Разделы презентаций


Способы словообразования

Содержание

Контрольный словарный диктант (слова из упражнения 20).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Способы словообразования

7 класс
Повторение в начале года
Способы словообразования

Слайд 2Контрольный словарный диктант

(слова из упражнения 20).

Контрольный словарный диктант         (слова из упражнения 20).

Слайд 3МУДРЫЙ
Приставочный способ
Словообразовательная модель:



Словообразовательный разбор:
ЫЙ
МУДР


ЫЙ
МУДР


ПРЕ
ПРЕМУДРЫЙ
ПРЕ
+
прилагательное

МУДРЫЙПриставочный способСловообразовательная модель:Словообразовательный разбор:ЫЙМУДРЫЙМУДРПРЕПРЕМУДРЫЙПРЕ+прилагательное

Слайд 4ОК
ГРИБ
ГРИБ
Суффиксальный способ
Словообразовательная модель:

ГРИБ



ОК
ГРИБ


Словообразовательный разбор:


ОК

+
основа производящего слова

ОКГРИБГРИБСуффиксальный способСловообразовательная модель:ГРИБОКГРИБСловообразовательный разбор:ОК+основа производящего слова

Слайд 5
СК
МОР

ИЙ

ЗА
Приставочно-суффиксальный способ
Словообразовательная модель:

ЗА
+
основа производящего слова
СК
ИЙ
+

СКМОРИЙЗАПриставочно-суффиксальный способСловообразовательная модель:ЗА+основа производящего словаСК ИЙ +

Слайд 6ВЫХОД
ВЫХОД
ВЫХОДИТЬ
Словообразовательная модель:
Словообразовательный разбор:

И

+
основа производящего слова

Бессуффиксный способ

ВЫХОДВЫХОДВЫХОДИТЬСловообразовательная модель:Словообразовательный разбор:И+основа производящего слова    Бессуффиксный способ

Слайд 7Операция «сложение» в русском языке

Операция «сложение» в русском языке

Слайд 8
Объясните значение слов и подумайте , как они образованы.
книголюб

рыболов

кресло-качалка

МГУ


вуз
книга +

любить
рыба + ловить
кресло + качалка
высшее + учебное +
заведение
Московский +
государственный +


университет





Объясните значение слов и подумайте , как они образованы.книголюбрыболовкресло-качалкаМГУвузкнига + любитьрыба + ловитькресло + качалкавысшее + учебное

Слайд 9Как делать словообразовательный разбор. Алгоритм действий
Выписать слово в начальной форме и

выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть или –ти у глаголов).
Подобрать

ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Как делать словообразовательный разбор. Алгоритм действий  Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий

Слайд 10Как делать словообразовательный разбор
• Правило №1.
Работать только с начальной формой

слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число

и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Как делать словообразовательный разбор• Правило №1.Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный

Слайд 11Как делать словообразовательный разбор
☝Ловушка!
Ошибка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка!

-ть и -л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного

и того же слова.
Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Как делать словообразовательный разбор☝Ловушка!Ошибка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! -ть и -л- - формообразующие суффиксы, т.е.

Слайд 12Как делать словообразовательный разбор
• Правило №2.
Если в слове есть приставка,

то постараться найти прежде всего однокоренное слово без этой приставки.

Как делать словообразовательный разбор• Правило №2.Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово

Слайд 13Как делать словообразовательный разбор
☝Ловушка!
Ошибка! вход ← ход (приставочный способ).
Ход

– не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход ← входить (бессуффиксный

способ).

Как делать словообразовательный разбор☝Ловушка!Ошибка! вход ← ход (приставочный способ). Ход – не самое близкое однокоренное слово!Правильно: вход

Слайд 14Как делать словообразовательный разбор
✯Помни!
При словообразовательном анализе следует помнить, что существуют

исторические чередования гласных и согласных:
- е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать

– соберу);
Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн).
Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н).
- шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу);
- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить - люблю).

Как делать словообразовательный разбор✯Помни!При словообразовательном анализе следует помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:- е/о/и/а/ноль звука

Слайд 15Как делать словообразовательный разбор
✯Помни!
Прежде всего необходимо исключить способ перехода из

одной части речи в другую.
Переход – это неморфологический способ

словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранением всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.
В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое.
В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое? , т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? - вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

Как делать словообразовательный разбор✯Помни!Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую. Переход –

Слайд 16Как делать словообразовательный разбор
Приставочный способ.
✯Помни! Приставка не меняет часть

речи!
Распространенные модели:
раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/прилагательное = существительное/

прилагательное.
анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное /прилагательное.
приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

Как делать словообразовательный разборПриставочный способ. ✯Помни! Приставка не меняет часть речи!Распространенные модели:раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра +

Слайд 17Как делать словообразовательный разбор
Суффиксальный способ (чаще всего образует новую часть

речи).

Как делать словообразовательный разборСуффиксальный способ (чаще всего образует новую часть речи).

Слайд 18Как делать словообразовательный разбор
Приставочно-суффиксальный способ.

Как делать словообразовательный разборПриставочно-суффиксальный способ.

Слайд 19✍ Потренируемся!
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась

земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

✍ Потренируемся! 1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.  Мне вдруг стало страшно, как

Слайд 20✍ Потренируемся!
2. Из данного предложения выпишите слово, образованное

приставочным способом.
Зато в «виртуале» может предстать принцем на

белом коне.

✍ Потренируемся!   2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.  Зато в «виртуале»

Слайд 21✍ Потренируемся!
3. Из данных предложений выпишите слова, образованные

бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Послышались оскорбительные выкрики,

угрозы. Адъютанту Барклая пришлось обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

✍ Потренируемся!   3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Слайд 22✍ Ответы:
1). бездонный ← дно (приставочно-суффиксальный способ);
2). предстать ← стать

(приставочный способ);
3). выкрик ← крик (пристав. способ) ← кричать (бессуффиксный

способ)
угрозы ← угрожать (бессуффиксный способ).
✍ Ответы: 1). бездонный ← дно (приставочно-суффиксальный способ);2). предстать ← стать (приставочный способ);3). выкрик ← крик (пристав.

Слайд 23
Согласование сложносокращенных слов
в роде и числе
ТЮЗ показал(?) новый спектакль.
Образец

рассуждения:
Т
театр
Ю
З
юного
зрителя
Х
мужской род, ед. ч
Вывод: театр показал (м.р., ед.ч.).

ТЮЗ показал

новый спектакль.

м.р., ед.ч.

Согласование сложносокращенных слов в роде и числеТЮЗ показал(?) новый спектакль.Образец рассуждения:Ттеатр ЮЗюногозрителяХмужской род, ед. чВывод: театр показал

Слайд 24
СМИ освещал(?) визит президента в Китай.
Образец рассуждения:
С
средства
М
И
массовой
информации
Х
мн.ч.
Вывод: средства освещали

(мн.ч.).
Согласование сложносокращенных слов в числе

СМИ освещали визит президента в Китай.
мн.ч.

СМИ освещал(?) визит президента в Китай.Образец рассуждения:Ссредства МИмассовойинформацииХмн.ч.Вывод: средства освещали (мн.ч.).Согласование сложносокращенных слов в числеСМИ освещали визит

Слайд 25Использованные источники
1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376
2. Иванова В.А.,

Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:

Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
3. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309
4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999.
7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997.
8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001.
9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
Использованные источники1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урокаhttp://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13762. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском

Слайд 26Подготовила Бурмистрова Р.А. Использованные материалы:
Презентация Захаровой Т.А., методиста Рязанского института

развития образования.
Другие материалы. Источник – Интернет.

Подготовила Бурмистрова Р.А. Использованные материалы: Презентация Захаровой Т.А.,  методиста Рязанского института развития образования.Другие материалы. Источник –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика