Разделы презентаций


СРС : на тему Обследование детей на стоматологическом приеме

Содержание

План: Введение1. Инструментарий2.Основные методы3.Дополнительные методы.4. Медицинская документация

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СРС: на тему «Обследование детей на стоматологическом приеме»
Выполнили: студенты 404 стом
Проверила: Орынбаева


Биби-Айша Шубаевна
АО « Медицинский университет Астана»
Кафедра ортопедической и детской

стоматологии

Астана,2017 г.

СРС: на тему «Обследование детей на стоматологическом приеме»Выполнили: студенты 404 стомПроверила: Орынбаева Биби-Айша Шубаевна АО « Медицинский

Слайд 2План:
Введение
1. Инструментарий
2.Основные методы
3.Дополнительные методы.
4. Медицинская документация

План: Введение1. Инструментарий2.Основные методы3.Дополнительные методы.4. Медицинская документация

Слайд 3Ведение
При организации стоматологического приема у детей, врачи сталкиваются с рядом

трудностей, связанных с поведением детей. Для достижения успеха врач-стоматолог должен

иметь основы знаний возрастной и семейной психологии, владеть различными технологиями управления поведением детей в ходе проведения каждой стоматологической манипуляции.
ВедениеПри организации стоматологического приема у детей, врачи сталкиваются с рядом трудностей, связанных с поведением детей. Для достижения

Слайд 4Инструменты для обследования полости рта

Стоматологическими инструментами для обследования полости рта

являются: зеркало, зонд, пинцет.
Одним из первых инструментов, с помощью которого начинается

клиническое обследование полости рта и зубов пациентов, является стоматологическое зеркало. Зеркало состоит из металлической ручки с ввинченным стержнем, на конце которого в металлической оправе под углом 115 – 125° закреплено плоское или сферическое вогнутое зеркало, преимущественно круглой формы. Вогнутое зеркало в отличие от плоского увеличивает изображение объекта.

Инструменты для обследования полости ртаСтоматологическими инструментами для обследования полости рта являются: зеркало, зонд, пинцет. Одним из первых инструментов,

Слайд 5Стоматологический зонд
Для обследования состояния зубов пациента, используют стоматологические зонды, предназначенные для выявления

и исследования кариозных полостей. При помощи этих зондов определяют болезненность

зуба и уточняют топографию устьев корневых каналов.

Стоматологический зондДля обследования состояния зубов пациента, используют стоматологические зонды, предназначенные для выявления и исследования кариозных полостей. При помощи этих

Слайд 6Стоматологический пинцет
  Отличается от обычного тем, что его рабочая часть

не имеет насечек и согнута под углом 115 – 120°.

С помощью пинцета в раскрытый рот вводят ватные валики, тампоны, шарики, выполняют разные манипуляции на пораженной слизистой оболочке и в зубах. Пинцетом вводят жидкие лекарственные вещества в полость зуба, в зубодесневые карманы. С помощью пинцета определяют подвижность зубов.

Стоматологический пинцет  Отличается от обычного тем, что его рабочая часть не имеет насечек и согнута под углом

Слайд 7
СБОР АНАМНЕЗА Сбор анамнеза – это возможность получить информацию о ребенке

и его семье, что является очень важным для выяснения условий,

которые могли привести к развитию заболевания.
Кроме того, данные анамнеза облегчают диагностику, нередко проясняя ситуацию уже до начала непосредственно клинического обследования.
При сборе анамнеза у ребенка необходимо присутствие родителей, так как на некоторые вопросы ребенок не сможет ответить самостоятельно. Поскольку стоматология детского возраста занимается практически всеми аспектами роста и развития ребенка, целью обследования является не только выявление таких стоматологических заболеваний, как кариес и пародонтит.

СБОР АНАМНЕЗА Сбор анамнеза – это возможность получить информацию о ребенке и его семье, что является очень

Слайд 8Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)
Опрашиваются родители.
От какой

беременности и какой по счету ребенок
Как протекала беременность у матери


Режим и особенности питания беременной.
Как протекали роды
Масса тела и рост при рождении.
На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном..
Перенесенные заболевания в том числе инфекционные и хирургические вмешательства.
Профилактические прививки Реакции на прививки.

Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)Опрашиваются родители.От какой беременности и какой по счету ребенокКак протекала

Слайд 9Анамнез жизни детей старшего возраста
Какой по счету ребенок?
Как развивался в

период раннего детства?
Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства.
Профилактические прививки.
Туберкулиновые пробы, когда

проводились, их результат.
Контакт с инфекционными больными.
Анамнез жизни детей старшего возрастаКакой по счету ребенок?Как развивался в период раннего детства?Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства.Профилактические

Слайд 10аллергологический анамнез;
при обследовании детей с инфекционными заболеваниями слизистой оболочки полости

рта важно выяснить эпидемиологический анамнез
наследственная предрасположенность к стоматологическим заболеваниям;
сведения

о перенесенных и имеющихся стоматологических заболеваниях, травмах челюстно-лицевой области, причинах удаления зубов;
информация о социально-экономическом положении семьи и бытовых условиях
аллергологический анамнез;при обследовании детей с инфекционными заболеваниями слизистой оболочки полости рта важно выяснить эпидемиологический анамнез наследственная предрасположенность

Слайд 11Анамнез заболевания
— субъективная характеристика ребенком и его родителями динамики заболевания

от его начала до обращения к врачу-стоматологу.
1. Жалобы при поступлении

в стационар и в период наблюдения (рассказ больного или родителей).
2. Когда заболел ребенок?
3. При каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня до момента обследования?
4. Общие проявления заболевания (температура, озноб, сон, аппетит, жажда, вялость, беспокойство, настроение и др.) – отразить в динамике.
Анамнез заболевания— субъективная характеристика ребенком и его родителями динамики заболевания от его начала до обращения к врачу-стоматологу.1.

Слайд 12Внешний осмотр

Внешний осмотр

Слайд 13ВНЕШНИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО
При внешнем осмотре определяют наличие или отсутствие асимметрии

лица (губ, щек, углов рта, носа, соотношение верхней и нижней

губ, линию их смыкании, размер нижней трети лица, угла НЧ), других деформация, мимические нарушения.

ВНЕШНИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГОПри внешнем осмотре определяют наличие или отсутствие асимметрии лица (губ, щек, углов рта, носа, соотношение

Слайд 14 
Сглаженность носогубных складок, парезы, опухоли, воспалительные состояния, дефекты, возникшие после

травмы или других патологических процессов. Анатомические образования нижней трети лица.


1- носогубная складка;
2- верхняя губа;
3- фильтр;
4- угол рта;
5- линия смыкания губ;
6- красная кайма губ;
7- подбородочная складка 
 Сглаженность носогубных складок, парезы, опухоли, воспалительные состояния, дефекты, возникшие после травмы или других патологических процессов. Анатомические образования

Слайд 15Варианты соотношения передних зубов с красной каймой губ при улыбке 

Варианты соотношения передних зубов с красной каймой губ при улыбке 

Слайд 16В клинике ортопедической стоматологии широкое распространение получило деление лица на

три части:
Верхнюю
Среднюю
Нижнюю

В клинике ортопедической стоматологии широкое распространение получило деление лица на три части:  ВерхнююСреднюю Нижнюю

Слайд 17-Верхняя треть лица расположена между границей волосистой части на лбу

и линией, соединяющей брови. -Границами средней части лица служат линия, соединяющая

брови и основание перегородки носа. -Нижняя треть лица - это его часть от основания перегородки носа до нижней точки подбородка 
-Верхняя треть лица расположена между границей волосистой части на лбу и линией, соединяющей брови.  -Границами средней

Слайд 18 Для ортопедических целей важно различать два размера высоты нижней трети

лица.

-Первую измеряют при сомкнутых зубах, и она называется окклюзионной.



-Вторую определяют в положении относительного функционального покоя, когда нижняя челюсть опущена и между зубами возникает промежуток.

Это - высота относитель­ного функционального покоя. Выраженность подбородочной и носогубной складок.
Мокнущие углы рта при значительной потере зубов, обусловившей снижение окклюзионной высоты. 
 Для ортопедических целей важно различать два размера высоты нижней трети лица. -Первую измеряют при сомкнутых зубах, и

Слайд 19Осмотр полости рта
Объективное обследование Осмотр полости рта начинают с преддверия

рта при сомкнутых челюстях и расслабленных губах, подняв верхнюю и

оттянув нижнюю с помощью стоматологического зеркала В первую очередь осматривают красную кайму губ и углы рта: цвет, наличие чешуек, корок. На внутренней поверхности – обычно бугристость за счет малых слюнных желез и точечные отверстия – выводные протоки МСЖ. Затем осматривают внутреннюю поверхность щек с помощью зеркала: цвет, увлажненность, наличие образований. Обычно на уровне верхних вторых маляров обнаруживаются сосочки- устья выводных протоков ОСЖ.
Осмотр полости ртаОбъективное обследование Осмотр полости рта начинают с преддверия рта при сомкнутых челюстях и расслабленных губах,

Слайд 20Определяют соотношение зубных рядов – прикус, который делят на физиологический

и патологический Затем производят осмотр десен. В норме слизистая десен

бледно-розового цвета, плотно охватывает шейку зуба. Десневые сосочки занимают межзубные промежутки. По месту зубодесневого соединения образуется бороздка, которая может вследствие патологического процесса (прорастание эпителия вдоль корня) образовывать пародонтальный карман Осмотр десен позволяет определить вид воспаления
Определяют соотношение зубных рядов – прикус, который делят на физиологический и патологический Затем производят осмотр десен. В

Слайд 21 Осмотр собственно полости рта В первую очередь производят общий

осмотр, обращая внимания на цвет слизистой и ее увлажненность. Затем

осматривают язык. Начинают с определения состояния сосочков: нормальное состояние, гипертрофия, атрофия, усиленная десквамация При атрофии сосочков – поверхность гладкая, иногда ярко-малиновой окраски
Осмотр собственно полости рта В первую очередь производят общий осмотр, обращая внимания на цвет слизистой и

Слайд 22Осмотр собственно полости рта
При осмотре дна полости рта обращают

внимание на слизистую оболочку: наличие складок, уздечки языка, наличие выводных

протоков подчелюстной и подъязычной слюнных желез. Далее осматривают твердое небо. Слизистая неба твердая. В переднем отделе – поперечные складки, видные точечные отверстия МСЖ. Мягкое небо заканчивается небными дужками и язычком.
Осмотр собственно полости рта При осмотре дна полости рта обращают внимание на слизистую оболочку: наличие складок, уздечки

Слайд 23 Осмотр зубов
Производят осмотр всех зубов. Целесообразно производить осмотр

всегда с одной стороны, например, справа налево с моляров нижней

челюсти, а затем слева направо – с моляров верхней челюсти Осмотр производят с помощью набора инструментов, наиболее часто используют стоматологическое зеркало, зонд и стоматологический пинцет. Однако в работе должны быть угловой зонд, экскаватор, металлический шпатель. При осмотре обращают внимание на цвет зуба,форму и величину. При наличии кариозной полости проводят ее зондирование: глубина, наличие размягченного дентина, состояние устьев каналов и др.
Осмотр зубов Производят осмотр всех зубов. Целесообразно производить осмотр всегда с одной стороны, например, справа налево

Слайд 24Перкуссия — постукивание по зубу
Применяется для определения состояния пародонта. Пинцетом

или ручкой зонда постукивают по режущему краю или жевательной поверхности

зуба.
Если в периодонте нет очага воспаления, перкуссия безболезненна.
Удары должны быть легкими и равномерными.
Начинать следует с заведомо здоровых зубов.
Различают вертикальную перкуссию и горизонтальную
Перкуссия — постукивание по зубу Применяется для определения состояния пародонта. Пинцетом или ручкой зонда постукивают по режущему

Слайд 25Перкуссия
Вертикальная
Горизонтальная

ПеркуссияВертикальнаяГоризонтальная

Слайд 26Пальпация — ощупывание
Применяется для определения припухлости опухоли, уплотнения, подвижности органов

или тк
В одних случаях ее производят одним указательным пальцем,
В

других слизистую оболочку берут в складку двумя пальцами
В третьих случаях (при пальпации тканей щеки) ее производят указательными пальцами правой и левой руки, причем один палец находится снаружи, а другой — со стороны полости рта.
Начинают с неповрежденного участка слизистой оболочки
Пальпация — ощупываниеПрименяется для определения припухлости опухоли, уплотнения, подвижности органов или ткВ одних случаях ее производят одним

Слайд 27Осмотр и пальпация тканей щеки (А), губ (Б) и дна

полости рта (В)

Осмотр и пальпация тканей щеки (А), губ (Б) и дна полости рта (В)

Слайд 28Пальпаторное (а) и инструментальное (б) определение подвижности зуба.
Подвижность зубов определяют пинцетом

путем раскачивания. Зуб имеет физиологическую подвижность, которая в норме почти

незаметна.
I степень — смещение в вестибулярно-оральном направлении; 
II степень — смещение в вестибулярно-оральном и боковом направлениях; 
III степень — смещение и по оси зуба (в вертикальном направлении).
Пальпаторное (а) и инструментальное (б) определение подвижности зуба.Подвижность зубов определяют пинцетом путем раскачивания. Зуб имеет физиологическую подвижность, которая

Слайд 29ЗОНДИРОВАНИЕ
Данное исследование выполняется с помощью зонда (чаще угловым), который держат

в правой руке, в левой руке держат стоматологическое зеркало.
Определяется

наличие кариозной полости, размягчение в ней, глубина кариозной полости, болезненность дна кариозной полости, а также чувствительность эмали — гиперестезия.
ЗОНДИРОВАНИЕДанное исследование выполняется с помощью зонда (чаще угловым), который держат в правой руке, в левой руке держат

Слайд 30Зондом проверяют все углубления, пигментированные участки и др.
Если целостность

эмали не нарушена, то зонд свободно скользит по поверхности зуба.
При

наличии кариозной полости в зубе зонд задерживается в ней.
Зондом проверяют все углубления, пигментированные участки и др. Если целостность эмали не нарушена, то зонд свободно скользит

Слайд 31Рентгенологическое исследование зубочелюстной системы у детей
Рентгенологическое исследование позволяет получить около 80%

всех диагностических показателей, касающихся состояния различных элементов зубочелюстной системы лицевого

и мозгового черепа.
Многие из этих показателей не могут быть правильно представлены без использования рентгенологического метода.
Вместе с тем опасность воздействия ионизирующего излучения на растущий детский организм заставляет использовать его с осторожностью и с особым вниманием относиться к методике и технике рентгенологического исследования детей и подростков
Рентгенологическое исследование зубочелюстной системы у детей Рентгенологическое исследование позволяет получить около 80% всех диагностических показателей, касающихся состояния

Слайд 33Меры предосторожности
Рентгенограммы зубочелюстной системы у детей должны производиться на пленках

хорошего качества, позволяющих предельно сокращать время съемки.
Внеротовые съемки надо делать

с помощью стационарных рентгеновских аппаратов, с большого фокусного расстояния (не менее 1 м), при использовании усиливающих экранов с высокой разрешающей способностью, что также позволяет резко уменьшить дозу облучения.
Меры предосторожностиРентгенограммы зубочелюстной системы у детей должны производиться на пленках хорошего качества, позволяющих предельно сокращать время съемки.Внеротовые

Слайд 34Продолжение…
Необходимо тщательно следить за тем, чтобы поле, на которое падают

рентгеновские лучи, было строго ограничено диафрагмами и не превышало размеров

снимаемой области.
Диафрагмирование поля на дентальных аппаратах осуществляется фильтрами, вложенными в основание тубусалокализатора.
Следует использовать набор фильтров разной толщины с различными отверстиями в зависимости от снимаемой группы зубов.

Продолжение…Необходимо тщательно следить за тем, чтобы поле, на которое падают рентгеновские лучи, было строго ограничено диафрагмами и

Слайд 35Методики рентгенографии зубочелюстной системы разделяются на внутриротовые, внеротовые и специальные.

Методики рентгенографии зубочелюстной системы разделяются на внутриротовые, внеротовые и специальные.

Слайд 36Из различных видов внутриротовой рентгенографииу детей, особенно младшего возраста, должна

использоваться съемка вприкус.
Она позволяет получить изображение довольно большого участка

альвеолярного отростка и нескольких (4-5 зубов), что необходимо даже при изолированных поражениях. Такую съемку у детей осуществить значительно легче, чем контактную рентгенографию.
Из различных видов внутриротовой рентгенографииу детей, особенно младшего возраста, должна использоваться съемка вприкус. Она позволяет получить изображение

Слайд 37Обзорная рентгенограмма верхней челюсти используется для установления наличия
зачатков зубов, при

диагностике сквозной расщелины, подозрении на опухольцентральных отделов верхней челюсти.
Условия рентгенографии:

55-60 кВ, 10 мА, 0,3-0,6 с, кожно-фокусное расстояние 25-35 см.

Обзорная рентгенограмма верхней челюсти используется для установления наличиязачатков зубов, при диагностике сквозной расщелины, подозрении на опухольцентральных отделов

Слайд 38Кассету прижимают к исследуемой области так, чтобы ее нижний край

выступал на 2-3 см ниже края челюсти. Голову наклоняют на

20° и слегка поворачивают в снимаемую сторону, а луч направляют на центр кассеты со стороны нижнечелюстного угла противоположной стороны.

Съемка дистальных отделов тела, угла и ветви нижней челюсти производится на дентальном аппарате на кассете размером 13x18 см.
Ребенок сидит в кресле так, чтобы среднесагиттальная плоскость черепа была перпендикулярна плоскости пола, а линия, соединяющая козелок уха и угол рта, располагалась горизонтально.

Кассету прижимают к исследуемой области так, чтобы ее нижний край выступал на 2-3 см ниже края челюсти.

Слайд 39Луч падает горизонтально на центр кассеты. Во время рентгенографии исследуемый

ребенок открывает рот. Условия съемки: 60-65 кВ, 10 мА, 0,4-0,5

с.

Височно-челюстной сустав у детей проще всего снимать по методике Парма.
Кассету размером 13x18 см прижимают вплотную к снимаемому сочленению и устанавливают параллельна среднесагиттальной плоскости.
Трубку без тубуса подводят со стороны противоположного сустава на 3-4 см кпереди от наружного слухового прохода.

Луч падает горизонтально на центр кассеты. Во время рентгенографии исследуемый ребенок открывает рот.  Условия съемки: 60-65

Слайд 40Среди специальных методик рентгенологического исследования важнейшую роль для изучения зубочелюстной

системы у детей и подростков играют панорамная томография черепа и

увеличенная панорамная рентгенография челюстей.
Вторым специальным видом рентгенологического исследования, представляющим большую ценность для детской стоматологии, является увеличенная панорамная рентгенография челюстей, которая производится с помощью специальных аппаратов, анод рентгеновской трубки которых вводят во время съемки в рот пациента на глубину 4-6 см.
Гибкие кассеты с усиливающими экранами или пакетированную пленку располагают снаружи вокруг верхней или нижней челюсти.
Специальная конструкция анода позволяет получить на конце его расходящийся под углом 270е пучок лучей, отображающих на каждой из кассет увеличенную (в 1,2-1,4 раза) развернутую картину всей верхней или нижней челюсти с зубным рядом и прилежащими структурами.
Среди специальных методик рентгенологического исследования важнейшую роль для изучения зубочелюстной системы у детей и подростков играют панорамная

Слайд 42За последние годы в диагностике различных деформаций зубочелюстной системы и

всего черепа все более широко используется так называемая телерентгенография, при

которой на рентгенограммах производится серия антропометрических измерений для определения размеров и соотношений различных отделов лицевого и мозгового черепа.
За последние годы в диагностике различных деформаций зубочелюстной системы и всего черепа все более широко используется так

Слайд 43Цитологическое исследование

Цитологическое исследование

Слайд 44Материал для исследования можно полу­
чать с помощью отпечатка, соскоба, пункции

и прополаскивания полости рта для получения осадка ротовой жидкости

Материал для исследования можно полу­чать с помощью отпечатка, соскоба, пункции и прополаскивания полости рта для получения осадка

Слайд 45Мазок-отпечаток получают следующим образом: ученическую резинку наре­зают узкими столбиками с

рабочей частью 5x5 см и стерилизуют кипячением. Ис­следуемый участок в

полости рта просушивают марлевым тампоном и к нему при­ кладывают резинку. Затем полученный материал отпечатывают на сухом обезжи­ренном стекле, нанося 4-8 отпечатков.

Таким способом можно получить лишь по­верхностные, легко отделяющиеся клетки.

Мазок-отпечаток получают следующим образом: ученическую резинку наре­зают узкими столбиками с рабочей частью 5x5 см и стерилизуют кипячением.

Слайд 46Соскоб с различных участков исследуемой поверхности делают с помощью металлического

шпателя или кюретажной ложки

Соскоб с различных участков исследуемой поверхности делают с помощью металлического шпателя или кюретажной ложки

Слайд 47Пунктат получают, вводя в исследуемый участок иглу, надетую на сухой

сте­рильный шприц. Набирают материал и помещают на предметное стекло, распре­деляя

тонким слоем с помощью другого предметного стекла.

Пунктат получают, вводя в исследуемый участок иглу, надетую на сухой сте­рильный шприц. Набирают материал и помещают на

Слайд 48Осадок ротовой жидкости получают путем последовательных полосканий полости рта физиологическим

раствором. В специальных пробирках центрифугиру­ют, сливают надосадочную жидкость, а каплю

осадка помещают на предметное стекло. Этот способ получения материала по Ясиновскому может быть использован для определения активных лейкоцитов, а также для экспресс-диагностики ви­русных заболеваний с помощью иммунофлюоресценции.

Осадок ротовой жидкости получают путем последовательных полосканий полости рта физиологическим раствором. В специальных пробирках центрифугиру­ют, сливают надосадочную

Слайд 49Акантолитические клетки
Гигантские клетки образуются при баллотирующей дегенерации, акантолизе и
дистрофии

клеточных элементов
Опухолевые клетки

Акантолитические клеткиГигантские клетки образуются при баллотирующей дегенерации, акантолизе и дистрофии клеточных элементовОпухолевые клетки

Слайд 50Неспецифическое воспаление
Острый гнойный апикальный периодонтит. У корня зуба (1), в

апикальной зоне периодонтальной связки очаг гнойного воспаления с инфильтрацией нейтрофильными

лейкоцитами (2), формированием абсцесса (3). Воспалительный процесс распространяется в костную ткань лунки (4) –начальная фаза остеомиелита.
Неспецифическое воспалениеОстрый гнойный апикальный периодонтит. У корня зуба (1), в апикальной зоне периодонтальной связки очаг гнойного воспаления

Слайд 51Исследование среды полости рта

Исследование среды полости рта

Слайд 52Определение pH смешанной слюны
Определение температуры слизистой оболочки полости рта
Бактериоскопические и

бактериологические исследования
Содержание лизоцима в смешанной слюне
Определение интерферона в слюне
Определение чувствительности

микроорганизмов полости рта к антибиотикам
Определение pH смешанной слюныОпределение температуры слизистой оболочки полости ртаБактериоскопические и бактериологические исследованияСодержание лизоцима в смешанной слюнеОпределение интерферона

Слайд 53Определение pH смешанной слюны
Полоски имеют известную шкалу соответственно определенному, обозначенному

цифрами уров­ню pH, и индикаторный эталон. Полоску бумаги вводят в

полость рта ребенка, где она равномерно смачивается слюной в течение 3-5с. После извлечения ее сравни­вают с контрольной. pH смешанной слюны здоровых детей слабощелочная и ко­леблется от 7,0 до 7,4.
Определение pH смешанной слюныПолоски имеют известную шкалу соответственно определенному, обозначенному цифрами уров­ню pH, и индикаторный эталон. Полоску

Слайд 54Определение температуры слизистой оболочки полости рта
Для измерения тем­пературы слизистой оболочки

полости рта применяют медицинский электротермометр типа ТСМ-2. Шкала термометра позволяет

регистрировать температуру в пределах от 16е до 40°С, цена деления 0,2°С. К исследуемой поверхности прикла­дывают точечный датчик, а затем регистрируют указываемую стрелкой на шкале температуру. Температура слизистой оболочки полости рта соответствует темпера­туре тела здорового ребенка
Определение температуры слизистой оболочки полости ртаДля измерения тем­пературы слизистой оболочки полости рта применяют медицинский электротермометр типа ТСМ-2.

Слайд 55Бактериоскопические и бактериологические исследования
проводят для уточне­ния причины заболевания слизистой оболочки

полости рта, вызванного специ­фической инфекцией.
Для забора материала используют специальные

стерильные пробирки. Перед взятием мазков надо промыть рот теплой водой, не применяя никаких лекарст­венных полосканий, поверхность элемента высыпания просушить марлевым там­поном. Материал забирают из глубины исследуемого поражения.
Бактериоскопические и бактериологические исследованияпроводят для уточне­ния причины заболевания слизистой оболочки полости рта, вызванного специ­фической инфекцией. Для забора

Слайд 56Содержание лизоцима в смешанной слюне
определяют по ферментативному ли­зису чувствительных к

нему бактерий М.lysodeicticus методом диффузии в агар (К.А.Каграманова, 1964). В

качестве субстрата используют взвесь М.lysodeicticus в 1% агаре. Среднее содержание лизоцима в слюне здоровых детей в возрасте от 1 мес. до 6 лет 59±41,06 мкг/мл.
Содержание лизоцима в смешанной слюнеопределяют по ферментативному ли­зису чувствительных к нему бактерий М.lysodeicticus методом диффузии в агар

Слайд 57Определение интерферона в слюне
основано на исследовании его активности по задержке

цитопатического действия тест-вируса. Для проведения этого исследо­вания 2-3 мл слюны

собирают с помощью стерильного резинового баллончика и сливают в стерильную пробирку. Затем для устранения микрофлоры добавляют 6% раствор соляной кислоты до pH 2,0 (так как интерферон не инактивируется и при низких значениях pH).
В слюне здоровых детей интерферон отсутствует
Определение интерферона в слюнеосновано на исследовании его активности по задержке цитопатического действия тест-вируса. Для проведения этого исследо­вания

Слайд 58Определение чувствительности микроорганизмов полости рта к антибиотикам
заключается в установлении

минимальной концентрации препарата, подавляйщей рост микробов. В настоящее время существует

два основных метода определения чувствительности микроорганизмов: метод диффузии в агар с применени­ем дисков и метод последовательных серийных разведений в жидкой или плотной
питательной среде. Для забора материала используют стерильный тампон, кото­рый после взятия мазка в стерильной пробирке отправляют в бактериологическую лабораторию.
Определение чувствительности микроорганизмов полости рта к антибиотикам  заключается в установлении минимальной концентрации препарата, подавляйщей рост микробов.

Слайд 59Исследование электроодонтовозбу-димости пульпы зуба

Исследование электроодонтовозбу-димости пульпы зуба

Слайд 60наложение активного электрода на исследуемый зуб
поворачиваем ручку-потенциометра, увеличивая силу тока

до получения порогового раздражения

необходимо использовать пластмассовый шпатель.
внимательно следим за тем,

чтобы активный электрод не соскальзывалс чувствительной точки.
наложение активного электрода на исследуемый зубповорачиваем ручку-потенциометра, увеличивая силу тока до получения порогового раздражениянеобходимо использовать пластмассовый шпатель.внимательно

Слайд 61Электровозбудимость постоянных и молочных зубов варьирует:

в период прорезывания она

понижена (или даже отсутствует)

по мере роста и формирования корней

возбудимость повышается, достигая нормальных цифр к моменту окончательного формирования корня.

Электровозбудимость зубов, стоящих вне дуги, не отличается от таковой зубов, стоящих в зубном ряду, и соответствует периоду развития зуба.
Электровозбудимость постоянных и молочных зубов варьирует: в период прорезывания она понижена (или даже отсутствует) по мере роста

Слайд 62
*18-20 мкА при начальном пульпите,
*40-50 мкА при общем и

фиброзном пульпите
*80-90 мкА при гибели корневой пульпы
-ЭВ зубов, пораженных начальным

и средним кариесом, выше,чем интактных зубов.

-ЭВ кариозных фиссур значительновыше, чем интактных.


При глубоком кариесе ЭВ зависит не от глубины кариозной
полости, а от состояния пульпы.
*18-20 мкА при начальном пульпите, *40-50 мкА при общем и фиброзном пульпите*80-90 мкА при гибели корневой пульпы-ЭВ

Слайд 63ЭВ пульпы молочных зубов при поверхностном кариесе равна 3-9 мкА,
при

среднем 5-10 мкА,
при глубоком кариесе 7-12 мкА.

ЭВ пульпы молочных зубов при поверхностном кариесе равна 3-9 мкА,при среднем 5-10 мкА, при глубоком кариесе 7-12

Слайд 66 Лабораторные методы диагностики
лабораторная диагностика включает:
ОАК
Биопсию
Бактериологическое исследование
иммунологические,
Биохимическое исследование крови
вирусологические
-

морфологическое исследование (гистологическое, цитологическое); и др. методы

Лабораторные методы диагностики лабораторная диагностика включает:ОАКБиопсиюБактериологическое исследованиеиммунологические, Биохимическое исследование кровивирусологические- морфологическое исследование (гистологическое, цитологическое);

Слайд 67Биопсия:
Биопсия — прижизненное иссечение тканей для последующего их гистологического изучения в

целях установления диагноза.

Биопсия:Биопсия — прижизненное иссечение тканей для последующего их гистологического изучения в целях установления диагноза.

Слайд 68Биопсия
Открытая
пункционная
аспирационная
С помощью троакарами извлекают столбик ткани толщиной несколько мм, который

заливают в парафин или целлоидин
Пункционная биопсия

БиопсияОткрытаяпункционнаяаспирационнаяС помощью троакарами извлекают столбик ткани толщиной несколько мм, который заливают в парафин или целлоидинПункционная биопсия

Слайд 69Открытая биопсия
Заключается в иссечении с помощью скальпеля участка или всей

патологической ткани под анестезией.
Иссекаемый блок материала должен содержать не

только пат изм-ю ткань, но и визуально не измененную ткань.
Размер материала 1 куб/см.
Фиксацию мат-ла проводят в чистой стеклянной посуде с притертой пробкой.
При исследуемый материал не должен подвергатьс травмам , сжатию или растяжению.

Открытая биопсияЗаключается в иссечении с помощью скальпеля участка или всей патологической ткани под анестезией. Иссекаемый блок материала

Слайд 70Открытая Биопсия подчелюстного лимфоузла.

Открытая Биопсия подчелюстного лимфоузла.

Слайд 71Аспирационная биопсия
Производят толстой иглой. Полученный материал представляет собой пунктат, который

м.б. подвернут только цитолог-му исследованию.
Так же в отдельных случаях м.б.

проведено экстренная биопсия, в течение 20-40 мин.
Экспресс б-я производится в начале операции, предусматривающей удаление опухоли

Аспирационная биопсияПроизводят толстой иглой. Полученный материал представляет собой пунктат, который м.б. подвернут только цитолог-му исследованию.Так же в

Слайд 72ОАК Анализ включает определение количества гемоглобина, числа эритроцитов и лейкоцитов, цветового

показателя, подсчет лейкоцитарной формулы.
Клинический анализ крови — важный дополнительный метод,

и его необходимо выполнять у каждого больного с заболеванием слизистой оболочки рта. Абсолютными показаниями к проведению анализа являются наличие в полости рта участка некроза слизистой оболочки, длительно не заживающих язв, а также возникновение подозрения на заболевание органов кроветворения. Опыт показывает, что нередко больные с заболеваниями крови в первую очередь обращаются к стоматологу, так как изменения могут проявляться прежде всего на слизистой оболочке рта. Так, при остром лейкозе, агранулоцитозе, недостаточности витамина В,2 часто первые клинические признаки заболевания обнаруживают в полости рта.
ОАК Анализ включает определение количества гемоглобина, числа эритроцитов и лейкоцитов, цветового показателя, подсчет лейкоцитарной формулы.Клинический анализ крови

Слайд 74СОЭ- при воспалительных заб-х повышается через 24 часа и остается

увеличенной некоторое время. Увел-е СОЭ при воспал-х заб-х происходит, как

правило в соответствии с тяжестью пат процесса, поэтому кроме диагностич-го она имеет важное прогностическое значение.
Цветовой показатель эр-в- благодаря ему можно получить представление о содержании гемоглобина в эр-х. этот тест оценивает состояние красной крови.
СОЭ- при воспалительных заб-х повышается через 24 часа и остается увеличенной некоторое время. Увел-е СОЭ при воспал-х

Слайд 75Биохим-е ис-е крови проводится с диагностической целью по индивидуальным показанием,

при системных заб-х, при заб-х СОПР и парадонта

Биохим-е ис-е крови проводится с диагностической целью по индивидуальным показанием, при системных заб-х, при заб-х СОПР и

Слайд 76Бактериологическое исследование
 — бактериоскопия материала, получаемого с поверхности слизистой оболочки рта,

язв, эрозий. Это исследование проводят во всех случаях, когда нужно

уточнить причину поражения слизистой оболочки, при специфических заболеваниях, гнойных процессах, для определения бациллоносительства. Часто установить причину инфекционного поражения слизистой оболочки не удается из-за наличия в полости рта огромного количества микроорганизмов. Возбудителей специфической инфекции (сифилис, туберкулез, гонорейное поражение, ак-тиномикоз, лепра, грибковые заболевания) также определяют с помощью бактериологических исследований.
Бактериологическое исследование — бактериоскопия материала, получаемого с поверхности слизистой оболочки рта, язв, эрозий. Это исследование проводят во всех

Слайд 77Более широко используют бактериоскопию фиксированных препаратов, в стоматологии — для

подтверждения или исключения грибковых поражений, в частности вызываемых дрожжеподобными грибами

Candida. Эти грибы в небольшом количестве встречаются в полости рта как сапрофиты у 50 % здоровых людей.
Более широко используют бактериоскопию фиксированных препаратов, в стоматологии — для подтверждения или исключения грибковых поражений, в частности

Слайд 78Материал для исследования берут утром натощак до чистки зубов и

полоскания полости рта или через 3—4 ч после приема пищи

и полоскания. При получении материала для бактериологических исследований соблюдают определенный порядок:
1) до взятия мазков не следует применять никаких лекарственных полосканий;
2) перед взятием мазков больному рекомендуют прополоскать рот теплой водой;
3) поверхность язвы очищают стерильным марлевым тампоном;
4) материал берут из глубины язвы;
5) полученный материал немедленно направляют в лабораторию;
6) посев на специальные среды может быть произведен непосредственно в кабинете. Несоблюдение этого порядка может привести к ложноотрицательному заключению. Наличие единичных дрожжеподобных клеток в препарате, даже в стадии почкования, не имеет диагностического значения и расценивается как носительство. Обнаружение большого количества элементов гриба, множественное почкование и наличие мицелия или псевдомицелия свидетельствует об его паразитировании. Бактериоскопическое исследование проводят периодически в процессе лечения, эффективность терапии оценивают на основании результатов лабораторных исследований.

Материал для исследования берут утром натощак до чистки зубов и полоскания полости рта или через 3—4 ч

Слайд 80Медицинская документация
Медицинская карта стоматологического больного
Медицинская карта стоматологического больного - учетная

форма № 043 / У - документ, в котором регистрируются

паспортные данные, результаты обследования, проводимого и лечения.
Первый раздел медицинской карты - паспортная часть. Заполнение этого раздела производится в регистратуре и при первичном обращении больного в поликлинику. Все последующие разделы заполняются врачом.

Медицинская документацияМедицинская карта стоматологического больногоМедицинская карта стоматологического больного - учетная форма № 043 / У - документ,

Слайд 81Графа «Диагноз» заповнюйся лечащим врачом как окончательный диагноз после расспроса,

осмотра и проведения при необходимости дополнительных методов исследования.
В некоторых случаях

диагноз может быть уточнен или даже заменен, но при этом должна быть указана дата. Однако во всех случаях диагноз должен быть указан согласно существующих классификаций.
В графе «Развитие данного заболевания» необходимо указать появление первых признаков заболевания, характер течения, лечения и его эффективность. В карту должны быть внесены результаты лабораторных и других методов исследования.

Графа «Диагноз» заповнюйся лечащим врачом как окончательный диагноз после расспроса, осмотра и проведения при необходимости дополнительных методов

Слайд 83Специальный раздел карты отводится составлению плана лечения. Это важно сделать

в первое посещение больного, что позволяет осуществить полное и комплексное

лечение (с учетом хирургического и ортопедического лечения). Наличие плана лечения необходима еще и потому, что больной по какой-либо причине может попасть к другому врачу.
Специальный раздел карты отводится составлению плана лечения. Это важно сделать в первое посещение больного, что позволяет осуществить

Слайд 84В разделе «Дневник» проводится краткий, но четкая запись о состоянии

больного и результат проводимого лечения. Медицинская карта больного как юридический

документ в течение 5 лет хранится в регистратуре, а затем сдается в архив. Для удобства записи результата осмотра зубов применяются специальные схемы (зубная формула). Существует несколько таких схем. Горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней или нижней челюсти, а вертикальная - на принадлежность зубов к правой или левой стороны. При этом постоянные зубы принято обозначать арабскими цифрами:
а временные (молочные) – римскими.

В разделе «Дневник» проводится краткий, но четкая запись о состоянии больного и результат проводимого лечения. Медицинская карта

Слайд 85По этой схеме цифра 1 соответствует центральным резцам, 2 -

боковым резцам, 3 - клыкам, 4 - первые премоляры, 5

- второй премоляр, 6 - первые моляры, 7 - вторым и 8 - третьих моляров.
Для определения состояния зуба применяются буквенные обозначения:
кариес - С
пульпит - Р
периодонтит - Pt
пломба - П
зуб, покрытый коронкой, - К
искусственный зуб несъемного протеза - Ш.
Наличие зубного камня, гипоплазия, флюороз и другие патологические изменения отмечаются в графах, расположенных под формулой зубов. Степень подвижности зуба обозначается римскими цифрами над или под его цифровым индексом. В некоторых случаях возникает необходимость точного обозначения локализации пломбы или кариозной полости на поверхности зуба. 

По этой схеме цифра 1 соответствует центральным резцам, 2 - боковым резцам, 3 - клыкам, 4 -

Слайд 86Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика