Слайд 1Средневековье (XII–XVII вв.).
Московская Русь.
Религиозный характер культуры
Слайд 2Время Киевской или Древней Руси:
IX– начало XII вв. (862–1132
гг.)
К XII–XIII в. Древняя Русь развалилась на составные княжества →
политическая раздробленность.
Однако всех русских скрепляло православие и православная церковь!
В XIII в. бóльшая часть русских земель вошла в состав державы монгольских ханов.
Монголо-татарское иго: 1243–1480 гг. – традиционное название вассальной зависимости русских княжеств от монгольских ханов.
Слайд 3Экспансия с Запада
Угроза со стороны Швеции
Шведы захватили Старую Ладогу и
Новгород, но были разгромлены в 1240 г. князем Александром Ярославичем
в Невской битве, что позволило русичам сохранить выход к Балтийскому морю.
Слайд 4Экспансия с Запада
В XIII–XV вв. немецкие рыцари (Тевтонский и Ливонский
ордена) неоднократно проявляли агрессию в отношении русских земель.
Решающая победа над
крестоносцами была одержана князем Александром Ярославичем Невским в битве на Чудском озере, известной также как Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.
Слайд 5Князь Александр Невский не только смог защитить северо-западные русские земли,
но и не допустил подчинения Руси католицизму, способствуя дальнейшему объединению
русских княжеств.
Слайд 6В XIV столетии при Дмитрии Донском политическое положение московского князя
и юридическая природа его власти, охватывавшая всю полноту владельческих прав
на наследственный удел, начала распространяться на всю Русскую землю, включая те части, которыми московские князья ещё не владели.
Слайд 7Частноправовое понятие о государе как о хозяине-вотчиннике, который нуждается лишь
в милости Божией, а власть его абсолютна и государство принадлежит
ему как собственность, просуществовало в России вплоть до начала XX в. Свою силу Москва воспринимала как награду за православие («Москва – третий Рим»).
В 1448 г. Русская православная церковь обрела автокефалию, т.е. независимость от Константинополя, который в 1453 г. был взят турками.
Слайд 8В общей сложности русское самодержавие сложилось именно под сенью ханской
власти татаро-монгольских завоевателей. В борьбе с ними Московская Русь использовала
их же принцип беспрекословного единодержавного правления без участия каких-либо органов народного представительства, будь то вече, рада или сейм.
Это проявилось в замене титула Великий князь на Государь всея Руси. Так стал именоваться с 1485 г. Иван III. В 1547 г. Иван IV венчался на царство – первый царь и великий князь всея Руси.
Слайд 9Слово «Господарьство» появилось в документах середины XV в. и обозначало
и личную власть правителя, и подвластную территорию, а также использовалось
как почтительное обращение к князю.
Господарьство → Государство
Слайд 10Варяги принесли на Русь военную культуру и военную структуру в
общественно-государственном устройстве России.
Русское средневековое общество также было военным лагерем, в
котором формируются следующие идеалы: каждый мальчик – будущий солдат, каждая девочка – потенциальная мать будущего солдата.
До сих пор россияне считают великими людьми страны или царей (Иван Грозный, Пётр I, Сталин) или военачальников (Суворов, Жуков).
Слайд 11В результате монгольского нашествия Русь из страны городов превратилась в
сельское государство, главной ячейкой которого была деревенская община с замкнутым
натуральным хозяйством, сохранявшим патриархальные отношения. В XVII в. произошло окончательное (бессрочное) и полное (потомственное) закрепощение крестьян и юридическое оформление крепостного права (Соборное уложение 1649 г.).
Слайд 12Со второй половины XIV в. Москва стала общепризнанной столицей формирующегося
русского государства. О растущем потенциале Москвы свидетельствовала Куликовская битва (Дмитрий
Донской, 1380 г.), после которой можно говорить о формировании современного русского этноса и начале нового периода в истории нашей страны.
Слайд 13XIV–XV вв. на Руси называют золотым веком иконописи. Русь раскрывала
своё умозрение не в текстах, а в красках, стремясь к
тому, чтобы икона через зримый, видимый образ помогала душе прийти к невидимому, то есть к Богу.
Поисками выражения духовного опыта в искусстве занимались Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, прославившиеся своими иконописными образами, вписанными в архитектурное пространство храма.
Слайд 14Греческое слово «икона» означает образ – лик (не лицо!) Иисуса
Христа, Богородицы, небесных ангелов, святых, живших на земле и прославивших
себя подвигами служения Богу и людям, а также сцены из Священного Писания и события Священной истории.
Слайд 15Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная», 1425–1427 (ГТГ)
По преданию Рублёв писал икону
в «память и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому – основателю Троице-Сергиевой
лавры (мужской монастырь, Сергиев Посад)
Слайд 16Репин И. Е. «Иван Грозный и сын его Иван 16
ноября 1581 г.» (1885)
Слайд 17Конец XVI – начало XVII столетия было сложным и противоречивым.
Смерть последнего из Рюриковичей привела к кризису государственной власти. Быстрая
смена царей, усугубившаяся военной польской интервенцией, привела к смуте. Ситуация изменилась, когда в 1613 г. на Земском соборе царём был избран Михаил Фёдорович Романов, основатель династии, царствовавшей в России до 3 марта 1917 г.
Слайд 18В середине XVII в. была проведена церковная реформа Никона, которая
должна была устранить мелкие отличия русской православной обрядности, а также
некоторые положения в русских богослужебных книгах в соответствие с греческой практикой.
Реформа → раскол церкви → старообрядчество
Слайд 19XVII в. стал временем начавшейся секуляризации культуры, т.е. освобождение её
от церковного влияния → формируется светская культура.
Это проявилось в распространении
грамотности и появлении читающей публики, развитию светской литературы, появлению школ и первого высшего учебного заведения в России – Славяно-греко-латинской академии.
XVII в. – это время, когда западная культура начинает укореняться на русской почве.