Слайд 1Становление и развитие связей с общественностью. Исторические вехи развития PR
Скотт
М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз:
теория и практика.- М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005.
Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR . - Спб.: Питер, 2004.
Бочаров М. История паблик рилейшнз: нравы, базнес, наука. – М.: «РИП-Холдинг», 2007.
Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью.- Спб.:Питер, 2008.
Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории и практики связей с общественностью.- Спб.: Питер, 2010.
Слайд 25. Ньюсом Даг, Тёрк Джуди ВанСлайк, Крукеберг Дин. Всё о
PR. Теория и практика паблик рилейшнз. – М Консалтинговая группа
«ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2001.
6. Королько В. Основы паблик рилейшнз. - М: Рефл-бук, 2000
7. Фрэйзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшнз. М., 2002.
8. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз – М., 2003
9. Векслер А. История Public Relations: Попытка хронологии // Советник. 1998. № 9–10; 1999. № 1–2.
Слайд 3Вопросы
ПротоPR древних времен.
PR в Древней Греции и Древнем Риме.
Связи
с общественностью в Средние века.
Особенности PR в эпоху Возрождения и
Новое время.
Слайд 4Рассмотрение ранних форм и методов связей с общественностью, влияния на
людей, убеждения их поможет нам глубже понять современное состояние связей
с общественностью, путь, пройденный ими в своем развитии.
Прообразы связей с общественностью можно найти в Древней Греции, Древнем Риме, еще ранее — на Востоке, в Древнем Китае.
Слайд 5В период расцвета таких цивилизаций как Вавилон, Древняя Греция и
Древний Рим, людей убеждали в том, что следует признать власть
своих правительств и своей религии. Фактор убеждения и сегодня остается движущей силой паблик рилейшнз.
Впервые выражение public relations употребил третий президент США Томас Джефферсон, в 1807 г. в черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу».
Слайд 6В Древней Греции превыше всего ценилось умение общаться, вести споры,
убеждать собеседника. Лучшие ораторы, как правило, были наиболее вероятными кандидатами
в лидеры. Для достижения еще большего признания политические деятели Греции нередко обращались к софистам (специалистам по обучению мудрости и красноречию) с просьбой помочь им в словесных баталиях.
Слайд 7Со времен древнегреческих мыслителей - софистов (5 -4 вв. до
н.э) практика влияния, убеждения была связана с умением вести дебаты
и соблюдать правила этики. Более того, были уже первые попытки того, что сейчас называют лоббированием — стремления повлиять на законодателей с помощью использования приемов коммуникации, убеждением логикой суждений.
Слайд 8 В античности зарождаются основные методы эффективного коммуникативного взаимодействия
между людьми.
Искусство публичного диалога в его
словесной форме связывают с именем древнегреческого философа и воспитателя Сократа.
Слайд 9
Сократ (ок.470-399 до
н.э)
и его ученики разработали комплекс основ диалогической
формы обсуждения определенного предмета и поиска истины, заложив фундамент функциональной эффективности демократического диалога.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или же симпатии к себе. В известном трактате «Риторика» (первой научной разработке проблем ораторского искусства) он вводит понятие этоса, под которым подразумевалось отношение публики к оратору как важнейшая предпосылка успеха его речи.
Выдающимися мастерами
техники влияния на массы были
римляне.
Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э – 44 до н.э.) всякий раз перед военными битвами добивался народной поддержки с помощью распространения специально подобранных обращений и проведения театрализованных представлений.
Слайд 12 В 59 году до н.э. Цезарь приказал вывесить
за пределами Форума, как бы мы называли его сейчас, информационный
бюллетень – «Acta Diurna». Его целью было информирование граждан Древнего Рима о действиях римских законодателей.
Слайд 13 Для прославления достижений императора широко распространялись «Комментарии»
Цезаря. Во время первой мировой войны Комитет общественной информации США
(Комитет Криля) обратился к опыту Цезаря, чтобы пробудить патриотизм американцев и добиться поддержки политики президента США. Способы ведения психологической войны, которые особенно широко стали использоваться в XX веке, были разработаны еще во времена Древнего Рима.
Марк Туллий Цицерон
(106 г. до н.э – 43 г. до н.э.)
Выдающийся государственный и политический деятель Древнего Рима в своих трудах по риторике особое значение уделял изучению психологии, интересов, вкусов публики. По его мнению, задача оратора—эстетически тешить публику, влиять на волю и поведение людей, уметь подвигнуть их к активной деятельности.
Слайд 15 Таким образом, в античности мыслители писали о внимании
к желаниям аудитории, что свидетельствует о том значении, которое они
придавали общественному мнению, хотя сам этот термин и не употреблялся.
Ряд идей и выводов, которые лежат в основе общественного мнения, можно встретить в политической лексике Древнего Рима. Римлянам принадлежит крылатое выражение «vox populi — vox dei» (глас народа — глас божий).
Слайд 16 В Средние века влияние на общественное мнение оказывала католическая
церковь. В 1095 году папа Урбан II, разослал послание по
своей информационной сети — через кардиналов, епископов и священников, в котором участие в священной войне против халифата провозглашалось служением божьим, заслуживающим отпущения всех грехов.
Слайд 17Папа римский Урбан II обещал всем, кто примет участие в
крестовом походе, не только отпущение грехов, но и сокровища «врагов
веры» с богатого Востока. «Живущие в горе и бедности, там будут в радости и богатстве», говорил он. Такой прием психологического воздействия использовался и в дальнейшем.
Гутенберг
Иоганн (ок. 1400-1468 гг.)
В 1438 г. он основал типографию и разработал новую технологию типографского процесса на основе печатных форм с использованием отдельных подвижных литер. Это открытие оказало глубочайшее влияние на развитие человеческой культуры.
Слайд 19 В 1622 году, в борьбе против Реформации Ватикан
создал специальную конгрегацию, призванную «помочь удержать веру» и сохранить церковь,
— «Конгрегацию пропаганды веры». Именно тогда вошло в обращение понятие «пропаганда», первоначально не носившее негативного оттенка и означавшее стремление церкви информировать людей о преимуществах католицизма.
Эпоха Возрождения
В XV в. итальянский государственный деятель и политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469 - 1527) создает свои знаменитые трактаты «Государь» и «Размышления», являющиеся, по сути, учебниками твердого и эффективного управления людьми.
Слайд 21Макиавелли видел в политике науку и искусство, умение глубоко анализировать
реальную ситуацию, теоретически осмысливать ее и находить правильное решение, искусную
тактику для воплощения теории в практику. Он широко применял приемы пропаганды и контроля общественного мнения.
Слайд 22Эпоха Возрождения, Реформация, открытие Нового Света - эти события исторического
значения расширили горизонты человечества, позволив ему по-новому оценить себя и
окружающий мир.
Слайд 23 Благодаря широкому и быстрому внедрению типографии в повседневную жизнь,
у PR появилась возможность для массового распространения различной
печатной продукции (печатать книги, массовыми тиражами издавать газеты, и т.д.), т. е. влиять на общество через массовые и периодические издания.
Слайд 24Коренным образом способы СО изменились в Новое время технические преобразования
сделали принципиально иными типы коммуникации, позволили им многократно усилить свою
мощь и степень влияния.
Слайд 25Возникновение печатного способа передачи информации, - изменило коммуникативную картину мира,
научила людей взаимоотношениям с пространством и временем. Начал формироваться институт
журналистики, ставший основным средством СО на столетия вперед.
Слайд 26Вывод:
Исторический анализ свидетельствует, что PR вобрали в себя
разнообразные виды техники и различные технологии влияния, убеждения, доказавшие свою
эффективность на протяжении многих веков.
Риторика, методы убеждения и влияния на людей, использование символики, разного рода лозунгов, скульптура и монеты широко и эффективно использовались и продолжают использоваться в политических и др. целях
Слайд 27 История человечества доказывает, что инструментарий влияния на общественность широко
применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, организации поддержки
политических партий, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации событий и людей.
Слайд 28Разобраться в сути современной системы связей с общественностью, понять ее
принципы и социальные функции практически невозможно, не совершив экскурса в
историю становления паблик рилейшнз на американском континенте, не изучив опыта, накопленного обществом.