Слайд 1Справочно-библиографическое обслуживание в современной общедоступной библиотеке: технологии и ресурсы
М. Ю.
Нещерет,
вед. науч. сотрудник, канд. пед. наук
mner@rsl.ru
Слайд 2Справочно-библиографическая служба
– система элементов библиотеки, обеспечивающих функционирование СБО:
справочно-библиографический аппарат,
библиографы,
материально-техническая база,
организационные формы обслуживания.
Слайд 3
Справочно-библиографическое обслуживание – предоставление библиографических справок в соответствии
с разовыми запросами пользователей.
ГОСТ Р 7.0.103-2018 Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и
определения, п. 3.3.2.1.2.
Слайд 4
физические;
экономические;
психологические;
технологические
и др.
Информационные барьеры
Слайд 5
Библиографическая справка – это ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую
информацию
о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка);
о содержании
библиографической информации по определенной теме (тематическая справка);
об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка).
ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения, п. 3.2.2.19.
Слайд 6
Фактографическая справка, помимо описания факта, явления, события, содержит библиографическую ссылку
на документный источник информации. Следовательно, в контексте СБО фактографическую справку
правомерно рассматривать как библиографическую.
Слайд 8
Библиографическая консультация – это ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации
по методике библиографического поиска; использованию справочно-библиографического аппарата; методике библиографирования.
Слайд 9
Ориентирующая консультация – предоставление информации о режиме, условиях обслуживания; об
услугах и ресурсах; о функциях подразделений библиотеки; о мероприятиях (конференциях,
семинарах, выставках, экскурсиях).
Вспомогательно-техническая консультация – консультация по использованию оборудования и программных средств для осуществления электронного заказа, просмотра электронных документов, сохранения информации и т. д.
Слайд 10
Отрицательный ответ – справка, содержащая сведения об отрицательном результате поиска
(исследованные информационные источники не содержат релевантной запросу информации).
Переадресование – непрофильный
или отраслевой запрос, перенаправленный в другую библиотеку или учреждение, где с наибольшей полнотой собрана необходимая информация для качественного удовлетворения запроса.
Слайд 11
Оперативное СБО имеет место сразу после поступления запроса, при непосредственном
контакте с пользователем, синхронно.
Продленное СБО осуществляется диахронно при поступлении
сложного запроса, когда по объективным причинам невозможно быстро найти релевантный ответ.
РЕЖИМ СБО
Слайд 12
Алгоритм – система условно последовательных предметных и мыслительных действий, выполняемых
по определенным правилам и приводящих к поставленной цели.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Слайд 13
осознание и формулировка библиографической потребности пользователем, формирование библиографического запроса и
ориентировочное установление типа поисковой ситуации;
создание поискового образа запроса, а
в случае автоматизированного поиска – поискового предписания.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Слайд 14
уверен ли читатель в точности фамилии и инициалов автора,
верно ли
им обозначено заглавие издания,
на каком языке и в каком издательстве
вышла книга,
не может ли издание быть статьей и др.
Библиографическое интервью
Слайд 15«Сформулировать, в чём вопрос, – значит уже подняться до известного
понимания, а понять задачу или проблему – значит если не
разрешить её, то, по крайней мере, найти путь, т. е. метод, для её разрешения...».
С. Л. Рубинштейн:
Слайд 16анализ элементов поискового образа документа/документов, и выявление основного поискового признака;
сопоставление
поисковых признаков с источниками поиска и формирование ресурсной базы поиска;
моделирование
библиографического поиска, создание плана и выдвижение поисковой гипотезы.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Слайд 17
Российская книжная палата http://www.bookchamber.ru/gbu.html
Институт научной информации по общественным наукам http://inion.ru/publishing/vidy-izdanii
Всероссийский
институт научной и технической информации http://www.viniti.ru/products/abstract-journal
Слайд 18Основной этап
реализация поиска на основе сформированной ресурсной базы и проверка
поисковой гипотезы в ходе реализации поиска;
реализация возможности получения новой, ранее
неизвестной информации об объекте поиска и корректировка поискового плана в соответствии с достигнутыми результатами поиска;
получение результата поиска.
Слайд 19
итоговый синтез, анализ и оценка процесса поиска и его результата;
проверка и обоснование результата поиска;
оформление результата поиска и выдача
его пользователю (в библиографическом обслуживании).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Слайд 20
Виды релевантности:
синтаксическая – формальное соответствие поискового образа
документа поисковому образу запроса;
семантическая – смысловое соответствие содержания документа содержанию
запроса;
прагматическая релевантность (пертинентность) – смысловое соответствие содержания документа информационной потребности пользователя.
Слайд 21
Велика вероятность ситуации, когда аморфного вида запрос («что-нибудь про Маркеса»)
может обернуться списком литературоведческих трудов по магическому реализму.
Слайд 22
ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ БАЗА СБО
Информационный ресурс – это искусственно созданный
или природный объект, являющийся источником информации, в любой форме, в
любой знаковой системе, на любом физическом носителе.
ГОСТ Р 7.0.100–2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления, п. 3.1.
Слайд 23
Формы информационно-библиографических ресурсов:
издательская (библиографические издания и публикации в
изданиях),
карточная (каталоги и картотеки) и
электронная.
Слайд 24В Электронном каталоге РГБ отражены:
публикации, входящие в ЭБ РГБ;
поступления книг с 1831 г.;
поступления диссертаций с
1974 г.
авторефератов диссертаций с 1986 г.;
поступления в специализированные фонды.
Слайд 25Сводный каталог сериальных изданий России (1801‒1825)
Русская книга гражданской печати XVIII
в.
Сводный каталог газет России (1703‒1917)
Слайд 26
Каталог Библиотеки Конгресса США https://catalog.loc.gov . Он включает
18 млн библиографических записей, в том числе на русском языке.
Слайд 27
Полнотекстовые БД
EBSCO, Scopus, Web of Science, East View,
Интегрум и др.
Ресурсы ограниченного доступа содержат большой объем информации в
свободном доступе
Hathi Trust Digital Library https://www.hathitrust.org,
POLPRED.com https://polpred.com и др.
Слайд 28
Электронные библиотеки открытого доступа
ЭБ «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru,
Фундаментальная ЭБ
«Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru,
Научно-образовательный портал Высшей школы экономики
ЭСМ: экономика, социология, менеджмент http://ecsocman.hse.ru и др.
Слайд 29 eLIBRARY.ru https://www.elibrary.ru – крупнейшая в России ЭБ, содержит
более 29 млн научных статей и публикаций из российских журналов.
Слайд 30ЭБ привлекает пользователей удобной навигацией, легким для восприятия дизайном и
количеством публикаций. В составе коллекции ЭБ – почти 2 млн
научных статей.
Слайд 31НЭБ https://rusneb.ru содержит 4,6 млн объектов.
НЭБ – это: 1)
объединенный ЭК фондов российских библиотек; 2) единые технологии поиска; 3)
интеграция с социальными сетями; 4) личный кабинет и единый электронный читательский билет 7) широкий набор сервисов для библиотек.
Слайд 32
Электронные энциклопедические и справочные БД
Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru
Большая советская
энциклопедия http://bse.uaio.ru/BSE/bse30.htm
Encyclopedia Britannica https://www.britannica.com и др.
Крупнейший энциклопедический ресурс
Интернета ‒ Рубрикон (www.rubricon.com)
Англоязычный ресурс Encyclopedia (www.encyclopedia.com)
Слайд 33
Электронные путеводители:
по справочным и библиографическим ресурсам РНБ
(http://nlr.ru/nlr_visit/RA2020/bibliograficheskie-spravochnyie-resursyi#p1).
по открытым ресурсам по культуре и искусству РГБ (http://infoculture.rsl.ru/RSKD/main.htm).
«Газеты в сети и вне ее» (http://nlr.ru/res/inv/ukazat55)
Открытый библиографический архив (http://nlr.ru/ibores/oba)
Слайд 34Простой формой организации коллекции веб-ресурсов является список ссылок, например: проект
«ЭКБСОН» (информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования
и науки) (http://www.vlibrary.ru/?id=6).
Слайд 35
Дистанционное обслуживание (виртуальное обслуживание) – предоставление библиотечно-информационных услуг
посредством информационно-коммуникационных технологий без обязательного присутствия пользователей в библиотеке.
ГОСТ Р
7.0.103-2018 Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения я, п. 3.3.12.
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Слайд 36Типы ВСС
Синхронные ВСС выполняют запросы пользователей в режиме реального времени.
Асинхронное
виртуальное СБО предполагает прием запроса через форму на сайте библиотеки,
выполнение справки в течение определенного времени и отправку ответа через электронную почту.
Слайд 37
Библиографически ориентированные ВСС осуществляют поиск информации по библиографическим ресурсам библиотек(и)
(печатным и электронным).
Интернет-ориентированные ВСС осуществляют поиск интернет-ресурсов, соответствующих запросу,
с переадресацией к ним пользователя.
Слайд 38
Характерные черты работы
обязательность выполнения всех запросов, соответствующих
правилам пользования ВСС;
оперативность выполнения запросов;
корректность в общении с пользователями в
сочетании с лаконичностью ответов;
ведение архива выполненных справок.
Слайд 39
Ограничения в работе ВСС
Полнота и качество
ответов: как правило, число источников ограничивается (от 5 до 25).
Тип
принимаемых запросов: не принимаются запросы коммерческого и развлекательного характера.
В рамках обращения в ВСС единовременно рассматривается только один запрос.
Слайд 40
Технология выполнения «виртуальной» справки:
прием запроса (веб-форма,
регистрационная форма);
составление портрета пользователя;
анализ запроса;
поиск, выявление и отбор релевантной информации;
предоставление
ответа: составление письма, отправка по электронной почте пользователю;
внесение запроса и ответа в архив выполненных справок.
Слайд 41
Перечень показателей, предложенный в ГОСТ Р 7.0.20–2014 «Библиотечная
статистика: показатели и единицы исчисления», применяется избирательно, в зависимости от
специфики библиотеки, состава её фондов и спектра оказываемых услуг.
УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 42
Формы внутреннего учета
бланки запросов
книга учета запросов и
справок
таблица учета библиотечно-информационного обслуживания с элементами СБО
отчёт – квартальный, полугодовой
и годовой.
Слайд 43 предполагает:
разработку комплекса нормативных документов: положения о СБО,
должностных инструкций, технологических инструкций и технологических карт на отдельные процессы;
введение унифицированных форм учета результатов СБО на основе применения единых критериев и стандартизированной терминологии.
ОРГАНИЗАЦИЯ СБО
Слайд 44
Дополнительные услуги СБС
индивидуальное сопровождение библиографического поиска по электронным
ресурсам;
помощь в поиске полнотекстовой тематической информации, электронных версий печатных публикаций,
адресных и справочных сведений;
дополнительные сервисные услуги.
Слайд 45
Персонализация услуг:
предложение услуг строится на основе предпочтений пользователя,
с учетом его образовательного статуса, уровня владения компьютерной техникой, поисковых
навыков, коммуникабельности, возрастных, национальных, региональных особенностей.
Слайд 46
ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ
У библиотеки нет продуктов и/или услуг, на
которые был бы явный спрос. → Необходимо выявить приоритетные ИП
потребителей и модернизировать СБО.
У библиотеки есть продукты и услуги, которые недостаточно востребованы. → Необходимо найти потребителя для них.
Слайд 47
Интернет-инструменты продвижения продуктов и услуг
сайт библиотеки
рассылки
пресс-релизы
анонсы
интерактивные сервисы (игры,
опросы)
онлайновые презентации и выставки
внешние форумы и блоги и др.