Слайд 1Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Слайд 2План:
1. Механизм спроса и предложения.
1.1. График спроса. Факторы,
влияющие на спрос.
1.2. График предложения. Факторы, влияющие на
предложение.
2. Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие.
3.Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Слайд 3Взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется графиком спроса
или кривой спроса.
Слайд 4Объем спроса на некий товар – это количество товара, которое
покупатели желают приобрести за определенный период. Объем спроса зависит от
цены данного товара, от цен других товаров, от доходов и вкусов покупателей.
Слайд 5Когда спрос увеличивается, покупатели желают приобрести больше, чем прежде, по
тем же ценам, и (или) желают «платить больше» за то
же самое количество товара.
Когда спрос уменьшается, покупатели желают приобретать меньше, чем прежде «по тем же ценам», или «желают платить меньше» за то же самое количество товара.
Слайд 7Кривая предложения строится при неизменности основных факторов, определяющих издержки продавцов.
Факторы,
относящиеся к сфере предложения:
основные средства производства (магазины, компьютеры, печатные
прессы и т.п.)
имеющиеся технологии
цены переменных производственных факторов
Слайд 8Когда предложение увеличивается, продавцы желают поставлять большее количество товара по
тем же ценам или то же самое количество товара, но
по более низким ценам.
Когда предложение снижается, продавцы желают поставлять меньшее количество товара по тем же ценам или то же самое количество товара, но по более высоким ценам.
Слайд 9Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие
Слайд 10Равновесная цена (Equilibrium price) - цена, при которой объем спроса
равен объему предложения.
Слайд 11Маршалл Альфред различает 3 периода времени:
мгновенное равновесие, когда предложение неизменно;
краткосрочное
равновесие, когда фирмы могут больше производить на данных предприятиях;
длительное равновесие
(или "нормальная цена"), когда фирмы могут отказаться от старых предприятий или построить новые, когда в данной отрасли одни фирмы могут появиться, а другие - исчезнуть
Слайд 123.Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие
Основными инструментами государственного
регулирования рынка являются: налоги, дотации, фиксированные цены.
Наиболее цивилизованным инструментом государственного
регулирования рынка являются
Введение налогов на рынок можно рассмотреть на примере введения акцизного налога.
Слайд 13Условно возьмем два варианта:
А) налог уплачивают продавцы;
Б) налог уплачивают покупатели.
В
первом случае произойдет сдвиг кривой предложения влево вверх, т.к. для
получения прежней величины выручки продавец будет согласен продать товар по более высокой цене (на величину налога).
Слайд 14Новое равновесное состояние будет характеризоваться меньшим объемом и более высокой
ценой.
Хотя налог уплачивают продавцы, однако бремя налога распределяется между продавцами
и покупателями.
Слайд 16Во втором случае акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. В
этом случае покупатели согласны купить тот же объем товара, если
его цена без налога будет ниже ( на величину налога).
Слайд 18В таком случае покупатели заплатят цену за товар с включением
налога, равную прежней цене. В результате кривая спроса переместится вниз
на величину налога, а новый объем продаж и цены будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы.
Слайд 19То есть не играет роли тот факт, кто выступает плательщиком
налога – продавцы или покупатели.
Пропорции в распределении налогового бремени между
продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.
Слайд 20Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения
в наклонах кривых спроса и предложения.
Чем больше наклон кривой
спроса и чем меньше наклон кривой предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов.
Слайд 21Влияние дотаций на рыночное равновесие
Дотация – это налог наоборот, то
есть государство помогает производителям продукции.
Дотация устанавливается или в процентах к
единице блага, или в абсолютной сумме на единицу блага.
Введение дотаций для производителей стимулирует их деятельность, поэтому объем производства возрастет, а цена снизится и кривая предложения сместится вправо вниз.
Слайд 22Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в
распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, а другая часть
поступит в бюджет покупателей.
Аналогичным будет и результат в случае, когда дотацию поучают покупатели. Отличие состоит в сдвиге на величину дотации кривой спроса, а не кривой предложения.
Слайд 23Влияние фиксированных цен на рыночное равновесие.
В распоряжении государства имеются два
способа:
А) установление верхнего потолка цен
Б) установление нижнего предела цен.
Установление верхнего
предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения.
Слайд 24Установление нижнего предела цен, но цен выше равновесного также означает
снижение объема продаж ниже равновесного объема.
Таким образом, и в первом
и во втором случае объем продаж будет ниже равновесного объема.