деепричастия: играя — игра(ть);

прочитав — прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь — отправля(ть)ся;
— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): постройка — построи(тъ); побелка — побел(ить); уважение — уваж(ать); заклинание — за клин(ать); испытатель — испыта(ть);

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

— причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный — прочита(тъ); жареный — жар(итъ); — деепричастия:

Слайд 17наречия, оканчивающиеся на -о, -е, без приставок:
медленно — медленн(ый);

горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий);

глаголы несовершенного вида от глаголов

совершенного вида: опаздывать — опоздать;
расстреливать — расстрелять;
записывать — записать.

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

наречия, оканчивающиеся на -о, -е, без приставок: медленно — медленн(ый); горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий);глаголы несовершенного

Слайд 18 
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна

остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный.
 
— переносица

— нос;
— вчитаться — чита(тъ);
— по-немецки — немецк(ий).

 3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования —

Слайд 194. Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обозначающие действие /

признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол,

прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса:

отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; взрыв — взрывать; подпись — подписывать.

4. Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обозначающие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от

Слайд 20но оно является наречием, оканчивающимся на –О или –Е,
или же

это прилагательное, образованное от сложного существительного,
то способ образования этого

слова СУФФИКСАЛЬНЫЙ.

ОДНОВРЕМЕННО – одновременный + -О;
ПАРОХОДНЫЙ – пароход + -Н;
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ – северо-восток + -Н

Если в слове два корня,

но оно является наречием, оканчивающимся на –О или –Е,или же это прилагательное, образованное от сложного существительного, то

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика