Слайд 1Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Выполнила
Студентка 3.642 группы
Филатова Н.А.
Слайд 2Сенсорное воспитание
включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных
отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового
анализа речи и другое
Слайд 3Средства сенсорного воспитания:
Дидактическая игра
Комната сенсорного развития
Музыкальной деятельность
Изобразительная деятельность
Конструирование
Родной язык
Труд в
природе
Слайд 4По мнению Поддьякова Н.Н. и Н.П.Сакулиной [2;17]основным средством сенсорного развития
в процессе обучения является занятия, на которых дети осуществляют ту
или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам могут быть использованы также дидактические игры и пособия.
Слайд 5В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор
считались основным средством сенсорного воспитания ребенка.
Слайд 6Задача дидактической игры –
в упорядочивании, обобщении, группировке впечатлений, уточнении
представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных
отношений, звуков.
Слайд 7Я. Коменский, Ф. Фребель,
М. Монтессори, О. Декроли,
Е. И.
Тихеева
разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей
со свойствами и признаками предметов
Слайд 8 В советской педагогике система дидактических игр была создана в
60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее
авторами являются известные педагоги и психологи:
Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В последние время поиски ученых
З.М. Богусловская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Сминого и др.
идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов. Переносом сформированных умственных действий на основе содержания.
Слайд 9С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные
процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об
окружающей жизни.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Слайд 10В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:
1.повторно воспринимать
окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и
различии;
2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Слайд 11В практике для развития сенсорного опыта детей, используют дидактические игры:
словесные,
настольно-печатные,
игры с предметами и игрушками.
Дети с увлечением
играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Слайд 14 В качестве средства сенсорного воспитания выступает также комната сенсорного
развития.
Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного
рода стимуляторов.
Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор.
Слайд 15Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех
анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но
и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Слайд 16Специальное оборудование установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы
чувств человека.
проекторы,
световые трубки,
фиброоптические волокна,
сухие бассейны,
мягкие
покрытия,
разгрузочные сиденья,
генераторы запахов,
специальная музыка
Слайд 19
По мнению Н.А. Ветлугиной, развитие сенсорных процессов происходит в музыкальной
деятельности в процессе первоначального обучения пению идет формирование у дошкольников
восприятия звуковысотных и ритмичных отношений.
Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов и т.д. тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развитого его эстетическое чувство. Неоднократно подтверждалась роль сенсорного воспитания и в изобразительной деятельности, так как изотворчество немыслимо без восприятия цветов, форм, пропорций.
Слайд 20Комарова Т.С., Сакулина Н.П. [2;45]одним из средств сенсорного воспитания является
изобразительная деятельность.
Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение
которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы.
Слайд 21 На занятиях рисованием, лепкой дети учатся правильно называть и
различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия
продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка.
Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.
Слайд 23Поддьяков Н.Н. [2;20]одним из средств развития детской сенсорики выделял –конструирование,
которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. [1;26] Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Слайд 24Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца
(форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.
В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным.
Слайд 25Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в
процесс восприятия процессы мышления.
В процессе обучения детей сооружению
разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности.
Слайд 26Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного
изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.
Слайд 28Тихеева Е.И рассматривает родной язык как средство сенсорного воспитания. Роль
речи в умственном развитии ребенка, единство сенсорного и лингвистического воспитания.
Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.
Слайд 29Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык
есть непосредственная действительность мысли.
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные
представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств — из окружающего его вещественного мира. [4;1]
Слайд 30Наиболее необходимым в процессе сенсорного воспитания по мнению
Журовой Л.Е.
и Тумаковой Г.А. [2;111]является фонематический слух.
Фонематический слух – сенсорная
основа нашей речи, поэтому, раскрывая содержание сенсорного воспитания на занятиях по родному языку, в основном мы говорим о развитии и воспитании фонематического слуха детей дошкольного возраста.
Слайд 32Корзакова Е.И.[2;143] отмечала что окружающая нас природа, а именно труд
в природе является одним из необходимых средств сенсорного воспитания.
Мир
природы удивительно богат разнообразными формами, красками, звуками, запахами. Очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Возможности которые открывает мир природы для сенсорного и умственного воспитания, далеко не исчерпаны, особенно это касается трудовых процессов.
В процессе правильной организации трудовой деятельности с одной стороны идет выполнение трудовых заданий, а с другой – общее сенсорное и умственное развитие детей.
Слайд 33Следует отметить большое значение труда в природе в сфере сенсорного
воспитания детей старшего дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся
со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Во время труда ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами, имеющими разнообразные свойства и качества. Это почва, семена, листья растений, веточки, грунт, камешки, плоды, орехи, вода и многое другое. Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума»
через восприятие.[3]
Слайд 35Таким образом, важными средствами в процессе сенсорного воспитания детей дошкольного
возраста являются:
Дидактическая игра
Комната сенсорного развития (именно ее наполняемость)
Музыкальной деятельность
Изобразительная деятельность
Конструирование
Родной
язык
Труд в природе
Слайд 36Список литературы:
1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений -
М.: Лист, 1993. – 26с.
2. Сакулина Н.П., Поддьякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред.. , Методическое указание.- М., Просвещение.1969. – С.179.
3. Саморуковой П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П.Г. Саморуковой - М., 1991.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год