Разделы презентаций


Справочно-библиографическое обслуживание в современной общедоступной

Содержание

Справочно-библиографическая служба – система элементов библиотеки, обеспечивающих функционирование СБО: справочно-библиографический аппарат, библиографы, материально-техническая база, организационные формы обслуживания.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Справочно-библиографическое обслуживание в современной общедоступной библиотеке: технологии и ресурсы
М. Ю.

Нещерет,
вед. науч. сотрудник, канд. пед. наук
mner@rsl.ru

Справочно-библиографическое обслуживание в современной общедоступной библиотеке: технологии и ресурсыМ. Ю. Нещерет, вед. науч. сотрудник, канд. пед. наук

Слайд 2Справочно-библиографическая служба
– система элементов библиотеки, обеспечивающих функционирование СБО:


справочно-библиографический аппарат,
библиографы,
материально-техническая база,
организационные формы обслуживания.

Справочно-библиографическая служба  – система элементов библиотеки, обеспечивающих функционирование СБО: справочно-библиографический аппарат, библиографы, материально-техническая база, организационные формы

Слайд 3

Справочно-библиографическое обслуживание – предоставление библиографических справок в соответствии

с разовыми запросами пользователей.

ГОСТ Р 7.0.103-2018 Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и

определения, п. 3.3.2.1.2.
Справочно-библиографическое обслуживание – предоставление библиографических справок в соответствии с разовыми запросами пользователей.ГОСТ Р 7.0.103-2018 Библиотечно-информационное

Слайд 4


физические;
экономические;
психологические;
технологические
и др.
Информационные барьеры

физические; экономические; психологические; технологические и др. Информационные барьеры

Слайд 5
Библиографическая справка – это ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую

информацию
о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка);
о содержании

библиографической информации по определенной теме (тематическая справка);
об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка).

ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения, п. 3.2.2.19.

Библиографическая справка – это ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа

Слайд 6
Фактографическая справка, помимо описания факта, явления, события, содержит библиографическую ссылку

на документный источник информации. Следовательно, в контексте СБО фактографическую справку

правомерно рассматривать как библиографическую.

Фактографическая справка, помимо описания факта, явления, события, содержит библиографическую ссылку на документный источник информации. Следовательно, в контексте

Слайд 7Результаты СБО

Результаты СБО

Слайд 8
Библиографическая консультация – это ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации

по методике библиографического поиска; использованию справочно-библиографического аппарата; методике библиографирования.

Библиографическая консультация – это ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по методике библиографического поиска; использованию справочно-библиографического аппарата;

Слайд 9
Ориентирующая консультация – предоставление информации о режиме, условиях обслуживания; об

услугах и ресурсах; о функциях подразделений библиотеки; о мероприятиях (конференциях,

семинарах, выставках, экскурсиях).
Вспомогательно-техническая консультация – консультация по использованию оборудования и программных средств для осуществления электронного заказа, просмотра электронных документов, сохранения информации и т. д.

Ориентирующая консультация – предоставление информации о режиме, условиях обслуживания; об услугах и ресурсах; о функциях подразделений библиотеки;

Слайд 10
Отрицательный ответ – справка, содержащая сведения об отрицательном результате поиска

(исследованные информационные источники не содержат релевантной запросу информации).
Переадресование – непрофильный

или отраслевой запрос, перенаправленный в другую библиотеку или учреждение, где с наибольшей полнотой собрана необходимая информация для качественного удовлетворения запроса.

Отрицательный ответ – справка, содержащая сведения об отрицательном результате поиска (исследованные информационные источники не содержат релевантной запросу

Слайд 11
Оперативное СБО имеет место сразу после поступления запроса, при непосредственном

контакте с пользователем, синхронно.
Продленное СБО осуществляется диахронно при поступлении

сложного запроса, когда по объективным причинам невозможно быстро найти релевантный ответ.

РЕЖИМ СБО

Оперативное СБО имеет место сразу после поступления запроса, при непосредственном контакте с пользователем, синхронно. Продленное СБО осуществляется

Слайд 12


Алгоритм – система условно последовательных предметных и мыслительных действий, выполняемых

по определенным правилам и приводящих к поставленной цели.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Алгоритм – система условно последовательных предметных и мыслительных действий, выполняемых по определенным правилам и приводящих к поставленной

Слайд 13

осознание и формулировка библиографической потребности пользователем, формирование библиографического запроса и

ориентировочное установление типа поисковой ситуации;
создание поискового образа запроса, а

в случае автоматизированного поиска – поискового предписания.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

осознание и формулировка библиографической потребности пользователем, формирование библиографического запроса и ориентировочное установление типа поисковой ситуации; создание поискового

Слайд 14

уверен ли читатель в точности фамилии и инициалов автора,
верно ли

им обозначено заглавие издания,
на каком языке и в каком издательстве

вышла книга,
не может ли издание быть статьей и др.

Библиографическое интервью

уверен ли читатель в точности фамилии и инициалов автора,верно ли им обозначено заглавие издания,на каком языке и

Слайд 15«Сформулировать, в чём вопрос, – значит уже подняться до известного

понимания, а понять задачу или проблему – значит если не

разрешить её, то, по крайней мере, найти путь, т. е. метод, для её разрешения...».

С. Л. Рубинштейн:

«Сформулировать, в чём вопрос, – значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему –

Слайд 16анализ элементов поискового образа документа/документов, и выявление основного поискового признака;
сопоставление

поисковых признаков с источниками поиска и формирование ресурсной базы поиска;
моделирование

библиографического поиска, создание плана и выдвижение поисковой гипотезы.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

анализ элементов поискового образа документа/документов, и выявление основного поискового признака;сопоставление поисковых признаков с источниками поиска и формирование

Слайд 17
Российская книжная палата http://www.bookchamber.ru/gbu.html
Институт научной информации по общественным наукам http://inion.ru/publishing/vidy-izdanii
Всероссийский

институт научной и технической информации http://www.viniti.ru/products/abstract-journal

Российская книжная палата http://www.bookchamber.ru/gbu.htmlИнститут научной информации по общественным наукам http://inion.ru/publishing/vidy-izdaniiВсероссийский институт научной и технической информации http://www.viniti.ru/products/abstract-journal

Слайд 18Основной этап
реализация поиска на основе сформированной ресурсной базы и проверка

поисковой гипотезы в ходе реализации поиска;
реализация возможности получения новой, ранее

неизвестной информации об объекте поиска и корректировка поискового плана в соответствии с достигнутыми результатами поиска;
получение результата поиска.
Основной этапреализация поиска на основе сформированной ресурсной базы и проверка поисковой гипотезы в ходе реализации поиска;реализация возможности

Слайд 19


итоговый синтез, анализ и оценка процесса поиска и его результата;

проверка и обоснование результата поиска;
оформление результата поиска и выдача

его пользователю (в библиографическом обслуживании).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

итоговый синтез, анализ и оценка процесса поиска и его результата; проверка и обоснование результата поиска; оформление результата

Слайд 20
Виды релевантности:
синтаксическая – формальное соответствие поискового образа

документа поисковому образу запроса;
семантическая – смысловое соответствие содержания документа содержанию

запроса;
прагматическая релевантность (пертинентность) – смысловое соответствие содержания документа информационной потребности пользователя.

Виды релевантности:синтаксическая – формальное соответствие поискового образа документа поисковому образу запроса;семантическая – смысловое соответствие

Слайд 21
Велика вероятность ситуации, когда аморфного вида запрос («что-нибудь про Маркеса»)

может обернуться списком литературоведческих трудов по магическому реализму.

Велика вероятность ситуации, когда аморфного вида запрос («что-нибудь про Маркеса») может обернуться списком литературоведческих трудов по магическому

Слайд 22
ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ БАЗА СБО

Информационный ресурс – это искусственно созданный

или природный объект, являющийся источником информации, в любой форме, в

любой знаковой системе, на любом физическом носителе.

ГОСТ Р 7.0.100–2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления, п. 3.1.

ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ БАЗА СБОИнформационный ресурс – это искусственно созданный или природный объект, являющийся источником информации, в

Слайд 23
Формы информационно-библиографических ресурсов:
издательская (библиографические издания и публикации в

изданиях),
карточная (каталоги и картотеки) и
электронная.

Формы информационно-библиографических ресурсов:издательская (библиографические издания и публикации в изданиях), карточная (каталоги и картотеки) и электронная.

Слайд 24В Электронном каталоге РГБ отражены:
публикации, входящие в ЭБ РГБ;


поступления книг с 1831 г.;
поступления диссертаций с

1974 г.
авторефератов диссертаций с 1986 г.;
поступления в специализированные фонды.
В Электронном каталоге РГБ отражены: публикации, входящие в ЭБ РГБ; поступления книг с 1831 г.; поступления диссертаций

Слайд 25Сводный каталог сериальных изданий России (1801‒1825)
Русская книга гражданской печати XVIII

в.
Сводный каталог газет России (1703‒1917)


Сводный каталог сериальных изданий России (1801‒1825)Русская книга гражданской печати XVIII в. Сводный каталог газет России (1703‒1917)

Слайд 26

Каталог Библиотеки Конгресса США https://catalog.loc.gov . Он включает

18 млн библиографических записей, в том числе на русском языке.

Каталог Библиотеки Конгресса США https://catalog.loc.gov . Он включает 18 млн библиографических записей, в том числе

Слайд 27
Полнотекстовые БД
EBSCO, Scopus, Web of Science, East View,

Интегрум и др.
Ресурсы ограниченного доступа содержат большой объем информации в

свободном доступе
Hathi Trust Digital Library https://www.hathitrust.org,
POLPRED.com https://polpred.com и др.
Полнотекстовые БДEBSCO, Scopus, Web of Science, East View, Интегрум и др.Ресурсы ограниченного доступа содержат большой

Слайд 28
Электронные библиотеки открытого доступа
ЭБ «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru,
Фундаментальная ЭБ

«Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru,
Научно-образовательный портал Высшей школы экономики

ЭСМ: экономика, социология, менеджмент http://ecsocman.hse.ru и др.

Электронные библиотеки открытого доступаЭБ «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru, Фундаментальная ЭБ «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru, Научно-образовательный портал

Слайд 29 eLIBRARY.ru https://www.elibrary.ru – крупнейшая в России ЭБ, содержит

более 29 млн научных статей и публикаций из российских журналов.

eLIBRARY.ru https://www.elibrary.ru – крупнейшая в России ЭБ, содержит более 29 млн научных статей и публикаций

Слайд 30ЭБ привлекает пользователей удобной навигацией, легким для восприятия дизайном и

количеством публикаций. В составе коллекции ЭБ – почти 2 млн

научных статей.
ЭБ привлекает пользователей удобной навигацией, легким для восприятия дизайном и количеством публикаций. В составе коллекции ЭБ –

Слайд 31НЭБ https://rusneb.ru содержит 4,6 млн объектов.
НЭБ – это: 1)

объединенный ЭК фондов российских библиотек; 2) единые технологии поиска; 3)

интеграция с социальными сетями; 4) личный кабинет и единый электронный читательский билет 7) широкий набор сервисов для библиотек.
НЭБ https://rusneb.ru содержит 4,6 млн объектов. НЭБ – это: 1) объединенный ЭК фондов российских библиотек; 2) единые

Слайд 32
Электронные энциклопедические и справочные БД
Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru
Большая советская

энциклопедия http://bse.uaio.ru/BSE/bse30.htm
Encyclopedia Britannica https://www.britannica.com и др.
Крупнейший энциклопедический ресурс

Интернета ‒ Рубрикон (www.rubricon.com)
Англоязычный ресурс Encyclopedia (www.encyclopedia.com)
Электронные энциклопедические и справочные БДБольшая российская энциклопедия https://bigenc.ru Большая советская энциклопедия http://bse.uaio.ru/BSE/bse30.htm Encyclopedia Britannica https://www.britannica.com и др.

Слайд 33
Электронные путеводители:
по справочным и библиографическим ресурсам РНБ

(http://nlr.ru/nlr_visit/RA2020/bibliograficheskie-spravochnyie-resursyi#p1).
по открытым ресурсам по культуре и искусству РГБ (http://infoculture.rsl.ru/RSKD/main.htm).


«Газеты в сети и вне ее» (http://nlr.ru/res/inv/ukazat55)
Открытый библиографический архив (http://nlr.ru/ibores/oba)
Электронные путеводители: по справочным и библиографическим ресурсам РНБ (http://nlr.ru/nlr_visit/RA2020/bibliograficheskie-spravochnyie-resursyi#p1). по открытым ресурсам по культуре и

Слайд 34Простой формой организации коллекции веб-ресурсов является список ссылок, например: проект

«ЭКБСОН» (информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования

и науки) (http://www.vlibrary.ru/?id=6).
Простой формой организации коллекции веб-ресурсов является список ссылок, например: проект «ЭКБСОН» (информационная система доступа к электронным каталогам

Слайд 35


Дистанционное обслуживание (виртуальное обслуживание) – предоставление библиотечно-информационных услуг

посредством информационно-коммуникационных технологий без обязательного присутствия пользователей в библиотеке.
ГОСТ Р

7.0.103-2018 Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения я, п. 3.3.12.

ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

Дистанционное обслуживание (виртуальное обслуживание) – предоставление библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий без обязательного присутствия пользователей

Слайд 36Типы ВСС

Синхронные ВСС выполняют запросы пользователей в режиме реального времени.
Асинхронное

виртуальное СБО предполагает прием запроса через форму на сайте библиотеки,

выполнение справки в течение определенного времени и отправку ответа через электронную почту.
Типы ВСС Синхронные ВСС выполняют запросы пользователей в режиме реального времени.Асинхронное виртуальное СБО предполагает прием запроса через

Слайд 37
Библиографически ориентированные ВСС осуществляют поиск информации по библиографическим ресурсам библиотек(и)

(печатным и электронным).
Интернет-ориентированные ВСС осуществляют поиск интернет-ресурсов, соответствующих запросу,

с переадресацией к ним пользователя.
Библиографически ориентированные ВСС осуществляют поиск информации по библиографическим ресурсам библиотек(и) (печатным и электронным). Интернет-ориентированные ВСС осуществляют поиск

Слайд 38
Характерные черты работы
обязательность выполнения всех запросов, соответствующих

правилам пользования ВСС;
оперативность выполнения запросов;
корректность в общении с пользователями в

сочетании с лаконичностью ответов;
ведение архива выполненных справок.
Характерные черты работы обязательность выполнения всех запросов, соответствующих правилам пользования ВСС;оперативность выполнения запросов;корректность в общении

Слайд 39
Ограничения в работе ВСС
Полнота и качество

ответов: как правило, число источников ограничивается (от 5 до 25).
Тип

принимаемых запросов: не принимаются запросы коммерческого и развлекательного характера.
В рамках обращения в ВСС единовременно рассматривается только один запрос.

Ограничения в работе ВССПолнота и качество ответов: как правило, число источников ограничивается (от

Слайд 40
Технология выполнения «виртуальной» справки:
прием запроса (веб-форма,

регистрационная форма);
составление портрета пользователя;
анализ запроса;
поиск, выявление и отбор релевантной информации;
предоставление

ответа: составление письма, отправка по электронной почте пользователю;
внесение запроса и ответа в архив выполненных справок.

Технология выполнения «виртуальной» справки:прием запроса (веб-форма, регистрационная форма);составление портрета пользователя;анализ запроса;поиск, выявление и

Слайд 41
Перечень показателей, предложенный в ГОСТ Р 7.0.20–2014 «Библиотечная

статистика: показатели и единицы исчисления», применяется избирательно, в зависимости от

специфики библиотеки, состава её фондов и спектра оказываемых услуг.

УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Перечень показателей, предложенный в ГОСТ Р 7.0.20–2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления», применяется избирательно,

Слайд 42
Формы внутреннего учета
бланки запросов
книга учета запросов и

справок
таблица учета библиотечно-информационного обслуживания с элементами СБО
отчёт – квартальный, полугодовой

и годовой.

Формы внутреннего учетабланки запросовкнига учета запросов и справоктаблица учета библиотечно-информационного обслуживания с элементами СБОотчёт

Слайд 43 предполагает:
разработку комплекса нормативных документов: положения о СБО,

должностных инструкций, технологических инструкций и технологических карт на отдельные процессы;


введение унифицированных форм учета результатов СБО на основе применения единых критериев и стандартизированной терминологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ СБО

предполагает:разработку комплекса нормативных документов: положения о СБО, должностных инструкций, технологических инструкций и технологических карт

Слайд 44
Дополнительные услуги СБС
индивидуальное сопровождение библиографического поиска по электронным

ресурсам;
помощь в поиске полнотекстовой тематической информации, электронных версий печатных публикаций,

адресных и справочных сведений;
дополнительные сервисные услуги.
Дополнительные услуги СБСиндивидуальное сопровождение библиографического поиска по электронным ресурсам;помощь в поиске полнотекстовой тематической информации, электронных

Слайд 45
Персонализация услуг:
предложение услуг строится на основе предпочтений пользователя,

с учетом его образовательного статуса, уровня владения компьютерной техникой, поисковых

навыков, коммуникабельности, возрастных, национальных, региональных особенностей.
Персонализация услуг:предложение услуг строится на основе предпочтений пользователя, с учетом его образовательного статуса, уровня владения

Слайд 46
ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ
У библиотеки нет продуктов и/или услуг, на

которые был бы явный спрос. → Необходимо выявить приоритетные ИП

потребителей и модернизировать СБО.
У библиотеки есть продукты и услуги, которые недостаточно востребованы. → Необходимо найти потребителя для них.

ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГУ библиотеки нет продуктов и/или услуг, на которые был бы явный спрос. → Необходимо

Слайд 47
Интернет-инструменты продвижения продуктов и услуг
сайт библиотеки
рассылки
пресс-релизы
анонсы
интерактивные сервисы (игры,

опросы)
онлайновые презентации и выставки
внешние форумы и блоги и др.


Интернет-инструменты продвижения продуктов и услугсайт библиотекирассылкипресс-релизыанонсыинтерактивные сервисы (игры, опросы)онлайновые презентации и выставкивнешние форумы и блоги

Слайд 48








Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика