Слайд 1Становление звукопроизношения
в онтогенезе
А.Н. Гвоздев, М.Е. Хватцев, Н.И.
Красногорский, С.Н. Карпова,
Ф.А. Сохин
Слайд 2Звуки речи усваиваются в определённой последовательности, причём вначале ребёнок усваивает
не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те,
которые ему легче произносить.
Слайд 3Легче произносить звуки:
- связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс
способствует возникновению губных звуков)
- связанные с положением ребёнка (из-за положения
«лёжа на спине» – заднеязычные, нёбные)
Слайд 4 - связанные с размером языка относительно ротовой полости (язык,
относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека –
ребёнку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – т.е. мягкие пары
Слайд 5 Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные
звуки, например: с-сь-ш.
При усвоении звука, может наблюдаться явление гиперкоррекции, т.е.
освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков.
Слайд 6На 2 месяце
- появляются недифференцированные и непроизвольные, возникающие в
процессе движения голосовых реакций – это гуление.
Можно выделить гласные: а,
о, у, э.
согласные: п, м, к, г, х.
Слайд 7 На 3 – 4 месяце – появляется лепет.
В
5 месяцев - неосознанное появление звуков и их комплексов.
Слайд 8 6 месяцев - подражательное повторение отдельных ритмичных слогов
8 месяцев -
произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога
(лепет)
Слайд 91-2 года
- появляются гласные – о, а, э
- согласные
- п, б, м
Характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск
(эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах; добавления гласных между согласных при их стечении, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки.
Слайд 10 Ассимиляция звуков в слове ( уподобление) – если в слове
2-3 согласных, то трудные согласные заменяются на более простые согласные,
находящиеся в этом же слове.
Может быть и ассимиляция гласных звуков. Смягчение согласных звуков.
Замены (субституция) согласных звуков, в том числе и по звонкости – глухости. Метатезис звуков (перестановка звуков).
Слайд 112 -3 года
- гласные ы и у
- согласные ф,
в, т, д, н, к, г, х, й .
Сохраняются ошибки,
указанные для возраста 1-2 года, но в меньшем количестве.
Слайд 123 – 4 года
Сохраняются ошибки, указанные для
возраста 1-2 года,
но в ещё меньшем
количестве
Слайд 134 – 5 лет
свистящие с, з, ц
щипящие ш, ж,
ч, щ
Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных
5 –
6 лет
Появляются - р, л.
Слайд 14Последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе
к первому году - появляются
смычки органов артикуляции;
к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции
(смычка - щель);
после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
к пяти годам - появляется возможность вибрации кончика языка.