Слайд 1Работа учителя - логопеда в общеобразовательной школе
ГБОУ СОШ №1051 имени
Г.В.
Учитель- логопед I категории
Розонова Е.Н.
Слайд 2Современный терминологический аппарат
Слайд 3Принципы русской орфографии
Фонетический – написание звуковым обликом (дом, пыль). Замена
одной буквы приводит к замене всего слова (дом- дым, пыль
– пыл).
Морфологический – передача на письме тождество морфемы. Независимо от произношения (окно – окна).
Традиционный – написание в соответствии с историческими традициями (корова, палатка).
Слайд 4 В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное
внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т. д.
Слайд 6дисграфия
Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких
и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное недосформированностью высших психических функций,
участвующих в процессе письма.
Слайд 7Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так
называемых "специфических ошибок".
пропуски букв, слогов, слов, их перестановки (нарушения фонемного
распознавания, языкового анализа и синтеза)
замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков (артикуляторно – акустическая)
смешения букв, сходных по начертанию (оптическая)
нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении (аграмматическая)
Слайд 9Пропуски букв и слогов. Замены букв по акустико – атикуляторному
принципу.
Слайд 10Нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении.
Слайд 11Начертание букв
Симметричные буквы (две оси симметрии): Н, Х, Ж, О.
Вертикальная
симметрия: Д, А, М, Ф…
Горизонтальная симметрия: В, Е, К, С…
Несимметричные:
Я, Р, Б…
Слайд 12смешения букв, сходных по начертанию
Слайд 13Морфологический принцип правописания
ПОДПИСЬ
ПО?П??Ь
ПОДПИСКА
ПОДПИСИ
ПОДЛОГ
Слайд 15Системный подход
Подготовительный :
-сбор анамнеза;
уточнение запроса от администрации и учителей;
анкетирование родителей.
Диагностический:
-диагностика
устной речи и письма вновь поступивших в школу (учащиеся 1-4
класс);
-мониторинг письменных работ учащихся,
- оценка эффективности коррекционной работы, динамики обучения.
пополнение банка данных.
Аналитический:
- анализ результатов диагностики, опросов родителей и учителей,
- пополнение банка данных,
-разработка и планирование основных направлений коррекционной работы.
Коррекционно – развивающий:
--групповая и индивидуальная работа.
Методический:
-консультации родителей и учителей по личным запросам
-выступление на педсоветах, методических объединениях,
родительских собраниях;
- участие в работе постоянно действующего семинара для логопедов округа.
Слайд 16Основные направления коррекции нарушения письма.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие языкового анализа и
синтеза.
Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи.
Развитие зрительных и
зрительно пространственных функций.
Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.