Слайд 1Средства и методы научного исследования.
Эмпирические методы
Курс «Исследовательская практика» ФСПО,
2 курс
Слайд 2Введение
Средства и методы являются важнейшими составляющими компонентами логической структуры организации
деятельности. Поэтому они составляют крупный раздел методологии как учения об
организации деятельности.
Средства и большинство методов относятся не только к научной, но и к практической деятельности, к учебной деятельности и т.д.
Слайд 3Средства научного исследования (средства познания)
В ходе развития науки разрабатываются
и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые.
Кроме того,
в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства.
В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.
Слайд 4Связь с эмпирическими методами
Материальные средства познания – это, в первую
очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных
средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.
Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов.
Слайд 5Математические средства
Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический
аппарат опи- сательных наук.
Математические средства позволяют:
1) систематизировать эмпирические данные;
2) выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности;
3) математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).
Слайд 6Методы исследования
Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы
играют применяемые методы исследования.
Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический –
дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические
P.S. Методы исследования описываются в любой научной работе, необходимы для методологического описания прохождения исследования
Слайд 7Эмпирические методы исследования
Иногда эмпирические методы исследования разделяют на две группы:
1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов
и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.
2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.
Большинство из перечисленных методов будут присутствовать в нашем курсе.
Слайд 9Эмпирические методы. Откуда взять материал для анализа?
Источником фактического материала для
исследования служит также разнообразная документация: архивные материалы в исторических исследованиях;
документация предприятий, организаций и учреждений
в экономических, социологических, педагогических и других исследованиях и т.д.
Изучение результатов деятельности играет важную роль в педагогике, особенно при изучении проблем профессиональной подготовки учащихся и студентов; в психологии, педагогике и социологии труда; а, например, в археологии при проведении раскопок анализ результатов деятельности людей: по остаткам орудий труда, посуды, жилищ и т.д. позволяет восстановить образ их жизни в ту или иную эпоху.
P.S. Проблема нахождения объективных данных
для анализа подчас становится очень сложной задачей проведения исследования.
Слайд 10Наблюдение
Наблюдение – в принципе, наиболее информативный метод исследования.
Это единственный
метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов,
доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.
В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным. Целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением.
Слайд 11Организация наблюдения
Научное наблюдение складывается из следующих процедур:
определение цели наблюдения (для
чего, с какой целью?);
выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);
выбор способа
и частоты наблюдений (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
Слайд 12Измерение
Измерение используется повсеместно, в любой человеческой деятельности (например, измерение времени).
Точность
измерения зависит от соотношения объективных и субъективных факторов в процессе
измерения.
К числу таких объективных факторов относятся:
1) возможности выделения в изучаемом объекте тех или иных устойчивых количественных характеристик, что во многих случаях исследования, в частности, социальных и гуманитарных явлений и процессов затруднено, а, подчас, вообще невозможно;
Слайд 13Измерение
2) возможности измерительных средств (степень их совершенства) и условия, в
которых происходит процесс измерения. В ряде случаев отыскание точного значения
величины принципиально невозможно. Невозможно, например, определить траекторию электрона в атоме и т.д.
К субъективным факторам измерения относятся выбор способов измерения, организация этого процесса и целый комплекс познавательных возможностей субъекта – от квалификации экспериментатора до его умения правильно и грамотно истолковывать полученные результаты.
Слайд 14P.S.
Особого внимания заслуживает разговор о шкалах измерения, о чем будет
отдельный разговор …