Слайд 1
Способы словообразования
7 класс
Повторение в начале года
Слайд 2Контрольный словарный диктант
(слова из упражнения 20).
Слайд 3МУДРЫЙ
Приставочный способ
Словообразовательная модель:
Словообразовательный разбор:
ЫЙ
МУДР
ЫЙ
МУДР
ПРЕ
ПРЕМУДРЫЙ
ПРЕ
+
прилагательное
Слайд 4ОК
ГРИБ
ГРИБ
Суффиксальный способ
Словообразовательная модель:
ГРИБ
ОК
ГРИБ
Словообразовательный разбор:
ОК
+
основа производящего слова
Слайд 5
СК
МОР
ИЙ
ЗА
Приставочно-суффиксальный способ
Словообразовательная модель:
ЗА
+
основа производящего слова
СК
ИЙ
+
Слайд 6ВЫХОД
ВЫХОД
ВЫХОДИТЬ
Словообразовательная модель:
Словообразовательный разбор:
И
+
основа производящего слова
Бессуффиксный способ
Слайд 7Операция «сложение» в русском языке
Слайд 8
Объясните значение слов и подумайте , как они образованы.
книголюб
рыболов
кресло-качалка
МГУ
вуз
книга +
любить
рыба + ловить
кресло + качалка
высшее + учебное +
заведение
Московский +
государственный +
университет
Слайд 9Как делать словообразовательный разбор.
Алгоритм действий
Выписать слово в начальной форме и
выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть или –ти у глаголов).
Подобрать
ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Слайд 10Как делать словообразовательный разбор
• Правило №1.
Работать только с начальной формой
слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число
и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Слайд 11Как делать словообразовательный разбор
☝Ловушка!
Ошибка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка!
-ть и -л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного
и того же слова.
Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).
Слайд 12Как делать словообразовательный разбор
• Правило №2.
Если в слове есть приставка,
то постараться найти прежде всего однокоренное слово без этой приставки.
Слайд 13Как делать словообразовательный разбор
☝Ловушка!
Ошибка! вход ← ход (приставочный способ).
Ход
– не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход ← входить (бессуффиксный
способ).
Слайд 14Как делать словообразовательный разбор
✯Помни!
При словообразовательном анализе следует помнить, что существуют
исторические чередования гласных и согласных:
- е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать
– соберу);
Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).
Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н).
- шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);
- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить - люблю).
Слайд 15Как делать словообразовательный разбор
✯Помни!
Прежде всего необходимо исключить способ перехода из
одной части речи в другую.
Переход – это неморфологический способ
словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранением всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.
В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.
В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое? , т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? - вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.
Слайд 16Как делать словообразовательный разбор
Приставочный способ.
✯Помни! Приставка не меняет часть
речи!
Распространенные модели:
раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/прилагательное = существительное/
прилагательное.
анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное /прилагательное.
приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.
Слайд 17Как делать словообразовательный разбор
Суффиксальный способ (чаще всего образует новую часть
речи).
Слайд 18Как делать словообразовательный разбор
Приставочно-суффиксальный способ.
Слайд 19✍ Потренируемся!
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась
земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
Слайд 20✍ Потренируемся!
2. Из данного предложения выпишите слово, образованное
приставочным способом.
Зато в «виртуале» может предстать принцем на
белом коне.
Слайд 21✍ Потренируемся!
3. Из данных предложений выпишите слова, образованные
бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
Послышались оскорбительные выкрики,
угрозы. Адъютанту Барклая пришлось обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
Слайд 22✍ Ответы:
1). бездонный ← дно (приставочно-суффиксальный способ);
2). предстать ← стать
(приставочный способ);
3). выкрик ← крик (пристав. способ) ← кричать (бессуффиксный
способ)
угрозы ← угрожать (бессуффиксный способ).
Слайд 23
Согласование сложносокращенных слов
в роде и числе
ТЮЗ показал(?) новый спектакль.
Образец
рассуждения:
Т
театр
Ю
З
юного
зрителя
Х
мужской род, ед. ч
Вывод: театр показал (м.р., ед.ч.).
ТЮЗ показал
новый спектакль.
м.р., ед.ч.
Слайд 24
СМИ освещал(?) визит президента в Китай.
Образец рассуждения:
С
средства
М
И
массовой
информации
Х
мн.ч.
Вывод: средства освещали
(мн.ч.).
Согласование сложносокращенных слов в числе
СМИ освещали визит президента в Китай.
мн.ч.
Слайд 25Использованные источники
1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376
2. Иванова В.А.,
Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
3. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309
4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999.
7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997.
8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001.
9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
Слайд 26Подготовила Бурмистрова Р.А.
Использованные материалы:
Презентация Захаровой Т.А.,
методиста Рязанского института
развития образования.
Другие материалы. Источник – Интернет.