Слайд 1СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Слайд 2Вопросы темы:
1.Социокультурные предпосылки эпохи.
2.Основные принципы философского мышления данной эпохи.
3.Основные этапы
философии средних веков.
Термины:патристика,схоластика,универсалии,реализм,номинализм,концептуализм.
Слайд 31. Христианство и философия. Понятие «христианская философия» в историко-философской традиции
Слайд 42. Основные проблемы средневековой философии
Проблема трансцендентного: теоцентризм, креационизм, проблема материи
Проблема
человека. Человек как личность, персона
Проблема соотношения веры и знания: познавательная
ценность веры
Проблема смысла истории, прогресса
Проблема универсалий
Слайд 53. Основные этапы развития средневековой философии
Апологетика
Патристика
Схоластика
Слайд 6Греческая патристика
Иустин Философ
Климент Александрийский
Василий Великий
Григорий Назианзин (Богослов)
Григорий Нисский
Дионисий Ареопагит (лже-Дионисий)
Максим
Исповедник
Иоанн Дамаскин
Слайд 7Латинская патристика
Тертуллиан
Иероним
Августин
Боэций
Слайд 8Августин Блаженный Аврелий
(354-430)
Основные произведения
“Исповедь”
”О граде Божием”
”Против академиков”
”О Троице” и др.
Слайд 9Схоластика, VIII-IX вв.
Алкуин
Иоанн Скот Эриугена
Слайд 10Схоластика, IX-XII вв.
Ансельм Кентерберийский
Пьер Абеляр
Бернар Клервосский
Слайд 11Пьер Абеляр (1079-1142)
Основные произведения
“История моих бедствий”
“Возражения некоему невежде в области
диалектики”
“Да и нет”
“Познай самого себя”
Слайд 12Пьер Абеляр и Элоиза
СЕНЕКА: “Нельзя заниматься философией только на досуге;
следует пренебречь всем, чтобы посвятить себя той, для которой мало
и всей нашей жизни. Нет большой разницы, навсегда ты оставил философию или же только прервал занятия ею; ведь если ты перестал заниматься философией, она покинет тебя” (Цит. по: Абеляр П. История моих бедствий, с.270)
Слайд 13Надгробный памятник Пьера Абеляра и Элоизы
Любовь друг к другу они
сохранят до конца своих дней. После смерти Абеляра Элоиза завещает
похоронить себя в одной могиле с ним, и через 20 лет это завещание было выполнено
Слайд 14Первый Парижский университет, Латинский квартал
В Париже на холме св. Женевьевы
Пьер Абеляр организует школу, в которую стекается огромное количество студентов.
На основе этой школы возник первый Парижский университет
Слайд 15Латинский квартал
Кафе “Сорбонна”
Слайд 16Один из факультетов Сорбонны
На фасаде здания надпись времен Французской революции
“Свобода, равенство, братство”
Слайд 17Схоластика, XIII в.
Альберт Великий
Фома Аквинский
Слайд 18Основные произведения
Фомы Аквинского
“Сумма философии, или Сумма против язычников”
“Сумма теологии”
“О единстве
разума против аверроистов”
Комментарии к книгам различных философов (Аристотель, Прокл, Дионисий
Ареопагит и др.)
Слайд 204. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии
1. Credo
quia absurdum: верую, ибо абсурдно (Тертуллиан)
2. Credo ut intelligam: верую,
чтобы понимать (Августин, Ансельм Кентерберийский)
3. Понимаю, чтобы верить (Пьер Абеляр)
Слайд 21Августин Блаженный Аврелий
(354-430)
Верую, чтобы понимать
“Если не поверите, не поймете”
(Исайя)
Вера прежде понимания
Если я понимаю, то я в это уже
верю
Вера – высший уровень разума
Слайд 22Пьер Абеляр
Понимаю, чтобы верить
Любой объект должен быть проверен разумом
Разум предпочтителен
перед слепой верой
Прогресс в области веры возможен только с помощью
разума
Истину может постичь только философия
Слайд 23Фома Аквинский (1225-1274)
Вера должна опираться на систему рациональных доказательств (т.н.
доказательства бытия Божия):
1. Доказательство от движения (есть источник движения)
2. Доказательство
от производной причины(есть первопричина)
3. Доказательство от необходимости и случайности(в мире есть случайные вещи, но бытие Бога свободно от этого)
4. Доказательство от совершенства (Бог-причина совершенства).
5. Доказательство от целесообразности (все в мире имеет определенную цель).
Слайд 245. Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма
Слайд 25Универсалии (universalis – общий)
в схоластике это общие понятий, идеи, которые,
имея самостоятельный смысл, существуют телесно,
“до вещей” (Иоанн Скот Эриугена),
“в
вещах” (Фома Аквинский),
“после вещей” в виде умственных построений (Локк) или являются
“именами вещей”, словами (Росцелин, Оккам)
Слайд 26Реализм – утверждение о реальности всеобщих понятий
Слайд 27Номинализм (от лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что
универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении
Слайд 28Концептуализм (от лат. сonceptus – мысль, представление) – утверждение о
том, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами. Человеческий ум в
своей познавательной деятельности извлекает из индивидуальных предметов то общее, что в них есть. Это общее формируется в нашем уме в виде понятий, концепций. Общие понятия существуют, но не отдельно от вещей, но субъективно в человеческом уме
Слайд 29Философия Возрождения
План лекции
1.Социально-экономические предпосылки эпохи
2.Основные идеи философии Возрождения
3.Этапы развития философии
Возрождения. Ключевые слова:
Возрождение,гуманизм,пантеизм,натурфилософия.
Слайд 30Представители:
Ф.Петрарка(1304-1374),Л. Валла(1407-1457),представители 1-го,гуманистического этапа, Он относится к концу 14-началу 15
века.
2-ой этап- философский неоплатонизм(П.Мирандолла-1463-1494),Н.Кузанский(1401-1464). Относят к 15 веку-второй половине.
3 этап-
натурфилософский (Д.Бруно (1548-1600),Н.Коперник(1473-1543) и др.). Конец15- начало 16 века.