Слайд 1Анна Андреевна Ахматова
1889—1966
Слайд 2Прославление писцов
Мудрые писцы
Времён преемников самих богов,
Предрекавшие будущее,
Их имена сохранятся навеки.
Они
ушли, завершив своё время,
Позабыты все их близкие.
Они не строили себе
пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили своё наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Писания становились их жрецами,
А палетка для письма — их сыном.
Их пирамиды — книги поучений,
Их дитя — тростниковое перо,
Их супруга — поверхность камня,
И большие и малые —
Все их дети,
Потому что писец — их глава.
Слайд 3Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб
исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты.
Но имена их произносят, читая
эти книги,
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их,
Вечна.
Стань писцом, заключи это в своём сердце,
Чтобы имя твоё стало таким же.
Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина,
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передаёт это в уста других..
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Слайд 4Есть ли где‑нибудь кто‑то, подобный Джедефхору?
Есть ли кто‑то, подобный Имхотепу?
Нет
среди нас такого, как Нефри
И Хетти, первого из всех.
Я напомню
тебе имя Птахемджхути
И Хахеперра‑сенеба.
Есть ли кто‑нибудь, подобный Птахотепу
Или Каресу?
Мудрецы, предрекавшие будущее,—
Вышло так, как говорили их уста.
Это написано в их книгах,
Это существует в виде изречения.
Их наследники — дети разных людей,
Как будто все они — их собственные дети.
Они скрыли своё волшебство от людей,
Но их читают в наставлениях.
Они ушли,
Имена их исчезли вместе с ними,
Но писания заставляют
Вспомнить их.
Слайд 5Статуя писца Каи
Это одна из самых знаменитых статуй, изображающих писца
в типичной позе - сидящим со скрещенными ногами, со свитком
папируса на коленях
Слайд 6Когда рабочие феллахи под руководством французского археолога Огюста Мариетта в
1850 году проникли в сердаб (помещение для статуи покойного) гробницы
Каи в Саккаре, темноту прорезали лучи света и упали на глаза статуи. Рабочие в ужасе разбежались, но через несколько минут, с кирками наперевес и криками "Шайтан! Шайтан! бросились в пролом, в атаку на "нечистого", пронизавшего их своим взглядом. Мариетту пришлось встать на защиту статуи и утихомировать разъярённых рабочих с помощью лопаты и такой-то матери...
Ныне эта статуя - украшение египетского зала Лувра.