Слайд 1Становление эмоционально-психологической общности взрослого и новорожденного.
Выполнила: Ананьева Светлана
Группа: SZ-Б19В-01
Слайд 2Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать
в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения.
Слайд 3Новорожденность – синтез психосоматического единства (3 нед. – 3,5 мес.)
Слайд 4Новорожденность является самостоятельной и стабильной стадией в общем психическом развитии
ребенка.
На стадии новорожденности происходит
отлаживание и совершенствование уже функционирующих органических систем:
Пищеварения;
Терморегуляции;
осуществляется интенсивная их координация по особой программе (режим питания, сна, бодрствования и др.)
происходит формирование новых реакций и схем поведения (реакция на влажность, холод и др.)
преодоление некоторых врожденных реакций (пеленание как способ преодоления эмбрионального телесного поведения).
Действия взрослого в этих условиях никогда не реактивны, а конструктивны. В каждый отдельный момент времени они избыточны относительно реальных возможностей, состояний, реакций новорожденного.
Слайд 6Главная особенность связи матери и ребенка в это время – несимметричность
отношений ее участников.
«Мать любовно лелеет малыша, а он, по-видимому, даже
не знает о ее существовании. Его крик, гримаски, движения никому не предназначаются. Они становятся сигналами только потому, что их «ловит», «читает» мать. В массе хаотичных движений мать высматривает отдельные действия, которые сопровождает проявлениями особой радости и удовлетворения. Наибольшее значение она обычно придает взгляду и улыбке, Поймав взгляд малыша, мать всякий раз радуется: улыбается, оживленно заговаривает, гладит. На протяжении первых недель ей удается все быстрее и легче останавливать на себе взгляд ребенка. Сосредоточение ребенка постепенно становится все глубже и длительнее. Вскоре близкий взрослый занимает положение главного объекта его внимания» А.Г. Рузская
Слайд 7Новорожденные становятся более внимательными к окружающему миру.
Они узнают близких людей
и направляют свое внимание в первую очередь на тех, кто
о них заботится.
Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося взрослого.
Взрослый обращается с малышом так, как будто рассчитывает на его ответные действия, как будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоции.
Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий.
Слайд 8Принципиально важно, что только внутри такой программы возможно понимание взрослым состояний
ребенка, их адекватное прочитывание. Взрослый понимает ребенка самой программой ухода,
понимает «тем», что делает с ребенком, а не «тем», что он думает о нем. Программа ухода за ребенком (не в медицинском, а в психологическом смысле) на данной стадии есть язык новой формы события ребенка и взрослого.
Слайд 9Врожденная пластичность человеческой телесности (как одна из предпосылок к универсальному
развитию) позволяет ребенку уподобляться, идентифицироваться (вплоть до импринтинга) с программой
организации его жизнедеятельности, со способами вхождения взрослого в со-бытие.
Процесс «внешней» организации со стороны взрослого и процесс «внутреннего» уподобления со стороны ребенка приводят к формированию целостных соматических органов (было простое включение их отдельных функциональных элементов), а также происходит координация различных органических предпосылок в целостные организменные образования, их интеграция.
Слайд 10Появляются такие новообразования, как различные виды сосредоточения:
Зрительное и слуховое восприятие
-слуховое сосредоточение 2-3 неделя
-зрительное сосредоточение
3-5 неделя
Физическое развитие (сон-бодрствование)
Эмоции и социальное поведение
-формирование «комплекса оживления»
Речевое развитие
Слайд 11Возникновение сосредоточения означает начало перестройки двигательной активности ребенка, превращения движений
из актов органических отправлений в акты поведения. В народной педагогике
издревле использовались особые средства формирования подобных сосредоточений: соска, люлька, яркие игрушки, колыбельные песни и т. д.
Слайд 12Сосредоточение оказывается первой телесно-поведенческой формой самостоятельности ребенка и его обособленности
от жизнедеятельности взрослого.
Основной задачей данной стадии (и всего периода в
целом) является построение практической программы ухода за ребенком (программы воспитания).
Эта программа направлена на преодоление разрыва психосоматического единства ребенка и взрослого и построение новой формы их общности – эмоционально-психологической.
Программа взрослого есть средство его отождествления с жизнедеятельностью ребенка, средство подстраивания поведения взрослого под те или иные органические состояния ребенка.
Однако объективно сама эта программа есть форма внешней рефлексии, которая останавливает, прекращает спонтанную активность ряда врожденных реакций, функций, рефлексов.
Слайд 13.
Хорошо известно также, что те безусловные рефлексы, которые включаются в
обеспечение совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, в со-бытие, окультуриваются, постепенно
заменяются произвольными действиями: крик превращается в плач, гримаса – в улыбку, хватательный рефлекс – в схватывание.
Например, если легонько прикоснуться пальцами к губам младенца в первые недели жизни, то он автоматически повернет голову к притронувшемуся пальцу, чтобы схватить его и сосать.
В три месяца подобное прикосновение вызовет совсем иную реакцию: сначала возникнет пауза и лишь потом появится осторожный, но активный поиск раздражителя.
Слайд 14Иными словами, средства отождествления взрослого с ребенком фиксируют средства обособления
самого ребенка (виды сосредоточения и развернутые двигательные программы). Эти средства
становятся его специфическими способностями и источниками формирования самостоятельности и инициативности, предпосылками внутренней рефлексии ребенка.
.