Слайд 1Размышления о проблемах современного учителя
Мостова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук,
доцент, заведующая кафедрой НОО ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Слайд 2«Воспитание в широком понимании – это многогранный процесс постоянного духовного
обогащения и обновления и тех кого воспитывают и тех, кто
воспитывает»
В. А. Сухомлинский «Разговор с молодым директором школы»
Слайд 3Положительные изменения в современной практике школьного образования
в значительной степени связаны
с процессами непрерывного совершенствования самих педагогов, которое, предполагает, прежде всего,
формирование и становление их субъектных качеств
Слайд 4Проблема развития субъектной позиции каждого педагога в целостном образовательном процессе
отражена в работах
В. А. Сухомлинского («Наши учителя, воспитатели», «Помощь учителю
в совершенствовании педагогического мастерства»)
Ю. Л. Блиновой ( вопросы психолого-акмеологического сопровождения учителя)
С. Г. Вершловского( «Взрослый как субъект образования»)
Е. В. Волковой («Субъектность педагога: теория и практика»)
М. В. Хаджиева М.В.( «Принципы развития субъектной позиции учителя в педагогическом процессе» и др.
Слайд 5По А.К. Марковой, структура субъектных свойств учителя
может быть представлена
следующими блоками характеристик:
Объективные характеристики
Субъективные характеристики
Профессиональные, психологические, педагогические знания
Профессиональные умения
Профессиональные, психологические позиции, установки
Личностные особенности
Слайд 6Е. Н. Волкова
Основу субъектности составляют особенности
самосознания и коммуникативные характеристики
педагога.
Самосознание педагога-субъекта связано с отношением педагога к себе как
субъекту собственной педагогической деятельности, отличается
гибкостью
«Я-концепции», характеризующей личность как открытую систему, способную к непрерывным изменениям, совершенствованию, к активному взаимодействию с внешней средой.
Слайд 7С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, Н. И. Соколова
Педагог как субъект
деятельности характеризуется особым ценностным отношением к учащимся, которое выражается в
его мотивационно-смысловых установках, связанных с восприятием учащегося как уникальной внутренне детерминированной, самоценной личности, равноправного партнера педагогического взаимодействия
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2010, № 3, с. 40-45
Слайд 8Наиболее значимые субъектные качества педагога
активность
готовность к саморазвитию и творчеству
способность
к рефлексии
умение общаться и др.
Слайд 9Литература
1. Блинова Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение.
– Казань: ТГГПУ, 2010. – 202 с.
2. Вершловский С.
Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 3-8.
3. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979. – 393 с.
4. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973. – 204 с.
5. Хаджиева М.В. Принципы развития субъектной позиции учителя в педагогическом // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. – С. 1859-1862.], [2], [5] и др.