Слайд 2План
Византийская цивилизация.
Исламская цивилизация.
Западноевропейская средневековая цивилизация.
Слайд 3Литература:
Буданова В.П. История мировых цивилизаций (Електронна версія).
Всемирная история: Ученик
для вузов / Под ред.. Г.Б. Поляка, А.Н.Мирковой. – М.:
ЮНИТИ, 2001.
Гребенюк А.В. Цивилизации античного мира и средневековой Европы. М., 1997.
Губарєв В.К. Довідник школяра і студента. Всесвітня історія. – Донецьк, 2004.
Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994.
Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М., 1996.
Крижанівська О.О., Крижанівський О.П. Історія середніх віків. Вступ до історії Західноєвропейського Середньовіччя: Курс лекцій. – К.: Либідь, 2004.
Павленко Ю.В. История мировой цивилизации. Философский аналіз. – 2-е изд. – К.: Фенікс, 2004.
Рубель В.П. Історія середньовічного Сходу: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1997.
Христианство: Словарь. - М., 1994.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Владос, 1997.
Слайд 4
Цель лекции: Ознакомить студентов с социокультурным наследием цивилизаций средневековья.
Основные
задачи: Дать студентам общие сведения о византийской, исламской и средневековой
европейской цивилизациях.
Слайд 5Византийская цивилизация
Ранний период (IV первая половина VII вв.), когда
формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию.
Средний
период (вторая половина VII XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве.
Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.
Слайд 6Особенности цивилизации
Своеобразие Византийской цивилизации заключается в сочетании, синтезе античных институтов
и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все
основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом.
Слайд 7Роль религии
Один из характерных признаков средневековых цивилизаций господство мировых религий.
Впервые идеология в ее религиозной форме становится доминирующим фактором развития
цивилизации, ее ведущим компонентом. Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство одна из религий спасения. Оно являлось государственной религией с IV в., определяя духовную жизнь Византии. Языческое сознание сменилось христианским дисгармоничным, трагическим, обращенным к внутреннему миру человека.
Софийский собор в Константинополе.
Современная реконструкция
первоначального вида
Слайд 8Православие и ереси
Путь формирования этого сознания был отнюдь не прост.
Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но
и борьба с ересями различными недогматическими толкованиями христианских истин. Предметом споров ортодоксов и еретиков стали самые изначальные постулаты христианства: догмат о Святой Троице, постижение природы Христа, соотношение духовного и физического в человеке. Наиболее распространенными были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и идеологической формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство.
Василий Суриков
«Первый Вселенский Никейский Собор»
Слайд 9Разделение церквей
Теологические расхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы),
события, произошедшего в 1054 г. и немало повлиявшего на дальнейшее
развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской.
Слайд 10Наследие античности
Культурные ценности языческой античности византийской церковью не отрицались. Изучение
античной литературы и философии поощрялось.
Византийская школа, в отличие от
западноевропейской, не была подчинена церкви. Система образования была близка античной.
Под сильным влиянием Античности развивалась и византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной.
В византийской школе. Миниатюра
Слайд 11
Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, когда доминирующим фактором
в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской
империи.
Уникальным свойством Византийской цивилизации, пополнившим генотип человеческого общества, было сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.
Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием.
Слайд 12Отношение к Византии
Ее могли ненавидеть, но не могли в то
же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы
громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания. Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия.
Густав Доре.
«Взятие Константинополя
Крестоносцами в 1204 году»
Слайд 13Отношение к Византии
Однако иностранцев в Византии должны были удивлять не
только высокие стандарты городского быта и иные внешние атрибуты непривычной
для них цивилизации. Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.
Слайд 14Исламская цивилизация
Исламскую цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они
принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи.
Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.
Аравия в начале VII века
Слайд 15На пути к монотеизму
Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали
проникновению в Аравию христианства и иудаизма.
Таким образом складывались духовные
предпосылки для появления новой монотеистической религии, как основанные на верованиях арабов, так и предлагаемые иудаизмом и христианством.
Потребность в новой вере приобрела особую остроту к VI в. В это время падает значение торговли в экономической жизни Аравии, т.к. торговые пути перемещаются в Иран.
Слайд 16Ханифизм
К началу VII в. в Аравии, в особенности в
Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск
нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.
Мекка
Слайд 17Возникновение Ислама
В 613 году Мухаммед провозгласил свой символ веры (шахада):
«Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха». С этого
момента берёт начало история Ислама.
Ислам (буквально «покорность») вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства.
Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение
Слайд 18Коран
Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от муслим преданный) стал Коран
(Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через
пророка Мухаммеда.
Уже после смерти пророка Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.
Коран Османа. Экземпляр Корана, возможно древнейший из существующих ныне, созданный в VII веке.
Слайд 19Обязанности правоверного
Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов
веры).
Вера в единого бога Аллаха и его посланника пророка
Мухаммеда.
Ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом.
Соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря).
Ежегодное отчисление в пользу мусульманской общины заката одной сороковой доли доходов.
Хадж, паломничество в Мекку, священный город мусульман.
Слайд 20Храм Каабы – одна из главных
мусульманских святынь.
Постепенно, в ходе
арабских завоеваний стало формироваться учение о священной войне за веру
(джихад) с неверными и о спасительной силе ее для душ верующих.
Учение о Страшном суде, загробном воздаянии за добро и зло, совершенное в земной жизни, об ангелах, дьяволе и аде было сходно с христианским.
Сходным с христианским было и учение о братстве всех верующих-мусульман вне зависимости от этнической и социальной принадлежности, богатства или бедности.
По отношению к иудеям, христианам и зороастрийцам мусульмане в те времена демонстрировали веротерпимость, при условии, что последние станут подданными мусульманского государства и будут платить установленные для них налоги.
Храм Каабы – одна из главных
мусульманских святынь.
Слайд 21Ранняя история мусульманской религии
Ок. 570 –род. Мухаммед.
610 – начало пророческой
миссии.
613 – начало публичных проповедей.
622 – Хиджра.
623 –
начало войны с Меккой.
630 – вступление войск мусульман в Мекку.
632 – смерть Мухаммеда.
Мечеть Масджид аль-Набави, Медина
Слайд 22Начало халифата
Мухаммед создал теократическое арабское государство.
Поскольку, его преемники не
могли именоваться пророками, они воспринимались как его заместители. Слово «заместитель»,
по-арабски «халиф». А мусульманская держава стала называться «халифат».
Направления первых мусульманских
завоевательных походов
Слайд 23Арабские завоевания
Первые (праведные) халифы.
Абу Бекр (632-634)
Омар ибн Хаттаб(634-644)
Осман (644-656)
Али (656-661).
Слайд 24Арабские завоевания
Уже при первых халифах арабы начали завоевательные войны. Причем,
сразу на два фронта против Византии и государства Сасанидов. Одержав
над ними победы, арабы захватили Сирию, Палестину, Месопотамию, Иран, часть Армении, Северный Азербайджан, вторглись в Пенджаб, Согдиану и Хорезм. В Северной Африке был покорен Египет.
Слайд 25Рост Халифата
В VIII в. арабы продвинули свои границы до Большого
Кавказского хребта, расширили свои владения в Средней Азии и проникли
в долину Инда. На западе они подчинили уже всю Северную Африку (араб. название Магриб - Запад). Затем арабский полководец Джибаль-аль-Тарик переправился через пролив у Геркулесовых столбов и захватил большую часть Испании. Название пролива, сохранившееся до сих пор, Гибралтар – связано с его именем. В течение одного столетия образовался Арабский халифат по размерам превосходящий Римскую империю.
Гибралтарская скала
Слайд 26Исламизация
Местное население на завоеванных землях быстро исламизировалось.
Этому в значительной
степени способствовало то, что мусульмане платили в казну десятину, остальные
же от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать.
Способствовали исламизации и смешанные браки.
Внутренний вид соборной
мечети в Кордове. X в.
Слайд 27Распад Халифата
Однако, уже во второй половине VIII в. начинается ослабление
и распад халифата. Этому способствовали различный уровень экономического развития стран,
входящих в халифат, сепаратистские устремления их правителей, борьба различных политических группировок за власть, народные восстания.
Окончательно халиф был лишен светской власти в 945 г., когда образовавшееся на западно-иранских землях государство Буидов захватило Багдад тогдашнюю столицу халифата.
Духовная власть халифов просуществовала еще три века, хотя номинально все это время халиф считался верховным правителем мусульман.
Слайд 28Арабская культура
Арабская культура прошла сложный путь развития. В ней можно
различить собственно арабскую культуру и культуру завоеванных арабами и исламизированных
народов, которая нередко находилась на более высоком уровне, чем культура самих завоевателей. Эта культура синтезировала достижения не только собственно арабской, но древневавилонской, персидской, среднеазиатской культур, а также наследие античности.
Слайд 29Латынь Востока
Расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI века. Они достигли
значительных успехов в художественной литературе, в частности в поэзии, в
любовной лирике, религиозной и придворной поэзии. Между X-XV вв. сложился популярный сборник народных сказок Тысяча и одна ночь.
Арабская азбука была создана в Сирии в VI в. арамеями (сирийцами), алфавит состоял из 28 букв.
Классический арабский язык сложился на базе Корана и староарабской поэзии. Этот язык долгое время оставался языком государственных учреждений, поэзии и литературы. Его роль в средние века была исключительно велика и сравнима с ролью латинского языка в средневековой Европе и греческого в Византии.
Арабский алфавит
Слайд 30Медресе
Главными центрами образования у арабов стали мусульманские средние и
высшие школы медресе (от араб. дараса изучать), которые готовили служителей
культа, учителей, государственных чиновников.
Медресе Улугбека в Самарканде
XV в.
Слайд 31Дом мудрости
Главным центром культуры был Багдад. В IX в. здесь
был создан Дом мудрости своеобразная академия наук. При нем находились
библиотека старинных рукописей, астрономическая обсерватория, переводческая школа. Здесь переводились сочинения Аристотеля, Платона, Архимеда, Птолемея, Эвклида и др.
Страница из арабского
перевода «Начал» Эвклида
Слайд 32Астрономия
Большое распространение получили заджи астрономические сочинения. Развивалась математика, география и
картография, основанные на трудах Птолемея. Арабы вслед за Эратосфеном измерили
дугу меридиана, и ошиблись лишь на 1%. Весь мусульманский мир до сегодняшнего дня пользуется созданным в VII в. лунным календарем, где исходной датой считается 16 июля 622 г. дата переселения Мухаммеда из Мекки в Медину.
Иллюстрация из сочинения аль-Бируни
«Книга вразумления начаткам науки
звёзд» написанной около 1029 года.
Показаны различные фазы Луны.
Слайд 33Орнаменты
Среди архитектурных сооружений того времени наиболее совершенными были мечети и
дворцовые здания. Они украшались арабесками тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими,
с включением стилизованных надписей.
Слайд 34Мусульманские учёные
Улугбек
Реконструкция
М. Герасимова
1394 - 1449
Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037)
Аль-Хорезми
(783-850)
Омар Хайям
(1048-1131)
Аль-Беруни
(973 - 1048)
Слайд 35Арабские мореплаватели
Многие арабские термины вошли в морской словарь.
‘амир аль
бахр «повелитель моря» (адмирал)
дар ас-сина’а «работный
двор» (верфь) арсенал
бариджа «несущее крепость» (тип судна) баржа
мизан «весы» (уравновешивание судна мачтой косого паруса) бизань
гъураб «ворон» (вид военного судна) галера
хабль «веревка» (для причаливания) кабель
мавсим «отмета» (ветер с ожидаемой стороны» муссон
харрака «сжигающее» (вид военного судна) фелюга
Карта Пири Рейса 1513 г.
Слайд 36Западноевропейская средневековая цивилизация
23 августа 476 г. один из германских
военачальников на римской службе Одоакр сверг с престола последнего римского
императора малолетнего Ромула Августула и провозгласил себя королем Италии, отказавшись от императорского титула. Эта дата считается последним днем Западной Римской империи и последним днём Античности.
476 год. Одоакр низвергает Ромула Августула
Слайд 37Попытки возрождения империи
История Средневековой цивилизации знает две попытки создания в
Западной Европе универсальных империй. Первая связана с завоевания франкского короля
Карла Великого (742-814). Вторая попытка реализовать идею империи в Западной Европе связана с образованием Священной Римской империи и королём Оттоном I (912-973).
Папа Лев III венчает Карла Великого императорской
короной в Риме 25 декабря 800 года.
Слайд 38Феодальная иерархия
Главой феодальной иерархии был король. Его верховенство носило личный,
частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его
вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были крестьяне.
Слайд 39Основа феодализма
Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов или феодальных
государств на землю и личная зависимость крестьян от феодала. (Нет
земли без сеньора).
За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы). В Раннее средневековье преобладала первая форма ренты барщина. Она дополнялась и жесткими формами личной зависимости крестьян от феодала: суд над крестьянами, ограничение свободы в наследовании. С XII в. барщина постепенно уступает место оброку.
Слайд 40Сословное деление общества
Общество средневекового Запада состояло из трех сословий:
Духовенство.
Дворянство (светские феодалы ).
Третье сословие (горожане и крестьяне). Первые два
сословия были привилегированными. Принадлежность к сословию являлась наследственной и определялась имущественным положением человека.
Слайд 41Корпоративизм
Одной из отличительных черт Средневековой цивилизации Запада был корпоративизм. Средневековый
человек всегда чувствовал себя частью общности. Таких общностей, объединяющих людей
по различным признакам было множество. Средневековыми корпорациями были: сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город.
Гербы средневековых цехов
Герб Мальтийского
рыцарского ордена
Герб Кембриджского
университета
Слайд 42Роль Христианства
Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства.
Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в
обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство.
Собор Святого Петра в
Риме
Слайд 43Папство
В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти.
Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V
в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра.
В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата.
Герб Ватикана
Папская тиара
Слайд 44Монастыри – центры образованности
В VI в. появился первый монастырь, основанный
Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов
требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения.
В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке.
В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Монастырский скрипторий
Слайд 45Духовная и мирская власть
Для церкви одним из важнейших вопросов был
вопрос об отношении к мирской власти.
В 413 г. христианский
теолог и церковный деятель Аврелий Августин, епископ города Гиппон, написал сочинение «О граде Божьем», в котором были сформулированы основные принципы взаимоотношений церкви и мирской власти, церкви и государства.
Аврелий Августин
(354-430)
Папа Лев Х в соборе Святого Петра
Слайд 46Католическая философия
Фома Аквинский (1225-1274), чье учение специальной энцикликой папы Льва
XIII признано официальной философией католицизма, писал о гармонии веры и
разума, считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога, но в случае конфликта истин разума и истин откровения отдавал предпочтение истинам откровения.
Фома Аквинский
(1225-1374)
Слайд 47Отличительная особенность средневековой цивилизации
Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой
цивилизации является то, что она в своем становлении и развитии
впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала: античное наследие, цивилизацию варварского мира и христианство.
К. Батлер. Зигфрид и Брунхильда.
Масло на холсте, 1909
Святой Ремигий
крестит короля
Хлодвига в 489 г.
Рафаэль Санти.
Платон и
Аристотель. 1511
Слайд 48Развитие культуры
Развитие цивилизации шло непростым путем. В период ее становления
наблюдается полный упадок культурной жизни. Однако уже в VIII в.
начался культурный подъем во Франкском государстве при Карле Великом, так называемое Каролингское возрождение, центром которого стал Аахен. Эпоха Развитого средневековья время развития светской, городской культуры, возрождения наук и искусства.
Дворцовая часовня
Карла Великого.
Париж XIV века
Слайд 49Схоластика
Важный рубеж в интеллектуальной жизни - появление схоластики (от греч.
схола - школа), метода познания, основанного на логике. Даже путь
постижения Бога схоласты видели не в мистическом откровении, а в логике, рассуждении.
Разум стал инструментом постижения истины.
Преподаватели
Сорбонны
Слайд 50Книгопечатание
Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности
и изобретение книгопечатанья. В 1450 г. Иоганн Гутенберг в Майнце
(Германия) издал первую полнообъемную печатную книгу Библию.
Иоганн Гуттенберг
(1400-1468)
Страница Библии
Гуттенберга
Слайд 51Университеты
Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали
средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию,
грамматику, риторику и музыку.
Старейшими из них были Болонский университет (Италия), основанный в конце XI в., и Сорбонна в Париже (XII в), однако к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов.
Складывается трехуровневая система обучения бакалавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора (доктор права) было присвоено на юридическом факультете Болонского университета в XII веке.
Болонский университет
Сорбонна
Кембриджский университет
Слайд 52Поэзия
В анналы мировой культуры вошел героический эпос тех времен Песнь
о Ролланде, Песнь о Нибелунгах, Песнь о Сиде, лирическая легенда
о Тристане и Изольде, записанная в XII в. Кретьеном де Труа, легенды о короле Артуре, Роман о Розе и др. В них авторы не только восхваляли мужество и добродетели героев, их верность долгу, но обращались к миру человеческих чувств. Великолепные образцы любовной лирики дала поэзия вагантов и трубадуров, воспевающих любовь к Прекрасной даме.
Немецкий Миннезингер XIV в.
Слайд 53Архитектура
Готический стиль, пришедший на смену романскому, как бы объединяющий архитектуру,
скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь (собор Парижской
Богоматери во Франции, Миланский собор в Италии, Вестминстерское аббатство в Англии, Венсенский замок в Париже, ратуша в Брусселе и др.).
Капелла в Больё-сюр-Дордонь.
Романский сстиль.
Готический стиль
Слайд 54Роль городов
Особый вклад в развитие Западноевропейской средневековой цивилизации внесли города.
В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились
образованность, предприимчивость и активность. Горожане были носителями этических представлений и норм, отличавшихся как от аскетической религиозной морали, так и от рыцарской культуры. С возникновением университетов в города переносится центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки.
Вид на сохранившийся
центр средневекового Толедо