Слайд 1СРС
на тему: «Структура и организация работы детский поликлиники»
Выполнила: Абдрахманова
А.П.
Проверила :Окишева И.Н.
НАО «Медицинский университет Астана»
Кафедра детских болезней интернатуры
Слайд 2Определение
Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей
системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник
и поликлинических отделений.
Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы, специализированных детских организациях.
Слайд 3Основными задачами организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, являются:
1) профилактика
заболеваний среди детей, включая внутриутробный период их развития;
2) раннее
выявление и своевременное начало лечения заболеваний, соблюдение преемственности на всех этапах лечения и осуществление его до самого выздоровления;
3) профилактика инвалидности и предотвращение смертности среди детей;
4) воспитание здорового ребенка с целью обеспечения его полноценного психофизического развития.
Слайд 4. Основным направлением деятельности организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является
профилактическая работа, осуществляющаяся путем:
1) проведения дородового патронажа беременных женщин;
2) учета детского населения и диспансеризации здорового и больного ребенка соответственно возрасту, особенностям развития, состоянию здоровья с комплексной оценкой, согласно приложению 8 к настоящему Положению;
3) вакцинации детей;
4) подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные организации образования, согласно приложениям 6 и 7 к настоящему Положению;
5) предупреждения инфекционных заболеваний;
6) санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи, согласно приложению 5 к настоящему Положению;
7) внедрения программы Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ) по интегрированному ведению болезней детского возраста.
Слайд 5В детской городской поликлинике предусматриваются следующие структурные подразделения:
1) фильтр
с отдельным входом и изоляторы с боксами;
2) оперативное отделение
(справочное бюро, диспетчерская по приему вызовов, регистратура, кабинет медицинской статистики и другие);
3) административно-хозяйственная, финансово-экономическая службы (в самостоятельной организации), гардероб, холлы для ожидания и другие вспомогательные помещения;
4) отделение профилактики (кабинет профилактических прививок, кабинет по воспитанию здорового ребенка и формированию здорового образа жизни);
5) педиатрическое отделение (кабинеты участковых врачей);
6) отделение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных и общеобразовательных организациях образования (дошкольно-школьное отделение);
7) консультативное отделение (кабинеты врачей-специалистов);
8) отделение восстановительного лечения и реабилитации (кабинеты: физиотерапевтические, лечебной физической культуры, массажные (механического, ручного), процедурный, дневной стационар с кабинетом оральной регидратации, водолечебница, грязелечебница и другие);
9) диагностическое отделение: клиническая и биохимическая лаборатории, кабинеты лучевой диагностики (рентген, ультразвукового излучения), функциональной диагностики (электрокардиографии, энцефалографии) и другие;
10) детская молочная кухня с раздаточными молочными пунктами (детская молочная кухня может быть самостоятельной организацией).
Слайд 6Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей
в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на
дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.
Слайд 7В регистратуре могут храниться основные медицинские документы: история развития ребёнка
(форма № 112/у), медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/у).
Амбулаторные карты располагаются на стеллажах по участковому принципу в алфавитном порядке с учётом возраста детей. Истории развития детей первого года жизни, а также контрольные карты диспансерного наблюдения больного (форма № 030/у) могут храниться в кабинете участкового педиатра.
Регистратура должна иметь расписание приёма участковых врачей-педиатров, врачей-специалистов, работы профилактических, лечебных и диагностических кабинетов, в том числе, в выходные и праздничные дни.
Вызов врача к заболевшему ребёнку осуществляется при обращении в регистратуру непосредственно или по телефону.
В журнале «Вызов врача на дом» отмечаются время приёма вызова с пометкой: первичный, повторный, активный, срочный и основная жалоба больного (родителей). Каждый участковый педиатр имеет свой журнал.
Для регистрации вызовов к детям после 12 часов дня, а также в выходные и праздничные дни имеются отдельные журналы дежурных врачей. На все случаи первичных заболеваний оформляются статистические талоны (форма № 025/2у).
Слайд 8Роль фильтра
Все дети с повышенной температурой и подозрительные по
поводу инфекционного заболевания обслуживаются только на дому. Однако, не исключена
возможность их обращения непосредственно в ДП.
С целью выделения из общего потока детей с острыми инфекционными заболеваниями, в поликлинике необходим фильтр с боксами и отдельным выходом.
На фильтре работает наиболее квалифицированный фельдшер или медсестра, которые опрашивают родителей о цели посещения поликлиники и изолируют в бокс ребёнка подозрительного относительно инфекционного заболевания. В боксе ребёнок осматривается врачом-педиатром (инфекционистом), который устанавливает диагноз, при необходимости оказывает медицинскую помощь и решает вопрос о дальнейшем лечении: направляет в стационар или домой. После пребывания инфекционного больного бокс дезинфицируется или проветривается. В боксе должен быть набор медикаментов для оказания неотложной помощи, журнал регистрации инфекционных больных (форма № 060/у) и бланки экстренных извещений (форма № 058/у).
Слайд 10Оснащение кабинета здорового ребенка. Задачи, объем работы кабинета.
КЗР организуется
в ДП для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего
возраста под руководством заведующего педиатрическим отделением и под контролем главной медсестры ДП.
-оказывать помощь участковым педиатрам в проведении занятий с матерями (отцами), проводить беседы с родителями детей раннего возраста, выдавать им памятки и методическую литературу;
-обучать родителей уходу за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии грудного вскармливания, правилам введения докорма и прикорма;
-проводить работу по профилактике рахита у детей;
-совместно с участковым педиатром и медсестрой проводить индивидуальную подготовку детей и поступлению в дошкольные учреждения, школу;
-обучать участковых медсестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;
-сообщать участковым педиатрам о выявленных нарушениях в развитии ребёнка;
-вести необходимую документацию;
Слайд 11КЗР должен быть обеспечен методическими материалами:
-таблицей возрастных режимов;
-таблицей-схемой естественного и
искусственного вскармливания детей 1 года жизни;
-таблицей показателей физического и нервно-психического
развития детей раннего возраста;
-стендами с комплексами массажа и гимнастики, физических упражнений;
-схемами закаливания детей раннего возраста;
-выставками предметов ухода за ребенком, личной гигиены, одежды, обуви, игрушек для детей различных возрастных групп;
-схемой специфической и неспецифической профилактики рахита;
-стендом по подготовке ребёнка к поступлению в дошкольные учреждение.
Слайд 13Отделение восстановительного лечения.
В крупных детских городских поликлиниках организуются отделения восстановительного
лечения (ОВЛ). В состав их входят кабинеты массажа, физиотерапии, ЛФК,
ИРТ, водолечения, спелеотерапии, грязелечения, сурдологопедический, процедурный кабинет, оснащение соответствующим оборудованием и аппаратурой.
В ОВЛ организуется реабилитация детей с последствиями заболеваний органов дыхания (состояние после перенесенной острой пневмонии, хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхиальная астма и др.), нервной системы (ДЦП, невриты, энцефалопатия и др.), с врожденными и приобретенными болезнями опорно-двигательного аппарата (переломы костей, врожденный вывих бедра, врожденная косолапость и др.), хроническими заболеваниями ЛОР-органов и др.
Курсы лечения назначают врачи реабилитационного отделения совместно с врачами-специалистами.
Слайд 14Основные функции ОВЛ:
-отбор детей, направленных лечебно-профилактическими учреждениями;
-организация и осуществление на
современном уровне их реабилитации;
-направление по показаниям на стационарное восстановительное лечение
(дневной стационар поликлиники);
-освоение и внедрение в практику работы новых современных методов реабилитации детей;
-оказание консультативной помощи врачам поликлиники по вопросам восстановительного лечения.
Большое значение в повышении эффективности восстановительного лечения придаётся работе с семьями больных детей, особенно при неблагоприятных социально-бытовых условиях.
Слайд 15Дневной стационар
является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе
амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений и
предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
Слайд 16Целью дневной стационар осуществляет следующие функции:
Проведение комплексных профилактических и оздоровительных
мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости
Проведение сложных и комплексных
диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий.
Подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания.
Проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
Осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных .
Проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности детей и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертизу.
Слайд 17Структура
В структуру дневного стационара могут включаться:
- палаты, оснащенные необходимым оборудованием
и инвентарем;
- процедурный кабинет;
- хирургический кабинет с малой операционной;
- комната
для пребывания медицинского персонала;
- комната для приема пищи больными;
- иные кабинеты по решению руководства лечебно-профилактического учреждения.
Для осуществления функций дневного стационара могут быть использованы диагностические, лечебные, реабилитационные и другие подразделения лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого он создан.
Слайд 18Кабинет врача-педиатра
Кабинет врача-педиатра участкового медицинской организации создается для осуществления консультативной,
диагностической и лечебной помощи детям. На должность врача-педиатра участкового Кабинета
назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.
Слайд 19Кабинет осуществляет следующие функции:
динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием
прикрепленного детского населения;
проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста,
беременных;
профилактические осмотры детей;
проведение иммунопрофилактики;
проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей;
направление детей на консультации к врачам-специалистам
направ ление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;
проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях;
динамическое наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете, и их оздоровление;
профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации;
обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства;
организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
Слайд 20организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
организация работы стационара на дому;
оформление
медицинской документации детей на санаторно-курортное лечение;
проведение мероприятий по профилактике и
раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции и туберкулеза;
проведение мер по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том числе первого года жизни;
оформление медицинской документации детей, страдающих детскими болезнями, для направления на медико-социальную экспертизу;
проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей;
проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;
подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;
участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;
ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Кабинета в установленном порядке;
Слайд 21Специализированная и консультативная помощь в поликлинике.
Во многих ДП оказывается специализированная
помощь детям, объём её зависит от мощности поликлиники. В первую
очередь укомплектовывают должности врачей отоларингологов, офтальмологов, невропатологов, кардиоревматологов, врачей по лечебной физкультуре и логопедов. В пределах городского района, города возможна централизация отдельных специализированных служб (рентгенологической, функциональной диагностики, урологической, гастроэнтерологической, нефрологической, аллергологической, пульмонологической и др.)
В больших поликлиниках создаются кабинеты по охране зрения детей. Оправдали себя организация приёмов фтизиатра, эндокринолога, детского психиатра на базе детской поликлиники.
Отдельные виды специализированной помощи могут оказываться детям в диспансерах – кожно-венерологическом, онкологическом, противотуберкулёзном.